Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Тема создания доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья является топовой уже в течение нескольких лет. Однако, как и прежде, принимаемые меры подчас делаются для галочки.

А мост и ныне там

Мосты через Белую для нескольких тысяч проживающих в частном секторе за рекой жителей республиканского центра — объекты стратегические. Попасть без них в центр города было бы весьма затруднительно. Несколько месяцев назад в «СА» стали поступать жалобы на то, что дальний висячий мост возле детского сада «Росинка» находится в аварийном состоянии. Мы вышли на место и убедились, что он находился действительно в весьма неприглядном виде. В уже изрядно подгнившем покрытии появились «провалы» шириной с метр или более, в плачевном состоянии и металлические конструкции переправы. Тем не менее жителям района этот мост особенно необходим, в том числе родители через него водили детей в детский сад, здесь же недалеко расположена школа.

В скором времени на этом мосту можно ожидать перемен к лучшему. Как можно узнать, посетив интернет-ресурс zakupki.gov.ru (официальный сайт РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг), недавно состоялся аукцион на выполнение работ по его ремонту. Цена контракта — 218 тыс. рублей. Будем надеяться, что выделенных денег хватит, и скоро жители района получат возможность пользоваться этим мостом. К слову, если же сравнивать с мостом напротив горпарка, сумма затрат кажется не столь значительной. Как сообщается на сайте zakupki.gov.ru, муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства: «Капитальный ремонт пешеходного моста через р.Белая в г.Майкопе в районе «Городского парка культуры и отдыха» был заключен осенью прошлого года и уже в ноябре был подписан акт сдачи-приемки готовых работ. Цена договора составила 1,765 млн. рублей». 

То, что на необходимость приведения мостов в надлежащий вид власти обратили внимание, есть своя доля заслуг и Майкопской городской организации людей с ограниченными возможностями здоровья «Легионеры милосердия». Ее председатель Владимир Трофимов в свое время обратился в прокуратуру с жалобой на то, что мосты через Белую не оборудованы условиями доступной среды для людей, передвигающихся в инвалидном кресле. Действительно, по итогам прокурорской проверки в отношении моста, расположенного в районе городского парка, возле бассейна, было установлено нарушение в том, каким образом оборудован пандус. Его уклон составил более 40% при допустимом не более 10%, а съезд с противоположной стороны моста вовсе отсутствовал. Вопрос имеет социальное значение, решили в прокуратуре и обратились в суд с заявлением в интересах неограниченного круга лиц. 30 апреля 2013 года Майкопский городской суд рассмотрел иск прокуратуры к мэрии Майкопа и МКУ «Благоустройство МО «Город Майкоп». Бездействие муниципальных служб, выразившееся в отсутствии контроля за техническим состоянием моста, было признано незаконным. Ответчики были обязаны привести объект в надлежащий вид.

Съезд к мосту в районе горпарка
Съезд к мосту в районе горпарка
— Доводы представителей ответчиков об отсутствии надлежащего финансирования суд посчитал несостоятельными, поскольку в силу ст.ст. 2, 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. В связи с этим недостаточность денежных средств не могла служить основанием для ненадлежащего содержания и обустройства указанного моста, — прокомментировали «СА» этот случай в пресс-службе Майкопского городского суда. — Несколько ранее, 1 апреля 2013 года, по иску прокуратуры суд признал незаконным бездействие МКУ «Благоустройство» и мэрии города, выразившееся в необорудовании условий доступной среды на мосту в районе детского санатория «Росинка». Далее, 9 апреля 2013 года Майкопский городской суд по аналогичному иску прокуратуры признал незаконным бездействие муниципалитета в части неисполнения обязанности по контролю за техническим состоянием моста через реку Белая, расположенного по ул.Подлесной в г.Майкопе (в районе плотины). Основанием для иска также стали результаты прокурорской проверки, проведенной по жалобе Трофимова.

…берег левый, берег правый

Мост возле детского сада «Росинка»
Мост возле детского сада «Росинка»
Далее муниципалитет приступил к исполнению судебных решений. Был заключен контракт на обустройство пандусов на мосту по ул.Подлесной (через плотину) и в районе детского сада «Росинка». Цена контракта составила порядка 100 тыс. рублей. Работы были выполнены, ответствующий акт сдачи-приемки работы составлен 17 апреля 2015 года. Однако, что касается висячего моста возле «Росинки», толку от этого оказалось мало — как мы уже говорили, пока мост находится в весьма плачевном состоянии и проход по нему закрыт.

С мостом напротив городского парка ситуация тоже двоякая. Сразу перед сходом с моста на левом берегу — заросшие бурьяном ступеньки, но подняться человеку в инвалидной коляске на эту высоту невозможно — пандуса нет. Единственный подъезд к мосту — засыпанная гравием, в котором вязнут колеса инвалидной коляски, крутая дорожка в стороне. 

