Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

2 июня правительство Забайкальского края обнародовало информацию о намерениях по подписанию протокола о реализации проекта о сотрудничестве в агропромышленном комплексе с китайской корпорацией «Синбан» (инвестиционная компания «Хуаэ Синбан» провинции Чжэцзян). Корпорация известна в Забайкальском крае как основной инвестор по строительству Амазарского целлюлозно-промышленного комплекса (ЦПК) в Могочинском районе – проект этот реализуется с середины 2000 годов, но до сих пор дальше вывозки леса в Китай не ушёл. Несмотря на то, что в сообщении правительства не фигурирует Могойтуйская промзона, источники в органах власти утверждают, что новый старый китайский инвестор намерен на этой площадке по согласованию с властями работать. Препятствий для этого нет — в конце мая с промзоны за бездействие была изгнана ещё одна китайская корпорация – «Хуасинь».

В сообщении правительства отмечается, что «Синбан» намерен вложить в развитие сельского хозяйства Забайкальского края 24 миллиарда рублей – сумма, сопоставимая с годовым объёмом собственных доходов регионального бюджета. Речь идёт о создании производств на «залежных пахотных землях и неиспользуемых пастбищах и сенокосах». В обсуждении перспектив, по данным источников в правительстве, участвуют главы как минимум пяти муниципальных районов – Нерчинско-Заводского, Улётовского, Шилкинского, Сретенского и Могойтуйского. По данным пресс-службы правительства, им необходимо «определить места для реализации и провести общественные слушания с жителями сельских поселений».

«В случае принятия положительных решений всеми участниками будет поставлен вопрос о практической реализации проекта и подписаны соглашения о сотрудничестве. При этом обязательным условием договорённостей является постановка создаваемых предприятий на налоговый учёт по месту работы, а также создание современных конкурентоспособных растениеводческих, животноводческих и перерабатывающих производств с использованием экологически чистых технологий. Доля привлечения местных трудовых ресурсов должна составить не менее 75% от вновь созданных рабочих мест», — говорится в сообщении правительства.

10 лет опровержений и домыслов

Целлюлозный комбинат «Полярная» в посёлке Амазар Могочинского района строят с 2004 года. Начало строительства постоянно откладывалось, но в октябре 2012 года была открыта линия по переработке 100 тысяч кубометров древесины в год. Сообщалось, что запуск цехов целлюлозного завода запланирован на лето 2014 года.

В мае в газете «Забайкальский рабочий» была опубликована заметка Константина Чирова, который утверждает, что запуск деревообрабатывающего завода запланирован на лето уже этого года. Автор пишет, что он оборудован немецкими станками, а его проектная мощность составить всё же 100 тысяч кубометров в год, речь о которых шла в 2012-м. Следующим на очереди, пишет Чиров, должно быть строительство целлюлозного завода, запуск которого планировался год назад. Вся целлюлоза по замыслу инвесторов должна уходить в Китай. Весьма серьёзны планы по налоговым отчислениям – сейчас они якобы составляют 90 миллионов рублей в год, а вырасти должны до 600 миллионов.

Чиров опровергает теорию о том, что вся возня вокруг амазарского проекта связана с намерением вывозить в Китай круглый лес – выясняется, что «строители день за днём развеивали домыслы» — уже построен микрорайон «Полярный» с двухэтажными многоквартирными домами, детским садом, домом культуры, библиотекой, спорткомплексом с бассейном и так далее. Работать здесь должны около 2,5 тысячи человек, но пока, пишет Чиров, работает около тысячи, из них 160 – местные жители. Сам ЦПК уже строят и должны построить к 2017 году. Пока же китайские инвесторы вовсю помогают местным властям – отремонтировали школу, помогли с ремонтом котельной.

В привязке к материалу Чирова надо отметить, что одной из основных причин систематической критики Амазарского проекта является полностью проваленное информационное сопровождение работы инвесторов. Китайцы работают в Амазаре в привычной атмосфере молчания, традиционно игнорируя российскую реальность. В итоге реализацию проекта комментирует кто угодно, только не сами инвесторы.

