Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В средних учебных заведениях республики идет приемная кампания.

Большинство молодых людей сегодня стремятся получить высшее образование, предпочитая рабочей спецовке деловой костюм, а строительному объекту — личный кабинет. Как следствие, рынок труда перенасыщен управленцами, менеджерами, юристами, причем качество образования сотрудников не всегда соответствует требованиям потенциальных работодателей. И люди, зачастую выложившие немалые деньги за полученное образование, вынуждены работать не по специальности, получая гораздо меньший доход, чем более квалифицированные специалисты. Между тем этих проблем можно избежать и уже сегодня выбрать профессию, которая будет востребованной и высокооплачиваемой в будущем.

В настоящий момент реальный сектор экономики испытывает острый дефицит в квалифицированных рабочих кадрах. Требуются фрезеровщики, токари, слесари-сборщики, наладчики оборудования. И спрос на них с каждым годом только возрастает.

Время профессионалов
Время профессионалов
На сегодняшний день в Адыгее действуют 9 учреждений среднего профессионального образования, в которых обучаются более 9 тысяч студентов. Из них порядка 2 тысяч человек получают рабочие профессии. Однако выпускники зачастую становились заложниками ситуации, когда полученная ими профессия оказывалась невостребованной экономикой региона, поскольку одновременно несколько ссузов готовили специалистов по одним и тем же профессиям. В итоге — переизбыток, к примеру, поваров, особой потребности в которых республика не испытывает.

Чтобы решить эту проблему, Министерство образования и науки республики разработало для ссузов стратегию развития для подготовки кадров, востребованных экономикой региона, а для каждого учреждения СПО определило ключевые направления подготовки кадров. Для Адыгеи это направления, определенные стратегией социально-экономического развития ЮФО, — туристическо-рекреационный комплекс, перерабатывающая отрасль агропромышленного комплекса, строительная индустрия, транспортная и энергетическая инфраструктуры.

К примеру, для Майкопского индустриального техникума были определены три основные направления: строительная индустрия, транспортная и энергетическая инфраструктуры, городское жилищно-коммунальное хозяйство; для Майкопского медицинского колледжа — система здравоохранения; для Дондуковского сельскохозяйственного техникума — сельское хозяйство и т.д.

— Каждый техникум имеет свое направление специализации и должен не только развивать технологию подготовки кадров традиционных для них профессий, но и открывать новые направления обучения. Так, в филиале Майкопского политехнического техникума в поселке Каменномостском Майкопского района, привлекательного для туризма, был прекращен набор по профессии тракторист-машинист, а ориентир сделан на подготовку кадров в сфере гостиничного сервиса и туризма, а также строительных профессий. А в Майкопском индустриальном техникуме появилось новое перспективное направление подготовки «промышленный альпинизм», — комментирует заместитель Министра образования и науки республики Махмуд Каратабан.

В приоритете — строители

В разгар приемной кампании мы посетили Майкопский индустриальный техникум (МИТ). О том, что здесь осуществляется набор учащихся, было слышно еще на подходе к зданию: на улице работал репродуктор, оповещавший обо всех профессиях. Подойдя к информационному стенду, мы с удивлением обнаружили перечень специальностей, явно не входящих в структуру индустриального ссуза: дошкольное образование, педагогика и другие. Но, присмотревшись внимательнее, поняли: здесь собрана информация абсолютно обо всех специальностях и профессиях, предлагаемых ссузами республики.

— Это новшество этого года, — объяснила заместитель директора техникума Саида Наниз. — Приемная комиссия каждого ссуза ориентирует абитуриентов в профессиях, предлагаемых образовательными учреждениями среднего профессионального образования Адыгеи. Эта концепция была выработана республиканским Министерством образования и науки с целью свести конкуренцию между ссузами к минимуму и обеспечить рынок труда квалифицированными кадрами. Абитуриент может не только узнать о возможностях обучения в том или ином ссузе республики, но и подать заявление на прием, которое будет передано специалистами приемной комиссии в соответствующее учреждение.

Согласно новой республиканской стратегии развития для подготовки кадров, востребованных экономикой региона, в МИТ, в связи с его специализацией, прекращен набор на обучение за счет бюджета республики по таким профессиям, как повар и автомеханик. Зато упор сделан на строительные специальности. Сегодня на бюджетной основе техникум готовит студентов по 5 специальностям и профессиям: мастер сухого строительства, мастер общестроительных работ, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, сварщик и станочник.

Исходя из запросов экономики, учебные заведения стараются получить лицензии на подготовку специалистов новых направлений. Так, в Майкопском индустриальном техникуме впервые начали прием по новым профессиям: мастер ЖКХ и монтажник санитарно-технических и вентиляционных систем. Правда, пока набор идет на внебюджетной основе. Зато есть гарантия трудоустройства.

