Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Как не попасться на удочку шарлатанов от медицины, «излечивающих» все болезни с помощью «чудодейственных» препаратов, лекарств и нетрадиционных методов лечения?

Немного истории

Точный ответ на вопрос о том, когда же появилась медицина, дать никто не может. Однако есть основания предполагать, что это произошло вместе с возникновением человека. Конечно, говорить о медицине того времени, как о науке, нельзя. Тем не менее некоторые приемы врачевания были известны еще первобытным людям. 

В разных странах мира существовали свои лекари, у которых были собственные методы лечения болезней. Известна медицина Древнего Египта, Древнего Китая, Индии, Японии, Тибета. И уже тогда в разных странах начали появляться школы, где обучали эскулапов.

Основателем медицины Древней Греции считается Асклепий. Имена других древних врачевателей затерялись в глубине веков. Собственно научную медицину связывают с именем Гиппократа. Он соединил воедино разнообразные течения медицины, выделил признаки многих болезней (кстати, некоторыми его открытиями пользуются при установлении диагноза и современные врачи). Заслуга Гиппократа в том, что он создал медицинские трактаты, в которых описывались болезни, методы лечения, в частности он пропагандировал сначала изучать состояние больного, а уже затем на основе наблюдений, знаний и опыта прошлых поколений осуществлять лечение. 

Вслед за Гиппократом свои медицинские трактаты оставили миру Гален, Авиценна, Гарвей, Гельмонт.

Кстати, в те времена свои медицинские трактаты лекари античности и средневековья оберегали от переписываний и подделок.

Появление книгопечатания позволило издавать медицинские трактаты, учебники по болезням и их лечению. Но все это делалось под строгим контролем, печатались только работы медиков-ученых и врачей, имеющих большую практику. Кроме того, с развитием книгопечатания медицинские знания распространять и получать стало проще.

Но что характерно, медицинские советы в книгах, брошюрах, других печатных изданиях давали только врачи. 

Зачем врач, когда есть телевизор?

Так было. Но с переходом средств массовой информации в частные руки все изменилось. Ради платы за рекламу руководители телеканалов и радиостанций готовы предоставить эфир кому угодно, лишь бы были диплом, сертификат, неважно кем выданные — медицинским учебным заведением или ассоциацией колдунов, магов, экстрасенсов, ясновидящих и т.д. Их советы, как сохранять здоровье, чем и как лечиться, заполонили эфир.

Например, по радио России после 10-минутных новостей в 6 часов утра в эфире идет реклама услуг ясновидящего, экстрасенса — одним словом, целителя. Он не только болезни лечит, но и наводит порядок в семьях. Причем этому ясновидящему не обязательно контактировать с пациентом. Он исцеляет на расстоянии, при этом, как говорит его помощница, хорошо бы иметь фотографию пациента или предмет, который исцеляемый когда-нибудь держал в руках.

С неделю ясновидящий молчал. А потом в одной из радиопередач вместо чудо-лекаря, называющего себя экстрасенсом и ясновидящим, появился психотерапевт с большим опытом. Причем, по всей видимости, это был один и тот же человек. Теперь он уже не исцеляет и не «разгребает» семейные неурядицы на расстоянии — к нему надо записываться на прием. Примеры же своего чудодействия приводит одни и те же: от Надежды ушел муж, она переживала, но вмешательство психотерапевта все изменило, женщина стала привлекательной, получила хорошую работу. И все потому, что позвонила санкт-петербургскому чудо-целителю, психотерапевту.

Другой пример. Всем надоела за два года реклама чудо-пасты, передававшаяся утром по одной из радиостанций. Она сопровождалась множеством звонков от населения, которое выражало благодарность за чудо-пасту из бурой морской водоросли ламинарии. А компания, рекламировавшая свою продукцию, утверждала, что она помогает при любых болезнях — является своего рода панацеей.

Потом реклама той же чудо-пасты, но уже с другим названием появилась в эфире другой радиостанции. Она строилась по прежней схеме: сначала специалист фирмы-изготовителя рассказывает, как паста помогает при болезнях суставов, при сердечной недостаточности, от бессонницы и так далее. Затем принимаются «звонки радиослушателей». Голоса (явно в записи) начинают рассказывать, как эта чудо-паста помогла одному от насморка, другому от диареи, третьему от сердечной недостаточности, четвертому от бессонницы… И каждый звонок заканчивается благодарностью изготовителям и поставщикам этой чудодейственной пасты, которая по сути не лекарство, не БАД, а продукт диетического питания.

