Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Эпатаж еще как рулит! Порой у молодых просто мозги сносит напрочь.

«В прошлом году был в Майкопе «ночной гонщик» — мотоциклист. Парень самовыражался игрой в роковую личность. Одевался во все черное, снимал с мотоцикла глушитель и ночью буквально вылетал на улицы города. Разглядеть его в сумерках на черном мотоцикле невозможно — один грохот двигателя разносится. Гнаться за ним нельзя: будет уходить от погони — разобьется. Его прозвали «смертником». Каждый его выезд — нервный стресс для полицейских, утром все задавались одним вопросом — жив? Выловили его майкопские байкеры, которым он портил имидж», — рассказали сотрудники республиканской Госавтоинспекции.

Незаурядность как факт

Безусловно, отследили гонщика полицейские. Знали, что живет в станице Ханской, участковый пытался образумить парня, но он ни в чем не признавался, днем общественный порядок не нарушал. Соседи жаловались, родители хватались за сердце. На время он исчезал с улиц, а потом появлялся снова.

— У нас хорошие отношения с байкерами Майкопа. Казалось бы, тоже неформалы, но любовь к мотоциклам у них иная — никаких противоречий с законом, — говорит начальник Управления ГИБДД МВД по РА Александр Курпас.

У байкеров, как выяснилось, «ночной гонщик» немало попил крови: в городе пошли разговоры, что, мол, это все байкерские штучки. Тень, брошенная на организацию, портила им имидж. Охотились на гонщика группами, в конце концов догнали, отловили и сдали наряду сотрудников ДПС со всем его маскарадом. Искомой славы парень не добился. «Но байкеры, по сути, спасли ему жизнь. Он бы разбился, судьба таких парней предопределена», — уверены дорожные полицейские.

Это лишь один случай, когда поначалу индивидуализм подогревается спортивным интересом, затем молодежное «Я» жжет адреналин, а в результате самовыражение заводит в тупик.

— Главное — отличаться от окружающих. А каким образом? Ищи свою индивидуальность. По идее, любая форма самовыражения должна быть интеллектуальной. А на деле выходит — страсть к подражанию, — говорит студентка одного из вузов Майкопа Валерия.

В общем, насмотрелся парень кино о «ночном гонщике» и решил, что на улицах столицы Адыгеи себя покажет.

— В конце 90-х годов в Майкопе была образована неформальная организация «Атши», точнее молодежная коммуна. Название взяли из повести американской писательницы Урсулы Ле Гуин, которая писала в стиле фэнтези, в том числе создала выдуманную планету Атши. Урсула писала о межкультурных взаимодействиях, психологических конфликтах в обществе, о даосизме, анархизме и коммунизме, за свои книги получила несколько высших литературных наград. Коммуна просуществовала в Майкопе достаточно долго, исповедуя принципы защиты леса и природы, но в итоге все свелось к анархии, — рассказывает одна из бывших участниц.

Почему они уходят?

«Коммуна в Майкопе собрала тех, кто сбегал от родителей, уезжал автостопом за сотни тысяч километров — с Дальнего Востока, Урала, Алтая, из Москвы. Многих разыскивали родители, не понимая, почему дети ушли из благополучных семей? А молодые люди утверждали, что пришли в коммуну через любовь к лесу, «заболев» горами Адыгеи.

На самом деле объединению «Атши» предшествовали коммунитарные опыты его организаторов в Краснодаре, Брянске, Луганске и на Алтае. Основателей коммуны было двое, и они оба более 10 лет до этого жили в потоке молодежных движений хиппи, так называемых «зеленых» и приверженцев идей Рериха.

«Атши» возникло в начале июля 1996 г., когда с горы Большой Тхач в поселок Сахрай после полуторамесячного отшельничества в пещере спустился человек по имени А, а другой человек по имени ЭР предложил ему осуществить совместный эколого-коммунитарный проект. Постепенно народу прибавлялось, и проект стал называться эколого-коммунитарным объединением. Даже чуть не зарегистрировались. Проводилась различная деятельность в сфере экологических проблем: главной нашей заботой тогда являлось глобальное несоответствие своему статусу Кавказского заповедника (крупное браконьерство, валютная охота, незаконные рубки на кордонах и т.д.)», — писал о коммуне ее участник под именем Ди.

Неформал — это попытка показать свою необычность и незаурядность через демонстративно яркие формы. В 90-е годы общество столкнулось с разрывом связи поколений, переоценкой устоявшихся и возрождением отторгнутых в советский период традиций. Серьезные экономические затруднения, хаос социальных связей, разрушение устоявшейся системы ценностей и морально-психологических конструкций поставили молодежь в затруднительное положение.

