Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

За 3 года профессиональных занятий авиаконструированием в Центре дополнительного образования детей (ЦДОД) г.Майкопа на счету у Кости Шамайко участие и занятые призовые места в Тахтамукае, Анапе, Нальчике, Таганроге, Краснодаре. Но самым большим своим достижением мальчик считает участие в Х Международном фестивале детского и молодежного научно-технического творчества «От винта!», проходившем несколько дней назад в Государственной думе РФ. В этом году лучшие работы участников фестиваля «От винта!» были представлены на специальной интерактивной экспозиции Международного авиационно-космического салона «МАКС-2015», завершившегося накануне в Жуковском.

Допобразование — от винта!

Обычный майкопский восьмиклассник оказался не таким уж и обычным ребенком. В свои 14 лет он так же, как и его ровесники, любит играть в футбол и компьютерные игры, занимается игрой на гитаре в музыкальной школе, но, помимо всего прочего, еще и моделирует летающие аппараты, с которыми участвует в научно-технических фестивалях и конкурсах, проводимых по всей России.

Костя утверждает, что его достижения не личная заслуга. То, что он оказался в двадцатке лучших юных авиаконструкторов страны и его модели попали в Москву, — это коллективный успех, в котором свою роль сыграли педагог-наставник из Центра дополнительного образования Адыгеи, родители и его собственный интерес к конструированию техники.

В Министерстве образования и науки Адыгеи не раз рассматривали вопрос о необходимости серьезной модернизации школьных уроков труда. Безусловно, они должны быть максимально адаптированы к современным требованиям реальных школьников, соответствовать их интересам и, возможно, профессиональной ориентации. О традиционных уроках труда, где мальчики пилили и строгали, а девочки учились шить и готовить, если в сельских школах еще помнят, то в городских — давно забыли. Дисциплина «труд» сокращена в учебных часах, переименована в «Технологии» и не является обязательной для изучения в общеобразовательной школе. Зачастую ее заменяют информатикой, что считается «достойной альтернативой» и среди самих учеников. Традиционные уроки труда не только приучали ребят к мысли о необходимости трудиться, но и давали массу полезных прикладных навыков. Кроме них была еще и школьная весьма разнообразная кружковая работа. Все вместе это давало профессиональные ориентиры многим детям. А что теперь?

Как пояснили в Минобрнауки региона, дополнительное образование детей — особая сфера в части учебного процесса, официально обозначенная в законе об образовании, хотя и работает вне зависимости от основных образовательных программ.

— На сегодняшний день по Адыгее 1359 детей занимаются техническим творчеством, как Костя Шамайко, в республиканских центрах дополнительного образования. Основные преимущества центров дополнительного образования — это, конечно, стимулирование личных качеств школьников, повышение уровня их духовного развития, творчества, инженерных способностей. Тем более что родителям не приходится платить за то, что дети там занимаются, — рассказал ведущий специалист-эксперт управления государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки Адыгеи Рамазан Афаунов.

Действительно, материальная база и обеспечение центров возложены на Минобрнауки РА.

— Центры дополнительного образования не имеют возможности полноценно заменить уроки труда. К тому же зачастую все эти дополнительные занятия — не желание детей, а амбиции родителей, — поделилась мнением консультант по детско-родительским отношениям лицея №8 Майкопа, психолог Лариса Страшко.

Из-за достаточно большой детской загруженности уроками и дефицита времени мало у кого из школьников остается желание и возможности заниматься чем-то еще, помимо основной учебной программы. А ведь немало родителей стараются занять ребенка, кроме школы, тремя-четырьмя внешкольными занятиями.

— Нужно быть очень увлеченным подростком, чтобы после школьных занятий иметь силу воли идти в музыкальную или художественную школу. Живая активная деятельность, безусловно, лучше компьютерной зависимости, столь распространенной в наши дни. Она дает ребенку возможность легко адаптироваться в обществе, развивает коммуникабельность. Но избыток занятий все-таки вреден. К сожалению, не все родители это понимают, — акцентирует внимание на проблеме психолог.

Влюблен по собственному желанию

Нашему Косте повезло, он оказался тем самым увлеченным ребенком, которого никто не заставлял заниматься дополнительным образованием. Как говорит школьник, он полюбил моделирование еще в свою первую с ним встречу — когда их из школы привели в Центр дополнительного образования на экскурсию.

В семье мальчика инженеров-конструкторов нет, но свое увлечение Костя Шамайко считает серьезным. Его преподаватель, замдиректора по техническому творчеству Олег Простаков говорит о его будущем пока с осторожностью, ничего не загадывая наперед:

— Разве можно с уверенностью сказать, что паренек, собирающий старые монеты, в будущем станет известным нумизматом? Может, да, а может, и нет. Мои ученики сегодня — юные инженеры-авиамоделисты, им нравится конструировать, подыскивать нужные материалы, собирать модели своими руками. Они усердно занимаются этим два дня в неделю. Но когда придет их взрослая жизнь, они, возможно, выберут что-то другое. Однако я уверен, что уже сейчас они научатся самостоятельно мыслить, фантазировать, генерировать идеи и, главное, самостоятельно работать.

