Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

История майкопского детского сада №4 «Родничок» уходит в начало 1980-х годов. Тогда в микрорайоне Михайлово для детей военнослужащих было открыто дошкольное учреждение. А спустя почти 30 лет, в 2011 году, детский сад был передан муниципалитету. Сегодня его посещают более 340 мальчишек и девчонок.

Новый Закон «Об образовании» сделал дошкольное образование первой ступенью общего. Каждый детский сад пишет свою образовательную программу, педагоги могут выбирать направление, по которому работать, лучшие методики.

Коллектив «Родничка» давно определился со своим направлением. В детском саду оно художественно-эстетическое, и неспроста: педагоги здесь подобрались творческие. Они создают театральные постановки, танцуют, поют и даже выступают в составе вокального ансамбля. А потому для развития детских талантов здесь широкий простор. Кружки самые разные: вокальный, хореографический, театральный. И пускай не у каждого малыша есть слух и голос, возможность раскрыть свой талант есть у всех.

— Детям интересно в детском саду. Иногда родители возмущаются, что мы часто приглашаем к нам актеров с театральными постановками, в ответ — мы удивляемся. Ведь самостоятельно мамы и папы вряд ли поведут ребенка в театр. На это нет времени, а зачастую и желания. Где, как не здесь, в детском саду, они научатся культуре поведения, общения? Даже погулять с ребенком в течение дня может не каждый родитель, а в детском саду — это обязательная часть расписания, — рассказывает заведующая детским садом Ольга Власова.

С небольшого родничка начинается река
С небольшого родничка начинается река
Педагоги сталкиваются с тем, что родители даже для детей нежного возраста покупают планшеты. На все уговоры, что и вещь сама по себе дорогая, и ребенку лучше играть с детьми, чем в электронные игры, родители не реагируют: мой ребенок, как считаю нужным, так и воспитываю. Чаще всего такая ситуация говорит о том, что и дома родителям проще включить ребенку телевизор или компьютер, чем вместе почитать книжку или построить дом из кубиков. К счастью, сами дошколята быстро теряют интерес к таким взрослым игрушкам, если вокруг другие мальчишки и девчонки увлечены совсем другими играми — прятками или игрой в мяч.

Воспитатель должен быть эрудированным. Маленький «почемучка» в любой момент может задать интересующий его вопрос, на который должен получить грамотный ответ. Нужно постоянно повышать уровень мастерства, осваивать нетрадиционные методики, пробовать инновационные подходы.

— Дети сейчас не такие, какими были родители в их возрасте. Они стали более самостоятельными, более эрудированными, раскрепощенными. С ними интереснее работать. Они учатся у нас, а мы у них. Мы наблюдаем за ними, и иногда не верится, что это маленький человек. Они могут сделать удивительные выводы, абсолютно непредсказуемые. Время диктует свои условия. Даже малыши умеют пользоваться сотовым телефоном, планшетом, компьютером. И это, с одной стороны, неплохо. Но задача детского сада в другом — разностороннее развитие маленькой личности. Задача воспитателя — вовлечь детей в совместное общение, найти к ним подход, чтобы тем некогда было скучать или сидеть в углу с планшетом или телефоном, — говорит воспитатель Светлана Названова.

Светлана Алексеевна — воспитатель с 35-летним стажем. По опыту знает, что самое главное в детском саду, как бы банально это ни звучало, — любовь к детям. Часто молодые воспитатели и нянечки, только пришедшие работать в детский сад, спрашивают: «А ты правда любишь всех детей?»

— Конечно, люблю, — говорит Светлана Названова. — Люди, которые приходят в детский сад, чтобы просто отработать положенное время, здесь не задерживаются. Мы берем маленьких детей. Они только-только отрываются от мамы и папы. Кто-то просит поцеловать его, поцелуешь одного — остальные тоже хотят. Или накроешь одного покрывалом во время тихого часа, и другие просят: «А укройте и меня». Им нужны забота и внимание, как дома.