— Спуститься здесь можно, однако в этом есть риск свернуть себе шею… — горько шутит Владимир Трофимов. 

Далее, когда мы двигались вдоль набережной, наш собеседник развил мысль:

— Вроде не так давно завершен капитальный ремонт моста, однако около месяца назад на нем опять велись какие-то работы. Мост оборудован пандусами, однако пользы от этого мало. Во-первых, сами по себе пандусы мало чего стоят в условиях, когда к мосту нет нормального подъезда ни с одной, ни с другой стороны реки. Во-вторых, на покрытии моста со стороны парка есть практически незаметная для прохожего «приступка». Зато я, передвигаясь на инвалидной коляске, ее очень хорошо ощущаю… Я могу «взять» ее с разгона, однако преодоление подобных препятствий вряд ли хорошо скажется на техническом состоянии моей коляски…

— Но если инвалид все же переедет через мост, у него будет возможность лишь покататься вокруг бассейна. Подъем на коляске по ведущей в парк асфальтированной дорожке будет делом очень нелегким, — развивает мысль Владимир Трофимов.

Да и в целом состояние набережной по левому берегу Белой таково, что в темное время здесь и здоровый человек ноги переломать может. А ведь это зона отдыха для очень многих горожан. 

— К сожалению, я и мечтать не могу о том, чтобы без чьей-то помощи спуститься к реке, к воде, — говорит Владимир Трофимов.

Движемся по набережной в обратную сторону — к дальнему висячему мосту у детского сада «Росинка». По ходу дела встречные здороваются с Владимиром — видно, человек прожил в этом районе много лет, его знают и уважают соседи. Мы тоже поневоле проникаемся уважением к нашему собеседнику. 

— Если почитать законы о том, как надо поддерживать инвалидов, так душа радуется и хочется жить. Только вот в реальности мы часто сталкиваемся совсем с другим. Бывает и так, что для решения самых очевидных вопросов приходится идти в суд. Здесь отдельное спасибо работникам прокуратуры, — говорит наш собеседник. — Хотя не все так плохо. В том, что касается создания условий доступной среды, есть некоторые подвижки. Например, мэрия города пошла нам навстречу в вопросе оборудования двух туалетов для инвалидов — в городском парке и на республиканском стадионе. Поверьте мне, без иронии, для нас это очень важно.

Но встречаются случаи бездушия, непонимания, а то и откровенной халатности. Не так давно «Легионеры милосердия» проводили встречу в Майкопе. Практически в центре города у одного из ее участников сломалась коляска. 

— Мы звонили на телефоны служб, которые должны помогать людям, но в итоге пожилому человеку пришлось на солнцепеке ожидать поддержки более часа. Может, некоторые наши чиновники искренне верят в то, что всю жизнь будут молоды и здоровы? — задается вопросом Владимир Трофимов.

Но самое тяжелое, что может ждать человека, потерявшего здоровье, который не видит реальной возможности найти себе место в обществе, — апатия, потеря интереса к жизни. 

— К сожалению, сегодня инвалиды по большей части разделены, лишены связи с окружающим миром и живут в своих маленьких, замкнутых мирках. Очень много людей спиваются, — говорит наш собеседник. — Чтобы попытаться сломать эти барьеры, мы и создали организацию «Легионеры милосердия», объединяющую всех людей с ограниченными возможностями здоровья, в рамках которой мы пытаемся общими усилиями решать общие вопросы и отстаивать наши права. Если подумать, то все наше общество состоит из людей с ограниченными возможностями здоровья. Нет у человека зуба — у него уже возможности здоровья несколько ограничены. Или если кто-то убежден, что он абсолютно здоров, опять-таки, ведь всех ждут старость, болезни…

Сам Трофимов — «шейник». В результате травмы у него практически парализованы руки и ноги. Поэтому коляска с электрическим приводом (которой он управляет джойстиком при помощи нескольких пальцев на руке) для него отнюдь не роскошь. При этом чувствуется, что перед нами человек, не привыкший просить о помощи. Путь пересекает грунтовая дорога — съезд к реке. Он, не предупредив, ускоряя ход, преодолевает сделанные машинами выбоины. Раньше, когда он спускался по косогору на набережную, нам было, мягко сказать, не по себе от зрелища. Сейчас и вовсе сердце екнуло: район малолюдный, если коляска перевернется, дожидаться помощи придется долго…

— Не страшно? 

— А куда деваться? Страшно было раньше, когда на мосту через плотину не было пандусов, и приходилось перебираться на другой берег по проезжей части. Бывает, едет «КамАЗ» с лесом, и у меня сердце сжимается: «Господи, уж достаточно жизнь меня поломала! Помоги! Если что случится, то пусть сразу умру…»

Далее движемся молча. Висячий мост возле «Росинки». Сам проход на мост заварен решеткой. Идем влево и вверх по асфальтированной дороге. Далее — по улице Кирова — движемся обратно к дому Владимира Трофимова. 