— Конечно, наши воспитанники поначалу занимаются моделированием как хобби. У части из них увлеченность рождает более глубокий интерес, и они подходят к занятиям серьезно. Вот из этих ребят, которые подают большие надежды в моделировании, могут вырасти профессиональные инженеры и конструкторы. Наш центр еще молод, ему всего 4 года, но мы полагаем, что популярность детского технического творчества будет способствовать в дальнейшем развитию авиа-, авто- и судостроения в России — это главная наша цель, — говорит директор ЦДОД Адыгеи Анатолий Кленов.

Любимое хобби Кости Шамайко превратилось в «профессиональный» интерес, когда его работы стали выставлять в различных конкурсах, а он получил свое первое призовое место. К участию в конкурсе «МАКС-2015» он шел вместе со своим педагогом больше трех лет.

— В мае 2015 года мы решили попытать счастье и отправили работы Кости на этот престижный конкурс. Безусловно, особых амбиций у нас не было. Я пытался морально поддержать Костю, хотя и удерживал его от больших надежд, которые, если он не пройдет отбор, могут вызвать психологическую травму. Когда работы Кости отметили в столь высокопрофессиональной комиссии и нас пригласили в Москву, мы не поверили удаче, — рассказывает педагог-наставник юного авиамоделиста Олег Простаков.

Но в августе пришло приглашение из столицы, и радости мальчика не было границ. Со своим учителем они преодолели долгий и, как им показалось, трудный путь до Москвы — Костя ехал в столицу России впервые в своей жизни. Он первый раз попал в такие условия — хорошая гостиница, ребята со всей России, общение, экскурсии. Но главным во всей этой столичной поездке было ощущение важности, сопричастности к чему-то очень большому и значимому — своими работами дети показывали всей России, что у нее есть перспективное будущее в авиации и космонавтике.

«МАКСимум эмоций»

— В этой поездке меня все удивляло, а многое и шокировало. Я дважды видел Президента России Владимира Путина — в Москве, во время выставки, и потом в Сочи. Мы встречали известных хоккеистов Вячеслава Фетисова и Александра Овечкина, телеведущего Леонида Якубовича, который, как известно, очень предан авиации, занимается авиационным спортом, — рассказывает Костя.

Дипломами ребят — участников конкурса юношеского авиамоделирования награждали тоже известные личности — Сати Казанова и Марк Тишман.

О том, что юных участников выставки Президент страны пригласит на открытие детского центра «Сириус», никто из ребят не предполагал. В Сочи они отправились параллельно с Владимиром Путиным — правительственным бортом №2, причем самостоятельно, без своих педагогов. Все эти впечатления вызвали бурю юношеских эмоций. 

— Путин и Фетисов играли в хоккей с сочинскими ребятами. Взрослые против детей. Взрослые выиграли со счетом 9:5, две шайбы Президент забил лично. Я очень хотел взять автограф у Владимира Владимировича, но не смог, зато на моей работе расписался Герой России, почетный академик Российской академии космонавтики Сергей Нефедов, — с гордостью говорит Костя.

К облакам

Все Костины работы изготовлены из пенопласта и оклеены разноцветным скотчем в цвета флага России.

— В Москве на нашей выставке Президенту России показали «летающий топор», который сделал один из участников конкурса. Владимир Владимирович спросил — почему, собственно, топор запустили в небо? А потом поинтересовался — так и утюг может взлететь? Тогда я решил, что к следующей выставке сделаю летающий утюг — мне понравилась эта идея. Думаю, получится, — говорит юный майкопский авиаконструктор.

По словам Кости, сделать летающий утюг намного сложней топора, а значит, интересней. Он будет не кордовым, как топор, а радиоуправляемым, что значительно улучшит аэродинамику столь «тяжелого» бытового предмета. Если все получится, как задумано, летающий Костин утюг тоже украсит российский флаг, который теперь для него, как и для многих взрослых авиаконструкторов и летчиков, является символом высокого полета.

Но пока Костя упорно трудится и говорит, что максимальные высоты впереди.

— Сейчас объявлен конкурс «Шаг в будущее», уже начался прием заявок на участие. С 6 октября работы наших учеников будут отправлены к заочному рассмотрению. В конце октября ребята, работы которых будут отобраны, поедут на финал в Краснодар. Надеюсь, кто-то из них получит свою путевку на всероссийские конкурсы, как Костя Шамайко, — говорит директор центра. 

У Кости глобальные планы. После того, как его утюг взлетит в небо, школьник займется моделированием квадрокоптера, который понесет на стойках модели камеры для аэро-, фото- и видеосъемки. Изготовить квадрокоптер он планирует из настоящего авиационного антивибрационного материала. Стоимость модели составит более 200 тыс. рублей, а потому подготовка к работе с этой моделью требует знаний, терпения, опыта и, конечно, определенной материальной базы у авиамоделистов центра.

— Многие из моих одноклассников и друзей говорят, что это классно — заниматься моделированием и вообще иметь увлечение. Но заниматься этим серьезно и профессионально сами не хотят, считают, что это слишком сложно. Но я думаю, что моделирование — не дар, который требует от человека исключительных способностей, этому может научиться каждый. Если, конечно, захочет, — считает Костя.

Как бы то ни было, из трудолюбия и упорства рождаются конструкторские таланты.

Елена Страмцова.

29.09.2015 в 15:59