Это образовательное учреждение стало техникумом недавно — 1 сентября 2013 года. До этого оно носило название «Республиканский профессиональный лицей» и имело статус учреждения начального профессионального образования. С вступлением в силу нового Закона «Об образовании в РФ» начальное профессиональное образование было упразднено. Его программы теперь реализуются как программы среднего профобразования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

Теперь, согласно новым образовательным стандартам, занятия носят практико-ориентированный характер. До принятия закона производственники часто говорили о низком уровне профессионального образования, поскольку стандарты обучения не соответствовали современным требованиям. И зачастую, когда молодой специалист оказывался на современном производстве, он не имел навыков работы с оборудованием.

— Мы понимаем необходимость соответствия современным требованиям рынка труда, — рассказывает директор МИТ Мурат Тлюняев. — На работу по новым образовательным стандартам мы перешли еще в 2011 году. Суть их в том, чтобы подготовить высококвалифицированные рабочие кадры, обладающие профессиональными компетенциями, умениями, знаниями. А потому занятия носят практико-ориентированный характер, профессиональную направленность.

Учебная практика начинается с 1 курса, что дает возможность прививать интерес ребят к овладению выбранной профессией. Материально-техническая база образовательного процесса в республиканских ссузах очень слабая и требует серьезного финансового вложения. Для качественного обучения необходимо новое производственное оборудование, которым МИТ похвастаться не может.

Выход из сложившейся ситуации руководство техникума нашло в сотрудничестве с работодателями — предприятиями, заинтересованными в подготовке кадров, что называется, «под себя». Директор МИТ Мурат Тлюняев ввел дуальное обучение, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте. Примером такой плодотворной связи являются соглашения техникума с Майкопским редукторным и Майкопским машиностроительным заводами, с такими предприятиями, как «Картонтара», «МеталлКонструкция», «Адыггаз».

Практику проводят опытные мастера производственного обучения. Среди таких опытных педагогов — Анатолий Багацкий. В профессии сварщика он уже более полувека. Долгие годы на Севере варил трубы для газо- и нефтепроводов. Весь колоссальный опыт практической и теоретической работы он передает сегодня учащимся техникума.

— Практически ни одно производство не обходится без сварочных работ. И хотя эта профессия не столь популярна сегодня у молодежи, потребность в ней не уменьшается, напротив, наблюдается нехватка рабочих такой профессии. Без сварщика не обойтись не только при строительстве домов, но и во время ремонтных работ в помещениях. Профессия довольно многогранна. Специалисту в данной области следует разбираться не только в сплавах и металлах, но и в электротехнике, знать свойства газов и принципы работы с необходимым оборудованием и агрегатами, — делится Анатолий Багацкий.

Уровень мастерства учащиеся демонстрируют на профессиональных конкурсах как в республике, так и по стране. В этом году учащийся Владимир Шопин проявил себя на Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся СПО по профессии «сварщик» в Чувашии, показав лучший результат среди участников Южного федерального округа.

Такие ребята, как Владимир, трудоустраиваются очень быстро. Кстати, работать учащиеся Майкопского индустриального техникума начинают еще в годы учебы. В настоящее время два второкурсника МИТ Михаил Воронов (электромонтер) и Анатолий Ибрагимов (мастер сухого строительства) заняты на строительстве 4-го энергоблока Волгодонской атомной электростанции — одного из крупнейших предприятий энергетики на юге России.

— К нам приходят разные ребята — и подготовленные, и дети послабее. Мы стараемся внушить каждому студенту одну простую истину — сейчас время знаний, время профессионалов: чтобы быть востребованным на рынке труда, нужно быть, прежде всего, мастером своего дела. И не важно, какой диплом ты получишь. Можно быть дипломированным юристом, и годами быть не востребованным. А можно быть первоклассным сварщиком, у которого заказы на месяц вперед расписаны. И тогда ты можешь быть значимым, важным, нужным людям, — говорит замдиректора Саида Наниз.

Пусть меня научат

Пока мы общались с руководством и педагогами, приемная комиссия принимала заявления от новых абитуриентов. Поступать в Майкопский индустриальный техникум приехал из хутора Шевченко Теучежского района выпускник СОШ №11 Евгений Рыбалко:

— Поступаю на мастера общестроительных работ. Всегда нравилось строительство, а эта профессия включает сразу несколько видов работ: сварочные, бетонные, каменные, монтажные. Выучусь — буду мастером на все руки, — поделился абитуриент.

— В этом году план набора на бюджетной основе в МИТ — 150 человек. Полностью уже осуществлен набор на сварщика, почти закончен на мастера сухого строительства, много заявлений на мастера общестроительных работ. Если заявлений становится больше количества бюджетных мест, устраиваем конкурс школьных аттестатов, смотрим оценки, а ребят ориентируем на другие востребованные специальности, — рассказала секретарь приемной комиссии Бэлла Чич.

Приемная кампания в профессиональные образовательные организации завершится 15 августа. В случае недобора она будет продлена до 1 октября. Сегодня система профессионального образования в Адыгее представлена четырьмя техникумами, педагогическим и медицинским колледжами, колледжем искусств и двумя колледжами в структуре федеральных вузов. План на этот год — 525 бюджетных мест по 3 специальностям и 10 профессиям.

Татьяна Филонова.

Фото Аллы Салиенко и Аркадия Кирноса.

14.08.2015 в 15:52