Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Всемирный день без автомобиля отмечается во многих государствах мира. Основная его цель — привлечение внимания широкой общественности к проблеме негативного влияния автомобилей на окружающую среду. Уменьшить это влияние становится все труднее из-за бурной автомобилизации во всем мире, в том числе и в нашей стране. Самыми автомобилизированными государствами, как известно, являются США — 809 автомобилей на 1000 жителей, Италия — 690 и Литва — 541. Всего же в мире количество автомобилей перевалило за 1 миллиард.

В России автомобилей более 50 миллионов, 70% из них — легковые. В среднем по стране на 1000 жителей у нас приходится 317 машин. Лидирует по этому показателю Приморский край — 574, в Московской области приходится по 340 машин на тысячу жителей, в самой столице — по 311, в Санкт-Петербурге — по 306 автомобилей.

Адыгея занимает золотую середину — у нас приходится в среднем по 252 машины на тысячу жителей. В целом по республике зарегистрировано более 160 тысяч единиц автотранспорта. Самым автомобилизированным населенным пунктом Адыгеи является Майкоп, по улицам которого ездит половина всех автомобилей региона.

Конечно, нельзя отрицать тот факт, что автомобили делают нашу жизнь намного удобней. Они позволяют перемещаться по городу и за городом с большим комфортом. Мы сегодня уже просто не смогли бы представить свою жизнь без машин. Однако у прогресса есть и обратная — негативная сторона. Над большими городами висит смог, воздух в них сильно загрязнен выхлопными газами. Еще одной важной проблемой крупных городов мира можно назвать постоянные пробки, которые отнимают у людей уйму времени. У нас в стране острее, чем в других государствах, стоит проблема парковки. Она особенно обострилась в Майкопе за последние годы. Прирост числа машин опережает рост строящихся парковочных мест. Имеющиеся гаражи в гаражных кооперативах и во дворах жилых домов, платные автостоянки уже не могут удовлетворить потребность и на треть. В результате в автостоянки превращаются дворы в многоэтажных микрорайонах, газоны и скверы.

Об этой проблеме наша газета писала не раз. Но городские власти пока не нашли путей для ее решения. Разве что при капитальном ремонте уличного покрытия расширяется асфальтированное полотно и устраиваются так называемые карманы для стоянки личного транспорта майкопчан. 

День без автомобиля должен напомнить всем о существовании альтернативных средств передвижения, от которых мы уже отвыкли: общественный транспорт, велосипед, а также о ходьбе пешком. Тем более что доктора в один голос твердят нам о большой пользе пеших прогулок.

Впервые в мире День без автомобиля был проведен в Париже в 1998 году. С тех пор эта акция приобрела достаточно большое количество сторонников во всем мире.

В нашей стране проводить такие акции начали только с 22 сентября 2008 года. В Москве в этот день власти снизили тарифы на общественный транспорт. Начали проводиться подобные мероприятия также в Санкт-Петербурге и некоторых других российских городах. Но пока россияне не слишком хотят отказываться от езды на своем авто даже на один день.

Особенно большое внимание этому дню традиционно уделяется в мегаполисах. Ведь проблема чрезмерного количества автомобилей и пробок является наиболее актуальной для крупных городов.

Там власти стараются как можно лучше организовать праздничные мероприятия, устраивая различные программы, посвященные этому дню. Считается также, что такие акции способствуют развитию общественного транспорта в целом. Жители городов свои личные автомобили и мотоциклы в этот день оставляют в гаражах и на стоянках. У горожан появляется хоть на день возможность дышать более чистым воздухом, совершать прогулки по менее опасным улицам. День без автомобиля в Майкопе никогда не проводился, хотя у этого мероприятия могли бы непременно найтись сторонники.

Дмитрий Крылов

22.09.2015 в 14:08