Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

На днях Адыгею посетил известный правозащитник, директор Московского бюро по правам человека и член президентского совета по правам человека Александр Брод, который встретился с Главой республики и руководителями властных структур регионального уровня, представителями общественных организаций.

— Россия — это не только Москва, но и регионы: города, села, станицы, аулы. Нужно держать руку на пульсе событий, выезжать и общаться со своими коллегами — правозащитниками, общественниками, журналистами. Практическое значение подобных поездок еще и в том, что из регионов поступает много обращений, в том числе проблемного характера, касающихся произвола правоохранительных органов, защиты малого и среднего бизнеса, межнациональных отношений.

— И все-таки, почему Вы прибыли именно в Адыгею?

— Для визита в Адыгею было несколько причин. Во-первых, я являюсь сопредседателем Ассоциации некоммерческих организаций по защите избирательных прав «Гражданский контроль». Это объединение, созданное в 2007 г. для наблюдения за ходом избирательных кампаний различного уровня. В единый день голосования — 13 сентября у вас состоятся выборы муниципального уровня. Поэтому я стремился пообщаться с председателем ЦИК Адыгеи Нурбием Самоговым и членами комиссии, на месте узнать, как идет избирательная кампания, подготовка к дню голосования. Интересовали также вопросы относительно жалоб на нарушения в ходе предвыборной кампании. Примечательно, что таких не оказалось.

Еще один важный вопрос — обустройство избирательных участков для участия в голосовании людей с ограниченными возможностями здоровья и пожилых граждан. Проблем с этим я не увидел. Далее — взаимодействие ЦИК республики с общественными организациями и институтами гражданского общества. Я убедился, что такой контакт налажен.

Надеюсь, это не последний мой визит в Адыгею. Кстати, я здесь уже был дважды в прошлые годы, проводили совместный круглый стол с судебной системой. В будущем году пройдут выборы в Госдуму России. Наша общая задача — обеспечить законность голосования. В преддверии этого события планирую более плотно пообщаться с членами избирательных комиссий различного уровня, представителями общественно-политических структур, всеми теми, кто заинтересован в прозрачности выборов, соблюдении прав и свобод участников избирательного процесса. Также мы планируем серию круглых столов и обучающих семинаров, в ходе которых напомним общественникам и работникам СМИ об их правах и обязанностях на период избирательной кампании.

— Одной из тем Вашей беседы с Главой республики Асланом Тхакушиновым было то, каким образом Адыгея решает вопросы, связанные с приемом беженцев из Украины…

— Мои слова благодарности жителям Адыгеи и ее руководству за то, с каким пониманием и теплом они встретили людей, которые прибыли к вам, спасаясь от войны. Тема Украины — особая. Была даже образована международная коалиция неправительственных организаций по защите граждан Украины, которые сталкиваются с бесчеловечным отношением киевских властей. Проводятся регулярные выезды не только на юго-восток Украины и в другие регионы страны. Есть контакты с уполномоченными по правам человека в Донецкой и Луганской областях, с украинскими правозащитниками.

Я сам в прошлом году дважды возил на Украину группы международных экспертов, представителей Великобритании, Франции, Болгарии, стран Балтии. Цель — засвидетельствовать места массовых захоронений жертв пыток и издевательств украинских силовиков и добровольческих батальонов. Наблюдали мы и за выборами в Новороссии.

Мы издали сборник мониторинговых докладов «Украина: расстрелянное право», в котором прослеживается все, что произошло на Украине с конца 2013 года, и нарушение прав — политических, избирательных, трудовых, и дискриминация политических оппонентов, общественных и религиозных деятелей.

На фоне происходящей трагедии важно то, что ваша республика вносит свой достойный вклад в поддержку людей, пострадавших от этого конфликта. В Адыгею организованно доставлено около 1,5 тыс. человек. Всего на миграционный учет с прошлого года поставлено почти 8,5 тыс. граждан Украины. Республика выполняет все взятые на себя обязательства: дети учатся в школах и детских садах, молодежь получает профессиональное образование, трудоспособные граждане Украины получили работу.

Также в Адыгее мы услышали про еще один вопрос, который, полагаю, должен найти понимание на федеральном уровне. Речь идет о приеме соотечественников из Сирии. Нам рассказали про то, что необходимо увеличить квоты на прием этнических черкесов, которые спасаются от войны в этой стране. Логика проста: сейчас Россия принимает огромное количество беженцев из Украины, но эти люди в силу культурной и языковой близости могут быть расселены в любом регионе, между тем как беженцы из Сирии по определению могут переехать только на землю, которая является их исторической родиной.

— Александр Семенович, еще одна тема, о которой, к сожалению, приходится говорить чаще и чаще, — профилактика экстремизма…

— Эта тема также поднималась на встречах с Главой Адыгеи и с руководителем Управления Минюста России по Адыгее Александром Радченко. Проблемой общероссийского масштаба стали попытки, используя социальную неустроенность молодежи, вербовать молодых людей в ряды террористической организации «Исламское государство». Большую настороженность сегодня вызывает ситуация в некоторых республиках Северного Кавказа. Эта беда затронула не только СКФО, но и другие регионы страны. У меня возникло понимание, что руководство республики, хотя ситуация в сфере межнациональных отношений в Адыгее остается стабильной, намерено уделять профилактике подобных эксцессов особое внимание. Поэтому мы предложили провести заседание с представителями властей и общественниками Адыгеи, чтобы выработать алгоритм действий. В рамках Совета при Президенте России по межнациональным отношениям мы работаем над темой профилактики радикального национализма. Нам было бы интересно и полезно узнать о том, что думают по этому поводу в Адыгее.

— Вы также член Попечительского совета при Уголовно-исполнительной системе России. Вероятно, ситуация с правами осужденных в регионе также не осталась вне зоны внимания…

— Во время встречи с руководителем регионального Управления ФСИН России Сергеем Клюем мы обсудили ряд вопросов. Один из ключевых — трудоустройство осужденных. Привлечение их к труду — это важнейшая составляющая процесса исправления и социализации. Практика показывает, что в этом случае они реже нарушают требования режима отбывания наказания и менее склонны к противоправному поведению. Кроме того, получая заработную плату, такие осужденные имеют возможность возмещать вред, причиненный преступлением, помогать семьям. В итоге мы имеем больше шансов на то, что по отбытии наказания человек сможет вернуться к нормальной жизни, найти себя в обществе.

В колониях Адыгеи есть свой опыт решения этой задачи. Для организации производственной деятельности и привлечения осужденных к труду в колониях республики созданы центры трудовой адаптации. Положительную роль для развития производственной деятельности играет размещение крупных государственных заказов на изготовление продукции и выполнение работ для нужд УИС. Хотя, конечно, есть проблемы, сохраняется значительная изношенность оборудования и основных средств. При прежнем руководстве ФСИН строились большие планы по реформированию системы, по ремонту учреждений ФСИН, но, к сожалению, далеко не все задуманное было осуществлено.

Остро стоит вопрос медицинского обеспечения. На несколько регионов — Адыгею, Краснодарский край и Крым — есть всего одна специализированная больница для осужденных — ЛПУ, расположенное в поселке Тлюстенхабль. А если возникнет критическая ситуация, оправданно ли везти остро нуждающегося в медпомощи человека из Крыма за сотни километров? Успеют ли спасти ему жизнь? Убежден, что правозащитные институты должны также включиться в решение этой проблемы: осмыслить ее, оформить предложения для Правительства России, руководства ФСИН России.

Дмитрий Кизянов

14.09.2015 в 14:53
Возрастная категория материалов: 16+