Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В американской индустрии фильмов, которые в прокате принято обозначать жанром «хоррор», где-то с середины 70-ых годов прошлого века начали одна за одной сниматься (а с течением времени подвергаться ремейкам) картины, объединенные одной поистине дьявольской сюжетной линией.  

Каждое подобное творение неизменно начинается с того, что одинокая девушка (ну или компания подруг разного возраста) решает отдохнуть от безумной городской жизни на лоне природы. Далее по сценарию на ее (ну или на их) пути обязательно возникает группа в меру упитанных холеных садистов, вышедших на большую дорогу в поисках очередной жертвы. Заканчиваются подобные истории, как правило, одинаково. Жертва подвергается поистине нечеловеческим издевательствам, которые на экране режиссеры стараются демонстрировать с максимальным натурализмом. В лучше случае, героиня чудом остается в живых, и, окончательно теряя человеческий облик, учиняет обидчикам кровавую вендетту. В худшем — обрекается на медленную и мучительную смерть под торжествующий хохот слетевших с катушек маньяков.  

Как правило, такие картины пользуются неизменным спросом со стороны любителей острых ощущений. Появление каждого нового фильма на разного рода тематических интернет-ресурсах они ожидают с трепетом детей, которым родители обещали принести с работы давно вожделенную игрушку. Впрочем, как показывают события последних лет и даже недель, черпать порцию адреналина аудитория любителей хоррора может из любого выпуска телевизионных новостей, рассказывающих о событиях на международной арене. Дело в том, что в действиях страны (а, точнее, ее правящей элиты), подарившей мировому кинематографу этот жуткий жанр все чаще прослеживается неприкрытое подражание тем самым в меру упитанным холеным садистам.  

Особенно четко эта мутация прослеживается на фоне событий, разворачивающихся в республике Македония. Если напоминать вкратце, то со второй половине мая это доселе тихое и скромное государство вдруг начали сотрясать политические волнения, вызывающие стойкое ощущение дежа-вю.  

После того, как в центральные СМИ Македонии всю весну умело вбрасывались записанные «патриотичное настроенными гражданами» (именную такую трактовку событий можно встретить в заявлениях лидеров оппозиции) записи переговоров видных государственных служащих, в столице страны Скопье во второй половине мая быстро вырос палаточный лагерь, активисты которого начали решительно требовать отставки главы правительства Николы Груевского. Его главный (по крайней мере, самый громогласный) оппонент Зоран Заев (кстати. правоохранительные органы Македонии обвиняют его в получении взятки в размере 200 тысяч евро в бытность мэром города Струмицы), практически не расставаясь с громкоговорителем, принялся выдвигать против Премьер-министра набор стандартных и хорошо знакомых всем интересующимся событиями в мире людям обвинений. Здесь и попытка политических репрессий против несогласных, и тотальная коррупция, и отсутствие необходимого «джентльменского набора» гражданских прав и свобод, и, конечно же, нечто в духе «да надоел он нам».  

Своих сторонников по палаточному лагерю Заев, как будто подслушав выступления некоторых ораторов с московских митингов 2011 года, называет элитой гражданского общества Македонии. Людей же, пришедших поддержать Груевского, упорно именует несчастными жертвами, вынужденными подчиниться правительственной разнарядке. Градус противостояние то и дело обостряется действиями боевых групп оппозиции, сформированных преимущественно из отрядов албанцев, составляющих до четверти населения двухмиллионной республики Македония. Взирая на происходящее лидеры большинства стран ЕС и, разумеется, США дежурно говорят о том, что кризис, по их мнению, должен разрешиться исключительно мирным и демократическим путем (в первую очередь речь идет о неприменении силы правительством) и, в то же самое время, недвусмысленно выражают симпатии именно сторонникам Зорана Заева.  

Внимание вопрос! Если бы автор этих строк в предыдущем абзаце намеренно абстрагировался от имен, фамилий и географических названий, вы бы о какой стране подумали. Наверняка же об Украине? А, может быть, о Египте или Тунисе? А, может быть о Ливии или Турции образца лета 2013-го года? Если и так, то в этом не было ровным счетом никакой серьезной ошибки. Раскладывая по полочкам события, имевшие место в этих странах в совсем еще недавнем прошлом, не заметить поразительного сходства смог бы разве что совсем интеллектуально ослепший человек, ну или обозреватель радиостанции «Эхо Москвы».  