А чтобы усилить эффект, дабы «чудо-пасту» приобретали бы больше, рекламодатели использовали весьма интересный прием. Радиослушатели звонят и спрашивают: «Это та самая паста, которую давали космонавтам после возвращения на землю?» «Да, это она помогала восстанавливаться космонавтам, поможет и вам», — отвечает специалист. Другой вопрос: «Это та самая паста, которую давали подводникам при всплытии?» Какой ответ был, вам, уважаемые читатели, понятно. Вот на какие ухищрения идет реклама, чтобы завлечь покупателей.

Примеров подобного шарлатанства достаточно. Так пропагандируются якобы медицинские знания и методы лечения: одна дама «лечила» все болезни и по радио, и на телевидении с помощью собственной диеты. Сам Леонид Якубович в передаче «Поле чудес» рекламирует ее диету (а чем больше рейтинг у канала или конкретной передачи, тем выше ставка за рекламу)! Худейте и лечитесь, как говорится, на здоровье.

Закон бездействует?

Неужели никак нельзя усмирить разгул рекламы, обманывающей доверчивое население призывами лечиться чудо-лекарствами у чудо-целителей, так часто и густо появляющейся в радио- и телеэфире, да и на страницах печатных СМИ? 

Можно, если рекламу ввести в рамки закона. Существует Федеральный закон «О рекламе». В него несколько раз вносились изменения, но они касались запрета рекламы алкогольной продукции, табачных изделий.

Статья 24 «Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения» остается в законе действующей, вот только жаль, что не находит применения.

Во втором пункте этой статьи говорится, что в рекламе не должны содержаться ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования. Нарушение этого пункта статьи 24 ФЗ «О рекламе» — одно из самых распространенных. Как мы уже говорили, этим грешат многие рекламные радиопередачи, которые нам навязываются. А человек, как правило, пытается и надеется излечиться любым способом, когда традиционные методы лечения не помогли. Да и воздействовать на доверчивых людей очень просто. А вдруг поможет?! И тут шарлатаны от медицины на благодатной почве безграничного доверия постоянно повторяют о том, что любую болезнь можно победить, особенно с помощью их лекарств и услуг. А граждане, особенно пожилые, с букетом болезней клюют на эту радиоприманку, заказывая чудодейственную пасту по цене, часто превышающий размер средней пенсии.

Государственный контроль в сфере рекламы, говорится в статье 33 ФЗ «О рекламе», возлагается на антимонопольные органы — федеральный и региональные. Антимонопольные органы есть во всех субъектах России. Они что, ничего не видят и не слышат?

Скорее всего, закон не достаточно четко определяет полномочия разных органов власти в области соблюдения законодательства о рекламе. В статье 34 «Представление информации в антимонопольный орган» говорится, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица указанных органов, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны представлять в антимонопольные органы информацию, необходимую для осуществления ими (антимонопольными органами. — Прим. ред.) полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства РФ о рекламе. Тогда выходит, что вышеназванные органы не подают «жалобы» антимонопольщикам о нарушениях законодательства о рекламе?

По телевидению, по радио, в периодической печати продолжается рекламирование биологически активных и пищевых добавок как лекарственных средств (нарушение п.1 ст.25 федерального закона), продолжается выражение благодарности тем, кто создает «чудо-пасту» и другие рекламируемые товары.

И еще одно очень распространенное нарушение законодательства о рекламе, до которого не доходят руки органов власти, обязанных информировать антимонопольщиков. Речь идет о рекламе медицинских аппаратов, предлагаемых гражданам для личного пользования, которые тоже могут избавить от любых заболеваний — гипертонии, простатита, болезней суставов. В статье 24 п.8 федерального закона говорится, что реклама изделий медицинского назначения, использование которых требует специальных знаний, допускается не иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок.

Легче заплатить штраф

Впрочем, антимонопольный орган, говорится в пункте 2 статьи 36 Закона РФ «О рекламе», по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов госвласти возбуждает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе. Как видим, никто не лишал права инициативы работников антимонопольных органов. Они могут самостоятельно возбуждать дела.

А что конкретно могут сделать антимонопольщики? Антимонопольные органы могут выдавать предписания рекламодателям, распространителям рекламы (через эфир, в печати, на щитах и т.д.) о прекращении нарушений законодательства о рекламе. Неисполнение предписаний антимонопольного органа влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных нарушениях (пункт 8 статьи 36). Наказание за административные нарушения в нашей стране — это штраф. Но распространителю рекламы (телеканал, радио, газета) проще заплатить штраф, чем лишиться доходов от постоянной рекламы сомнительных лечебных средств и методов лечения.

Дмитрий Крылов

29.05.2015 в 23:46
Возрастная категория материалов: 16+