Загадочный меморандум

Связь амазарского проекта с проектом Могойтуйской промзоны из официальных сообщений и публикаций в СМИ пока не прослеживается. Но всё те же источники в правительстве утверждают, что руководитель «Синбана» Сюй Цзянчу приезжал в Читу в конце мая для переговоров с руководством краевого министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма (ММСВЭСТ), и тема Могойтуя на переговорах вполне могла звучать. Глава министерства Баир Галсанов, который является одним из главных идеологов промзоны, 29 мая не смог сказать ИА «Чита.Ру» по этому поводу что-то существенное – не подтвердил, но и не опроверг, заявив, что ничего не знает про перспективу работы «Синбана» на Могойтуйской промзоне, и посоветовав обратиться в минэкономразвития.

Руководитель курирующего ММСВЭСТ министерства экономического развития Сергей Новиченко, в свою очередь, 29 мая также заявил, что ничего про это не знает. Вместе с тем он сообщил, что «министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края ведёт переговоры с кем-то из китайских представителей». «Но то, что это «Синбан», у меня нет такой информации», — сказал министр. При этом он отметил, что полномочия по проведению переговоров с китайскими инвесторами принадлежат всё же министерству Галсанова. Круг замкнулся – впору поверить в некомпетентность источников. Либо в то, что якобы существующие переговоры о заходе «Синбана» в Могойтуйскую промзону проводятся в крайне камерной обстановке.

Известно, что «Синбан» намерен развивать в Забайкальском крае выращивание самых разных сельхозкультур, заниматься животноводством и торговлей. Должна быть создана дочерняя компания для строительства некоего территориального комплекса. Предполагается, что власти предоставят инвесторам 400 тысяч гектаров залежных земель и неиспользуемых пастбищ – о землях и пастбищах речь идёт в сообщении правительства, но официальной информации о площади пока нет. Инвестиции будут направлены на освоение 100 тысяч гектаров, в том числе на развитие промпарка «Могойтуйский».

В пяти районах в срок до 2018 года должны быть созданы совместные предприятия. В Нерчинско-Заводском, Улётовском и Шилкинском районах совместные предприятия должны заниматься выращиванием сельхозкультур и развитием промышленного свиноводства. С российской стороны в проектах якобы должны участвовать ООО «Прогресс», ООО «Интер Агро» и администрация сельского поселения «Мирсаново». В Сретенском районе с китайцами, возможно, будет работать подведомственная ММСВЭСТ «Корпорация развития Забайкальского края», речь идёт о сельхозкультурах.

Главы районов опосредованно подтвердили ИА «Чита.Ру» факт обсуждения проектов. Глава Сретенского района Александр Петров подтвердил факт совещания при первом вице-премьере забайкальского правительства Алексее Шеметове по теме взаимодействия региона с корпорацией «Синбан», но деталей назвать не смог – был, но пока «на воде вилами и смысла нет говорить». Глава Шилкинского района Дмитрий Пляскин получил протокол совещания при Шеметове, в котором речь идёт о Мирсаново, где намерены развивать сельское хозяйство. Сам Шеметов для комментариев в момент подготовки материала был недоступен.

В Могойтуйском районе предприятие должно базироваться на территории промпарка и координировать логистику масштабного проекта по поставке произведённой в Забайкальском крае продукции за рубеж.

Пузыри, мосты и зоны

Могойтуйская промзона – это пока ещё больший мыльный пузырь, чем Амазарский ЦПК. Строить её начинали на излёте автономии Агинского Бурятского округа – в 2007 году, предполагалось, что к 2012 году на территории зоны начнётся промышленное производство. Назывались проекты по сборке башенных кранов, пластиковых окон, тракторов и так далее. Для возведения административных зданий и создания всей сопутствующей инфраструктуры власти зарыли в могойтуйскую степь около полумиллиарда рублей. Выхлоп от этих инвестиций пока стремится к нулю.

Амазарский проект на мыльный пузырь похож поменьше – всё же вырубка леса в Могочинском районе ведётся достаточно активно. Проблема в том, что проект позиционировался, как производство целлюлозы, а не как создание устойчивого канала хоть как-нибудь обработанной древесины в Китай. Но за 10 лет инвесторы дальше этой самой древесины пока не ушли.