И все же случай Македонии даже на этом фоне представляется особенно вопиющим. Все дело в том, что в отличие от Египта, Ливии и даже Украины, эта страна до мая 2015 года находилась исключительно на хорошем счету у так называемого «цивилизованного мирового сообщества». Вся критика (а даже не столько критика, сколько некоторые опасения), высказывавшаяся в адрес Македонии на страницах западной прессы была связана либо с не самым высоким уровнем жизни, либо с периодически тлеющим в стране межэтническим конфликтом с участием македонцев, сербов и албанцев. Впрочем, это ни сколько не помешали подписанию акта об ассоциации Македонии с Евросоюзом, которое случилось аж в 2001 году (за 12 лет до того, как вокруг этого символического действа разгорелись майданные страсти на Украине). Важно другое — в отсутствии демократии Македонию ранее никогда не обвиняли. Более того, попавший под удар Никола Груевский с момента прихода к власти в 2006 году воспринимался в Европе и за океаном едва ли не как самый прогрессивный политик на Балканах.  

Почему же он внезапно стал многим не мил? Откуда взялись участившиеся сравнения с неприглянувшимся когда-то «цивилизованному международному сообществу» Слободаном Милошевичем (памятуя о трагической судьбе последнего, сравнения выглядят далеко не случайными), с которым у Груевского нет ни малейших точек пересечения (даже носителем характерных для Милошевича левых политических взглядов является не он, а как раз его оппонент Заев)? Ведь, если поднять его публичные выступления, в них невозможно найти ни слова резкой критики в адрес США и их союзников, а, тем более, желания интегрироваться в так раздражающий Запад Таможенный Союз. Так в чем же он оказался виноват?  

Невероятно, но, по всем раскладам, получается, что примерно в том же, в чем и героини американских хорроров оказывались «повинны» перед своими будущими мучителями. Просто оказался не в то время и не в том месте, ну кое-что «недопонял». Так, Никола Груевский не спешил, сломя голову, присоединиться к западным санкциям против России. Не спешил вовсе не из-за того, что по уши влюблен в нашу страну, а из чисто прагматических соображений. Просто для страны, где каждая «копейка» национального дохода на счету, потеря перспективного экономического партнера непозволительная роскошь. Однако это еще «полбеды». Зимой 2015 года (за пару месяцев до того, как «патриотично настроенные граждане» поделились с общественность результатами своих прослушек) Груевский поддержал проект газопровода «Турецкий поток». Опять-таки не из-за высоких чувств к России и Турции, а все по тем же прагматическим соображениям. И разве можно винить человека в том, что за «деревьями» очевидных преимуществ этого проекта для своей страны, он не разглядел главного геополитического «леса»? Иными словами, не понял, что срыв «Турецкого потока» (как, в свое время, потока Южного) является вожделенной мечтой для пула стран, мечтающих вычеркнуть Россию из списка государств-лидеров на рынке международных поставок энергоресурсов… 

Собственно, события, происходящие сегодня в Скопье, как две капли воды напоминают не очень деликатную попытку указать человеку на его «неправоту». Символично, что в качестве посредников для «политического урегулирования» в Македонии выступают дипломаты из Болгарии. Той самой страны, которая недавно, вопреки всякой экономической логике, поставила крест на строительстве «Южного потока». Если в течение отмеренного им времени болгарам не удастся передать Николе Груевскому личный опыт по пренебрежению здравым смыслом, этого некогда считавшегося безусловно прогрессивным политика может ждать нечто среднее между участями Милошевича, Януковича и Каддафи. 

Можно не сомневаться, что стоящий на стреме социал-демократ Заев охотно примет навязанные из-за океана правила игры. Лишь бы больше никто и никогда не вспоминал о 200 тысячах евро взятки, возможно полученных им на посту мэра города Струмицы. Ясно и другое, что за развитием македонских событий очень пристально следят в других странах, согласившихся присоединиться к «Турецкому потоку». Брать быка за рога и обрушиваться всей массой на Турцию, Грецию, Венгрию и Сербию в Вашингтоне на данном этапе, видимо, посчитали делом слишком «палевным» и затратным. Намного проще устроить сеанс лютого хоррора для маленькой и куда более беззащитной Македонии. А остальные пусть смотрят и делают «верные» выводы.  

Впрочем, не стоит забывать и о том, что в некоторых хоррорах жертвам все-таки удавалось оставлять насильников с носом. А в некоторых случаях даже без носа.  

http://www.lipetskblog.ru/blogs/blog_post.php?page=post&blog=7383&post_id=19897

25.07.2015 в 00:31
Возрастная категория материалов: 16+