И раньше, и сегодня причины возникновения различных молодежных сообществ и групп возникают из социальных противоречий. Возможно, молодые резче видят конфликт между проповедываемыми истинными и ложными моральными ценностями взрослых? Не отсюда ли и вся эпатирующая атрибутика неформалов?

Неформальные объединения молодежи, как утверждают эксперты, всегда базируются на чьих-то убеждениях, часто религиозного плана. Однако сегодня те, кто берется ими руководить, могут привести такие группы к непредсказуемым для общества последствиям. Недолжный контроль за связями молодежи с новыми нетрадиционными организациями и религиями опасен.

Сейчас уже и в Адыгее появляются группы, которые относят себя к неоязыческим религиям. Некоторые из этих движений на Украине, как подтверждает эксперт, привели к социальному взрыву.

Законный интерес

— Как выяснили представители службы безопасности Украины, все эти объединения финансируются из спецфондов Госдепартамента США, а также ряда так называемых религиозных организаций, которые являются передаточным механизмом. Эти люди в лице духовных лидеров существуют на гранты, используют психотехники, обрабатывающие сознание людей, убеждающие в их исключительности и привязывающие к мнению вождя либо лидера группы и мнению их ближайшего окружения, — говорит ученый из Луганской области Украины, преподаватель МГТУ, профессор Сергей Титаренко.

В результате такого воздействия люди становятся беспринципными, абсолютно послушными воле своего предводителя. И самое главное — именно они могут быть использованы в антигосударственных целях.

Для полной обработки личности руководители этих групп проводят практики так называемых сборов в лагерях, где отобранный молодежный «контингент» полностью изолируется от общества и, помимо культовой деятельности, проходит еще и технологическую подготовку.

— Так, несколько групп карательного батальона «Айдар» — более 300 человек — были собраны в его ряды из числа представителей этого нетрадиционного течения. Еще большую опасность представляет группа «саентологов», — говорит Титаренко.

Саентология, что в переводе с латинского и древнегреческого означает «знание знания», — международное движение, которое также создал американский писатель-фантаст. Это своего рода система практик, которые собраны из разных околонаучных и религиозных идей. Практики ориентируют людей на стремление к карьере и успеху.

— Первоначально это течение было ориентировано на развитие интеллекта, на повышение роли духовности и научности в обществе. Но после публичные акции группы в США оказались под запретом, поскольку судами были установлены факты подсознательного психологического влияния на большие группы людей, — говорит ученый.

Деятельность движения сегодня находится под полным контролем ФБР. Тем не менее движение видоизменилось, организованы его тайные ордены, которые проникают в традиционные религии и пытаются под их прикрытием воздействовать на жизнь общества. Так, по словам Титаренко, заместителем руководителя саентологической секты на Украине является премьер-министр нынешнего правительства страны, а его брат входит во Всемирный совет саентологов в США. Это дает право предполагать, что деятельность организации и ее влияние в общественной жизни контролируется американскими спецструктурами, которые используют движение на территории других стран в свою пользу.

— В Харькове в свое время была аналогичная духовная группа, которая потом потеряла контроль и вышла на поверхность, — известная всем «Аум синрике», или «Белое братство». Приведу общеизвестный факт: около 3 тыс. человек с различными синдромами были пролечены в психиатрических клиниках после воздействия практик этой организации только в одной Луганской области, — говорит эксперт.

Сложность лечения заключается в том, что практики психологического воздействия для таких групп разрабатываются в специальных лабораториях. Это закрытые от широкого круга специалистов приемы воздействия на психику человека, и найти лечение, не зная технологии, практически нереально.

Как бороться с такими группами? Запрещение, карательные меры неприменимы, пока деятельность таких групп не демонстрирует открытого антисоциального и антиличностного характера. Но способы выявить и понять, чем заняты люди в обособленных группах, существуют.

— Основная задача общества сегодня — это постоянный мониторинг ситуации, полный контроль за легальной и нелегальной деятельностью таких групп, а также четкая фиксация всех правонарушений в системе отношений и свобод личности. Это приведет к тому, что можно будет выявить группу, а в случае активного навязывания со стороны ее лидеров деструктивных принципов воздействия, их деятельность будет на законных основаниях пресечена, — считает Титаренко.

Свобода совести декларируется Конституцией РФ, а это значит, что необходимо учитывать следующую точку зрения: разрешено то, что легитимно. То есть группа должна быть зарегистрирована на той или иной территории и обладать лицензией на конкретную, строго оговоренную разрешительным документом деятельность. Таким образом государство защищает своих граждан от стороннего экстремистского или тоталитарного воздействия. И оно вправе это делать.

По мнению республиканских правоохранительных структур, неформальные социальные объединения, которые не прошли такой государственной процедуры либо прошли ее, но нарушают свои уставные нормы, можно привести в чувство реальности — в соответствие с законом.

Елена Космачёва.

11.06.2015 в 21:57

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.