Вывод из увиденного и услышанного: по итогам исполнения решений суда кардинального улучшения ситуаций в плане доступности мостов Владимир Трофимов не почувствовал. Исключение — мост через плотину, здесь его оценка положительная. А ведь работы произведены и оплачены из бюджета на всех трех мостах. 

О правовой «культуре» и «доступной» среде

На обеспечение реализации различных направлений Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011—2015 годы общий объем бюджетных ассигнований составляет более 168 млрд. рублей. В Адыгее на реализацию аналогичной региональной программы предусмотрено порядка 110 млн. рублей. Средства немалые, и есть значительный общественный интерес в том, чтобы эти траты принесли максимальную пользу. Ведь это прямо касается благополучия жизни огромного числа наших сограждан. Как следует из паспорта долгосрочной целевой программы РА «Доступная среда» на 2013—2015 годы, в регионе проживают порядка 37,5 тыс. инвалидов, из которых 1,4 тыс. составляют дети-инвалиды, 1,1 тыс. — инвалиды войны и инвалиды вследствие военной травмы, более 1,2 — инвалиды по зрению и 590 — инвалиды с полной утерей слуха. Это каждый 8 житель республики (в Российской Федерации — каждый 12).

Однако удастся ли по итогам реализации данных государственных программ поднять ситуацию на принципиально новый уровень — вопрос спорный. Ведь помимо обустройства «доступной среды» по ее формальным признакам необходимо ломать барьеры несколько иного плана. Пообщавшись с Владимиром Трофимовым и другими его собратьями по несчастью, мы выслушали достаточно историй о том, как обустроенные перед официальными учреждениями пандусы оказываются ведущими в никуда — в саму дверь на инвалидной коляске въехать нельзя. Или про то, что оборудованные подъемники на самом деле оказываются в нерабочем состоянии. Вполне обыденной, к сожалению, представляется ситуация, когда принимающий человека с ограниченными возможностями здоровья чиновник особо не пытается скрыть своего отношения: «Зачем пришли? Сидели бы дома…» или просто пытается избежать общения с неудобным и «неприятным» заявителем…

Еще один показательный момент, и эту тему мы поднимали на страницах «СА» неоднократно. При обустройстве тротуаров и пешеходных переходов практически ничего не стоит (в том числе и в сугубо материальном смысле…) оборудовать нормальные съезды с тротуара на проезжую часть. Из цепочки бордюрных камней исключается один, в образовавшемся пространстве формируют откос асфальта или тротуарной плитки. В нижней части конструкцию укрепляют положенным на бок бордюрным камнем. C этим камнем и возникают проблемы. Есть правила, устанавливающие, что высота бордюрного камня на съезде не должна превышать четыре сантиметра (причем это допустимый максимум, естественно, желательно, чтобы зазор был меньше). На практике же, как и прежде, это правило сплошь и рядом нарушается. Причем это делается и возле вновь возводимых объектов. А это дает основание полагать, что за четыре года с начала реализации программы «Доступная среда» государство так и не смогло убедить застройщиков и ответственные за благоустройство службы следовать самым элементарным требованиям, необходимость соблюдения которых, к слову, прямо обусловлена международными обязательствами России (ратифицированной РФ Конвенцией ООН о правах инвалидов), федеральным и региональным законодательством. 

Повторимся, если в некоторых случаях создание условий доступной среды потребует значительных вложений (лифты, подъемники), то при обустройстве тротуаров для облегчения жизни инвалидов, мам с колясками и пожилых людей достаточно просто следовать установленным правилам. А как этот вопрос решается перед новостройкой на перекрестке улиц Победы и Советской в Майкопе? Пандусы к офисным помещениям на первом этаже устроены — это уже неплохо, однако подъезд к ним по тротуару затруднен. Или вообще «гениальное» решение — упирающийся в бордюр и бетонный столб пешеходный переход на пересечении улиц Победы и Пушкина возле городского парка. 

А теперь посмотрим на новый республиканский стадион: выйдя из главных ворот и повернув налево, мы упремся в пожарный проезд. Для того, чтобы добраться от него до расположенного по соседству современного и также адаптированного под нужды инвалидов физкультурно-оздоровительного комплекса (а заодно и до остановки общественного транспорта), инвалиду-колясочнику придется «спрыгнуть» с бордюра 15—20 сантиметров высотой, а потом забраться на такую же высоту…

Да простят нас те из ответственных лиц, кого может в той или иной мере задеть то, о чем мы говорим. Эти примеры указаны методом случайной выборки. Хотя во многих других местах ситуация не лучше…

Дмитрий Кизянов.

21.08.2015 в 15:15