Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В полку российских НКО, признанных «иностранными агентами», очередное прибавление. На этот раз в соответствующий реестр была внесена ненецкая «Ясавэй Манзара», которая вместо осуществления своих прямых обязанностей оказывала содействие в организации и проведении на территории автономного округа ряда международных проектов. Тем временем в Мурманске свою активную деятельность ведет другой «агент» — норвежский Международный Баренц-секретариат. Как выяснилось в ходе стартовавшего в Якутии Культурного форума регионов России, сегодня НКО не являются достойной альтернативой бюджетных учреждений в деле предоставления социальных услуг в сфере культуры – значит, еще не все потеряно…

Информационно-исследовательский центр «Ясавэй Манзара» попал в число иностранных агентов. Эта автономная некоммерческая организация попала в соответствующий реестр в минувшую среду, 23 сентября.

Согласно официальной информации, центр «Ясавэй Манзара» был создан в октябре 2003 года ассоциацией ненецкого народа «Ясавэй» и зарегистрирован в Нарьян-Маре. Центр, как и саму ассоциацию, возглавлял уполномоченный по правам человека в Ненецком автономном округе Александр Белугин.

Как уточнили в Минюсте РФ по результатам проверки, статус «иностранного агента» НКО получила из-за установленного несоответствия провозглашенных целей организации тем видам деятельности, которые она осуществляет. Так, целью создания ИИЦ провозглашалась «научная, консультационная, исследовательская, проектная, информационная и издательская деятельность для изучения общественных процессов в стране и регионе, состояния и развития межэтнических отношений, разработки стратегий, проектов и программ». Однако, вместо этого «Ясавэй  Манзара», как следует из отчета за 2012-2014 годы, оказывала содействие в организации и проведении на территории НАО ряда международных проектов.

Для примера называются совместный с Арктическим университетом (Финляндия) проект ORHELIA (Oral History of Empires by Elders in the Arctic), а также совместный с датским Северным фондом развития и экологии (NORDECO) проект «Открывая двери традиционным знаниям коренного населения НАО».

Теперь по итогам проверки Минюста РФ Центр намерен прекратить свою деятельность, поскольку для продолжения работы в качестве «иностранного агента» требуются административные ресурсы, которыми «Ясавэй Манзара», как выяснилось, не обладает. Но, если «российская» ипостась, фактически, закончила свое существование, ее иностранные спонсоры вряд ли прекратят попытки запускать свои щупальца на Крайний Север России и дальше. Во всяком случае, существующая практика это доказала неоднократно.

Здесь важно уточнить, что ещё два проекта, реализованных в рамках «Ясавэй Манзара» («Вынгы сё — Ненецкое радио» и «Предпринимательство коренных народов») смогли состояться при поддержке Международного Баренц-секретариата (Норвегия). Последний, как известно, весьма активно развернул свою деятельность в Мурманской области. Если учесть, что руководство Норвегии присоединилось к санкциям против России, а отдельные норвежские НКО продолжают при этом развивать тесные связи в области взаимодействия с коренными малочисленными народами РФ, в искренность намерений норвежских «благодетелей» верится, мягко говоря, с трудом…

Кстати, уже совсем скоро, до ноября 2015 года, норвежцы пообещали реализовать в России еще один свой проект: анонсировали проведение так называемой Международной школы «Рыбный менеджмент Баренц-региона». Какие истинные цели буду преследовать организаторы этого «гуманитарного» проекта, остается только догадываться.

Как выяснилось в ходе стартовавшего в Якутии Культурного форума регионов России, сегодня НКО в нашей стране не являются конкурентами бюджетных учреждений по части предоставления социальных услуг в сфере культуры – в частности, в районах Крайнего Севера. При этом в качестве основной преграды этому названо «отсутствие финансирования».

Само собой, представители НКО и бизнеса, присутствовавшие на форуме, восприняли эту информацию отнюдь не как «благо». Из года в год западные эмиссары стремятся расширять свою сферу влияния в регионах с коренными малочисленными народами России, и зачастую выясняется: делают это не из хороших побуждений. Обещая защищать интересы представителей этих народов, сохранять их самобытность и развивать традиционную культуру, оплачиваемые западными «партнерами» НКО на самом деле преследуют исключительно свои собственные интересы, редко совпадающие с интересами российской государственности.

Нередко организаторы проектов при этом «забывают», что главным гарантом прав и свобод коренных малочисленных народов Росси и является само государство. И хотя с данной функцией оно, надо признать, справляется пока еще не на крепкую пятерку, это совсем не повод позволять иностранным бенефициарам делать что им вздумается.

Нельзя считать совпадением и тот факт, что недавно права коренных народов еще больше расширили. Отныне для защиты своих законных интересов они вправе на общественных началах создавать при главах муниципальных образований в местах своего традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности специальные советы представителей. Не секрет, что «западно-ориентированные» НКО не торопились даже обещать нечто подобное. Так чего же им на самом деле нужно?

Судя по происходящему вокруг России, данный вопрос, очевидно, принадлежит к категории риторических…

07.10.2015 в 21:10
Возрастная категория материалов: 16+