Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Безопасность от терроризма и экстремизма зависит от внимания людей.

В «СА» №98 от 7 мая 2015 г. был опубликован материал, посвященный вопросам противодействия терроризму и возможным проявлениям экстремистской деятельности, в том числе в молодежной среде. В продолжение темы — следующий материал.

По экстремистской направленности в Адыгее в 2013 году было возбуждено шесть, в 2014 году — пять уголовных дел. В основном они связаны с фактами размещения в сети Интернет материалов, включенных в федеральный список экстремистских публикаций. В двух случаях уголовные дела возбуждались после признания в судах того, что материалы действительно являются экстремистскими. В подавляющем большинстве — 90% случаев — такие материалы размещались в соцсетях либо несовершеннолетними, либо молодыми людьми до 25-летнего возраста.

— Из общего количества фактов за период двух лет в шести случаях материалы размещали в Интернете подростки — это весьма значимый факт, — подчеркнул помощник прокурора республики по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности Сергей Швецов.

В вопросах принятия окончательных решений по этим уголовным делам суды, как правило, руководствуются целесообразностью мер. Подростки освобождаются от уголовного наказания, однако к ним применяют меры принудительного воспитательного воздействия под надзором родителей.

— Ни один из несовершеннолетних, из тех, кто фигурировал в данных уголовных делах, не остался без внимания. Они были поставлены на учет в органах системы профилактики, в том числе и в полиции. Работа специалистов ведется с ними постоянно, повторных инцидентов или каких-то нарушений с их стороны не было. Данные факты без указания фамилий участников широко обсуждались в школах и среди студенческой молодежи с тем, чтобы стало понятно: такие поступки влекут уголовную ответственность и наказуемы, — говорит старший помощник прокурора республики по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Елена Алексейцева.

По словам Алексейцевой, наряду с профилактикой проявлений экстремизма среди молодежи, в которых основные меры принимают правоохранительные структуры, есть и другие проблемы, требующие не менее пристального внимания. В частности, немало нареканий у прокуратуры Адыгеи вызывает антитеррористическая защищенность школ и образовательных учреждений республики, что требует современное законодательство об образовании.

— Как показали результаты специализированной прокурорской проверки, практически во всех районах республики в образовательных организациях выявлены серьезные нарушения, что является недоработкой власти местного самоуправления. Установлены факты нарушения требований к ограждению территорий школ, отсутствия камер видеонаблюдения, в школьных библиотеках не обновляются списки экстремистских материалов, что требует федеральное законодательство, — рассказала Елена Алексейцева.

Результаты проверки и вынесенные представления прокуратуры об устранении нарушений закона по антитеррористической защищенности детских образовательных учреждений были направлены в адрес Премьер-министра Адыгеи. В большинстве муниципалитетов на указания прокуратуры РА отреагировали. В Майкопе и Кошехабльском районе школьные заборы отремонтировали. В пяти школах Майкопского района подготовили сметы на ремонт заборов с обязательством закончить работу до декабря 2015 года. В семи школах и детсадах Гиагинского района установлены камеры видеонаблюдения, в 32 детских образовательных учреждениях Красногвардейского района о видеонаблюдении также обещали позаботиться до конца текущего года. В течение 2015—2016 учебного года видеокамеры установят в 10 школах и детских садах Шовгеновского и в 17 детских организациях Теучежского районов.

Непосредственно с антитеррористической защищенностью детских учреждений связана и пожарная безопасность. Нарушения выявлены в Шовгеновском, Красногвардейском, Кошехабльском и Тахтамукайском районах, где не установлены программно-аппаратные комплексы «Стрелец-мониторинг», обеспечивающие в школах противопожарную безопасность. Безусловно, установка одного комплекса обходится бюджету не дешево, но эти затраты необходимы и оправданны.

— В Кошехабльском районе на установку комплексов «Стрелец-мониторинг» более чем в 10 школах было выделено 640 тыс. рублей. Ситуация возникла неоднозначная: деньги, предоставленные по программе, не были освоены. Муниципальные образовательные учреждения заключили контракты на установку «Стрельцов», но подрядчик работы не выполнил, в свое время контракты не были расторгнуты, хотя все работы должны были сделать до 1 января 2015 года, — рассказала Елена Алексейцева.

В результате в процесс вмешалась республиканская прокуратура. По актам прокурорского реагирования понудили муниципальные власти расторгнуть предыдущий контракт. Также соответствующая информация была направлена в Федеральную антимонопольную службу — о внесении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков. После этого был проведен новый конкурс на заключение подряда.

Кроме того, нарушения пожарной безопасности устранены в 16 школах Шовгеновского и в 11 школах Тахтамукайского районов.

Почему массовые нарушения безопасности выявлены комплексной проверкой в течение учебного года, хотя к его началу каждая школа проходила соответствующий контроль, и паспорта готовности школ, включая антитеррористические меры, были приняты проверяющими — вопрос, как выяснилось, не из легких. В Министерстве образования и науки РА применяют ведомственные меры воздействия, поскольку требования законодательства никто не отменял. Но задачи по укреплению антитеррористической защиты отнесены к финансовому обеспечению муниципальных бюджетов. Финансирование программ либо шло с недостатком средств, либо, если судить по общему количеству нарушений в школах районов, вообще отсутствовало.

Чиновникам поставили на вид, виновных наказали. Но — по срокам исполнения — реальных денег на полное оснащение антитеррористической безопасности в муниципалитетах не находят. Конкретное решение вопросов откладывается к финансовому обеспечению нужд следующего учебного года. Хотя всем, безусловно, предельно ясно: экономить на защите детей от возможных проявлений террористического характера — недопустимо.

Заменить видеонаблюдение и профессиональную специализированную охрану школьными сторожами невозможно. Как и воспитательными внушениями взрослых детям, типа «К чужим не подходить» и «Так делать нельзя!».

Возможно, пытаясь решать муниципальные финансовые проблемы, взрослые забыли, что в январе 2013 года во дворе школы №20 Майкопа нашли боевую гранату времен Великой Отечественной войны, ее своевременно удалось обезвредить, никто не пострадал. Еще один аналогичный случай был официально зарегистрирован около десятка лет назад. Тогда во дворе другой майкопской школы ученики обнаружили новенькую современную боевую гранату. Кто-то оставил ее в куче мусора в дальнем углу за спортплощадкой. «Тревожная кнопка», установленная в кабинете директора, и обученная охрана тогда пришлись как нельзя кстати. Установить злоумышленника не удалось, хотя видеонаблюдение могло бы этому помочь. К сожалению, современность такова, что непреклонные требования безопасности имеют под собой не выдуманные основания.

Елена Космачёва

11.06.2015 в 21:59
Возрастная категория материалов: 16+