Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

«Вставай, страна огромная!» — это первые слова главной песни Великой Отечественной войны, которая вселяла в бойцов и командиров смелость и решительность, веру в победу над врагом. Ее рубленые куплеты заставляли наших воинов, отправлявшихся на фронт, чеканить шаг, подпевать репродукторам, из которых лилась эта мелодия со словами, призывавшими идти «на смертный бой с фашистской силой темною, с проклятою ордой».

На третий день войны стихи Василия Лебедева-Кумача «Священная война», начинавшиеся словами «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой», были опубликованы в газетах «Известия» и «Красная звезда».

Газету с этими стихами принесли руководителю ансамбля песни и пляски Красной Армии Александру Александрову. Стихотворение потрясло композитора глубиной чувств и призывом, обращенным к воинам, всему народу, дать отпор «грабителям, душителям людей».

Утром, придя на репетицию в Центральный дом Красной Армии, Александр Александров написал мелом на доске ноты к словам новой песни, оркестранты и певцы приступили к разучиванию песни.

Песню надо было хорошо отрепетировать. На это ушел еще день. А 27 июня состоялось первое публичное исполнение «Священной войны». Несколько концертных групп ансамбля уже отправились на фронт. Осталась одна. С ней Александр Александров прибыл на Белорусский вокзал, который был забит солдатами и командирами, отправлявшимися на фронт. Всюду суета, толчея, гвалт. Александров на мгновение испугался: услышат ли эти озабоченные отправкой на фронт солдаты новую песню — первую песню, посвященную Великой Отечественной войне. Артисты взошли на невысокий дощатый помост. Стараясь перекричать царивший в зале шум и гвалт, ведущий объявил о первом исполнении ансамблем песни «Священная война». Но его слова потонули в общем шуме.

Однако, когда артисты запели: «Пусть ярость благородная вскипает, как волна, идет война народная, священная война!», все сидевшие на скамьях бойцы и командиры встали. У некоторых на глазах появились слезы. Так начала путь к сердцам миллионов советских людей песня-набат, звавшая на смертный бой с фашизмом, вселявшая веру в победу над захватчиками.

Другим мощным призывом искусства на бой с «проклятою ордой» стал плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет». Идея плаката-призыва родилась у художника в первый день войны, когда к нему в мастерскую вбежала взволнованная супруга Тамара и крикнула: «Война!» Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать набросок.

Плакат «Родина-мать зовет» был напечатан в «Правде», «Известиях», «Красной звезде» и других газетах. Он был размножен миллионными тиражами, пачки с которыми отправляли на фронт с верой в его силу, как и в силу нашего оружия.

После войны Ираклий Тоидзе вспоминал историю, рассказанную ему капитаном Андреем Соколовым, который в начале войны командовал взводом. Немцы упорно рвались на восток. Наши отступали. Пришлось оставить небольшой городок. И вдруг один из бойцов рванулся назад. Лейтенант приказал вернуться. Но боец крикнул в ответ: «Я за мамой!» И тут все увидели висевший на стене полуразрушенного дома плакат «Родина-мать зовет». 

Воины с давних пор не могли обходиться без коротких и понятных солдатам призывов. К примеру, в годы Первой мировой войны командиры призывали солдат словами: «За веру, царя и Отечество!». Нужны были призывы и в Великую Отечественную войну. Первым появился «Смерть немецким оккупантам!». С этими словами первыми поднимались на бруствер окопа и шли в атаку командиры взводов и рот, ведя за собой бойцов. Потом появился призыв «За нашу советскую Родину!». Но слова эти трудно было быстро прокричать лейтенанту, ведущему взвод в атаку.

Наконец, уже к осени 1941 года появился призыв «За Родину! За Сталина!», который поднимал бойцов в атаку до самого последнего дня войны.

Звало на бой с захватчиками и наше киноискусство. В те грозные годы были созданы киноленты «Александр Невский», лейтмотивом которой была библейская истина «Кто к нам придет с мечом, от меча и погибнет», «Петр Первый», «Иван Грозный» и незабываемый фильм «Два бойца» (1943 год). Главную роль бойца-одессита Аркадия Дзюбины сыграл Марк Бернес. Песни из этого фильма «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали» долетели до фронта быстрее, чем сама кинолента.

Аслан Чиназиров

23.06.2015 в 18:51
Возрастная категория материалов: 16+