Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В Адыгее открылась персональная выставка мастера живописи и графики, стоявшего у истоков профессионального изобразительного искусства Адыгеи, Эдуарда Овчаренко. Она приурочена к 80-летнему юбилею художника.

Открывшаяся в филиале Государственного музея искусства народов Востока персональная выставка Эдуарда Овчаренко, приуроченная к 80-летию со дня его рождения, — событие для творческого мира республики не совсем обычное. Это не просто выставка талантливого мастера — вернисаж собрал всю творческую элиту Адыгеи: тех, кто любит и ценит художника не только за бесспорный талант, но и за простые человеческие качества, которые, по мнению гостей, отражаются и в его работах.

Языком искусства —  о людских судьбах
Языком искусства — о людских судьбах
— Сегодня здесь собрались коллеги и друзья Эдуарда Никифоровича — те, кто по-настоящему любит его творчество. Каждая его работа брызжет морем энергии. Он не просто художник — он филолог, отлично владеющий языком поэзии, он философ, он необыкновенный человек с неуемной энергией и отменным чувством юмора, — говорит директор музея Нафисет Кушу.

С юмором и долей иронии характеризует свою личность и свое творчество и сам художник. В экспозиции представлен его автопортрет в голубых тонах: с картины на нас смотрит серьезный мужчина в берете. На первый взгляд сходство с автором очевидно… Однако сам мастер кисти говорит, что «ничего общего с изображенным на портрете человеком не имеет». Художник назвал картину «На финише» и сам признался, что решил таким образом иронично подшутить над самим собой.

— Такой вот у нас, художников, юмор… А если уж говорить серьезно, то ни одна работа не далась мне просто. Люди искусства должны быть ворошиловскими стрелками — «стрелять» своими произведениями точно в цель. А для этого нужно быть профессионалом. Мастерство, духовность и лучшие традиции — вот что главное в искусстве, — говорит Эдуард Овчаренко. 

Языком искусства —  о людских судьбах
Языком искусства — о людских судьбах
Эти три качества, бесспорно, сочетаются в творчестве художника. Пройдя почти 60 лет творческого пути, обладая поразительной восприимчивостью ко всему, что происходит в искусстве, мастер трансформирует в своих работах современный художественный опыт и традиции прошлого. Эдуард Овчаренко переосмысливает реальность через метафору, символ и цветовые соотношения, утверждая идеалы добра и гуманизма. Каждая его работа — даже те, что написаны неяркими красками, — наполнена особым светом. Так, например, представленный в экспозиции холст с «темным» названием «Мгла. Сумерки» в фиолетово-синих тонах словно «подсвечен» изнутри. В работе угадываются очертания таких знакомых каждому жителю республики аллей парка — словно сюжет из жизни города. Под восходящей на фоне виднеющихся вдали заснеженных горных вершин луной, среди горящих фонарей и «уютных» лавочек гуляют горожане — женщина с малышом, мужчина с собакой. Как утверждают искусствоведы, каждая деталь в работе художника символична, его произведения — это своеобразные послания, разгадывание которых дает возможность быть причастным к тайне творческого процесса. 

Одна из интересных граней творчества художника — тема жизни и творчества одного из самых великих мастеров слова России — Александра Пушкина. Всю свою жизнь художник занимается изучением образа великого поэта, и эти познания отражаются в его полотнах. Их у художника немало, однако, даже несмотря на «узость» темы, автор никогда не повторяется в своих работах. А на вопрос о самом близком его душе произведении отвечает, как и подобает истинному художнику, — метафорично и непредсказуемо.

— Те, у кого есть дети, скажут, что самого любимого ребенка быть не может. Судьба каждого из них одинаково дорога родителю. Так и с картинами. Каждая из них — выстрадана, взращена, словно дитя. И каждая по-своему дорога, — говорит художник. 

Всего на выставке представлено более 100 живописных произведений мастера. Это портреты, пейзажи, натюрморты. Они различны по тематике и исполнению. Но их роднит главное — все они о судьбе человека.

Юлия Мельникова.

Фото Аллы Салиенко.

01.09.2015 в 15:29