Для детей воспитатели становятся вторыми мамами, так же переживают, когда они болеют, не спят ночами, придумывая для них новые и интересные игры.

Анна Курманова — молодой педагог 30 лет. В Омской области, где девушка жила раньше, она работала учителем младших классов. Переехав в Адыгею, смогла устроиться только в детский сад, но не пожалела об этом. Вот уже два года как она уважаемый в коллективе и среди родителей педагог.

Мы заходим в группу, когда дети только проснулись после тихого часа и стали одеваться. Но если мальчишкам достаточно надеть шорты и футболки, то с девочками чуть сложнее: их длинные красивые волосы запутались после сна. Нужно расчесать и сделать прическу. Этим и занималась Анна: заплетала косички своим воспитанницам.

А потом началась игра в твистер. Обычная напольная игра оказывается не просто развлечением. Она учит детей ориентироваться в пространстве, запоминать цвета, направления: право-лево, считать, а еще и читать задания.

Анна подводит ребят к стенду и просит оставить на нем только 5 рыбок. Они подсчитывают сообща и убирают лишнее количество.

— Сейчас от детского сада не требуется учить детей писать, читать и считать. Они должны научиться воспринимать информацию, делать самостоятельные выводы, чтобы легко адаптироваться к школе. Однако, по просьбам родителей, мы все равно даем основы счета, письма, чтения, — рассказывает Анна Павловна. 

— Как вы считаете, ваш труд оплачивается по достоинству? — спрашиваем педагогов.

— Конечно, хотелось бы больше, но то, что есть — неплохо, — признается Анна Курманова.

— Человек, который отвечает за 30 детей, получает оклад 6300 рублей. Это не соответствует нашей работе. Зарплата должна быть выше, — не боится высказать свое мнение Светлана Названова.

— Не каждый месяц зарплата одинаковая, — признается заведующая детским садом, — но различными стимулирующими выплатами по итогам года мы выходим на хорошие показатели. В среднем заработная плата воспитателей по детскому саду составляет 15600 рублей.

На сегодня детский сад укомплектован — в штате 24 воспитателя. Но почти треть педагогов — воспитатели пенсионного возраста. Уйди они завтра, будет ли кому их заменить, спрашиваем у заведующей.

— Проблематично. Единицы из выпускников Адыгейского педколледжа сразу идут работать в детский сад, в основном они стараются получить высшее образование в Адыгейском госуниверситете, а после этого разлетаются кто куда и не всегда идут работать по профессии. По моему мнению, хорошо бы вернуть советскую практику: после окончания вуза обязательно отработать по профессии некоторое количество лет. Пусть не все, но часть ребят наверняка прижились бы в детском саду и остались здесь работать. Это могло бы решить кадровую проблему, — говорит Ольга Власова. — Потому что молодежь практически не идет в детский сад.

Еще один аспект — если раньше детский сад мог принять на должность воспитателя педагога любого профиля, будь то историк, филолог или учитель начальных классов, то сейчас согласно новому Закону «Об образовании» педагог должен пройти курсы переподготовки и получить квалификацию по дошкольному образованию. При этом за свой счет. К примеру, в ДОУ №4 такие курсы пришлось пройти практически всему коллективу: только двое педагогов имели квалификацию дошкольного педработника.

Такие курсы прошла молодой, 26-летний педагог Олеся Кушнир. Она — воспитатель подготовительной группы. Своей работой в детском саду довольна, т.к. здесь нашла свое призвание и уходить отсюда не собирается.

— Воспитатель — особая профессия. Это призвание души. Если оно есть, то помехой не станут ни низкая зарплата, ни другие трудности. Поначалу молодому педагогу всегда сложно, а потом втягиваешься в процесс и уже не представляешь себя без этих маленьких «почемучек», — говорит нам на прощание Олеся и возвращается к своей любимой работе.

Татьяна Викторова.

Фото Аллы Салиенко.

27.09.2015 в 17:01