Реализации проекта с самого начала мешали постоянные пертурбации с составом совета учредителей – китайская сторона не могла его долго согласовать. Было много проблем с землёй – участок под строительство оказался в ведении Минобороны и его долго выбивали у военных силами губернатора Равиля Гениатулина. Он же просил китайские власти ускорить разработку проектной документации – ещё в 2011 году речь об этом шла на переговорах в китайском городе Харбин, куда делегации от сначала администрации Читинской области, а потом правительства Забайкальского края с завидным постоянством ездят с начала 2000-х годов. Просьбы об ускорении разработки проектной документации звучали в 2011 году, хотя ещё в 2008-м инвесторы были обязаны начать строить вторую очередь завода. Любопытно, что власти приграничных регионов просят друг друга об ускорении строительства Амазара по очереди – после того, как в 2011 году эту просьбу китайским властям озвучил Гениатулин, те озвучили ему её в ответ. Это смахивает на плохо срежиссированный спектакль с крайне мутными целями.

Вокруг того, как относятся местные жители к фантастической стройке, много кривотолков, но шеф-редактор ИА «Чита.Ру» Елена Романова в конце 2013 года на месте слушала многочисленные рассказы о том, как всё непросто, а окрестности Амазара, где никак не могут построить целлюлозный завод, завалены кругляком.

Отдельный вопрос касается сезонного пункта пропуска Покровка – Логухэ, через который зимой по льду Амура много лет таскали в Китай круглый лес. Власти края точно так же много лет пытаются выбить у федерации строительство здесь автомобильного моста. Тема много обсуждалась при Гениатулине. В начале октября 2008 года согласованный всеми заинтересованными российскими органами власти проект межправительственного соглашения о строительстве моста был передан по дипломатическим каналам китайской стороне, но согласован он так и не был. При этом не сказать, что китайские власти, в том числе провинции Хэйлунцзян, в последние годы не заинтересованы в строительстве мостов – в 2013 году Россия и Китай договорились о строительстве железнодорожного перехода через Амур «Нижнеленинское – Тунцзян» в Еврейской автономной области. К концу 2015 года китайская сторона свою часть соглашения намерена выполнить.

Обсуждение продолжилось и при Константине Ильковском – он уже проводил переговоры по этому поводу губернатором китайской провинции Хэйлунцзян, столицей которого является город Харбин и куда выходит пункт пропуска Покровка – Логухэ. Тема поднималась и на уровне глав федеральных правительств. Пока дальше деклараций дело упорно не идёт, хотя Министерство иностранных дел проект вроде бы поддерживает. В феврале 2015 года представитель МИДа России в Чите Алексей Котельников говорил о том, что в тёплое время года можно думать над организацией речного пункта пропуска. Выглядит эта перспектива ещё более призрачной, чем строительство железобетонного моста.

Работа китайских инвесторов на территории Забайкальского края вызывает вопросы не только у местных жителей. Тема регулярно склоняется в федеральных СМИ. Так, в декабре 2014 года в «Новой газете» вышел материал, автор которого рассказывает о том, как китайцы используют взятую в аренду территорию для вырубки леса.

История вокруг Амазара, а теперь и нового проекта «Синбана» на территории Забайкальского края очень похожа на системную работу по организации каналов поставки российского сырья и продукции первичной переработки этого сырья в Китай. Кроме этого, китайские корпорации, периодически имитирующие на территории региона бурную деятельность, вполне могут использовать эту имитацию для повышения капитализации собственного политического веса на родине, который в Китае трансформируется в создание благоприятных условий для реальной экономической деятельности – не в России, конечно.

С какой целью в этом участвуют представители российских регионов – вопрос открытый. Но очевидно, что до сих пор самым успешным российско-китайским проектом на территории Забайкальского края — если не считать десяток разной крупности проектов по трансляции круглого или первично обработанного леса в Китай – является четырежды открывавшийся для разных китайских функционеров рынок «Ся-Ян» на перекрёстке улиц Бабушкина и Богомягкова в Чите (последний раз 1 октября 2004 года для гостей из Автономного района Внутренняя Монголия). Там, по-моему, до сих пор можно купить китайские безделушки по 30 сребреников. Целлюлозу, станки и башенные краны покупают в совсем других российских регионах. Или ввозят с территории Китая.

http://articles.chita.ru/74239/

14.07.2015 в 02:03
Возрастная категория материалов: 16+