Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Такой почетный титул заслужила Амина аль-Муфти. Ее вклад в обеспечение безопасности Израиля и сегодня, по истечении времени, просто трудно переоценить. Достаточно сказать, что ее развединформация в свое время позволяла координировать всю антитеррористическую деятельность израильских спецслужб против палестинских боевиков. А главное — предотвратить сотни терактов против государства.

Амина аль-Муфти родилась в 1935 году на территории Иордании в довольно зажиточной черкесской семье. Ее предки были переселены с Кавказа. Несмотря на общность религии, в силу ряда обстоятельств черкесы зачастую враждовали с арабами. В то же время с евреями, как правило, у них складывались дружеские, добрососедские отношения. После создания государства Израиль черкесы проявили себя как его лояльные граждане. Многие черкесы стали активно участвовать во всех сферах деятельности молодого государства, в том числе в армии и в разведке.

В 1972 году Амина по собственной инициативе обратилась в «Моссад» (военная разведка) и заявила, что она готова принять участие в борьбе с внешними и внутренними врагами государства. Это решение пришло к ней далеко не сразу. Она выросла среди палестинских арабов, сама не раз видела и остро ощущала притеснения и унижения, которым подвергались ее семья и ближайшие родственники за их лояльность к властям молодого государства. Это вызвало интерес «Моссада» к молодой черкешенке, которая к тому времени жила в Австрии, где получила медицинское образование.

Амину тайно переправили в Израиль, где она прошла обучение в спецшколе «Моссада». Во время ее подготовки к будущей работе в разведке инструкторы и наставники поражались психологической устойчивости хрупкой девушки, колоссальной работоспособности, интеллекту, феноменальным способностям разведчика. К тому же Амина свободно владела ивритом, арабским, английским, французским, черкесским, турецким и немецким языками. Немногочисленные наставники с восхищением говорили: «Эта смуглая красавица станет жемчужиной израильской разведки». И Амина оправдала эти надежды.

После окончания учебы в спецшколе она опять уехала в Австрию, чтобы тайно вернуться в Бейрут. Здесь на деньги «Моссада» девушка открыла частную клинику. К тому времени в Ливане находилась штаб-квартира палестинских террористов, откуда они совершали террористические акции на Израиль. Поэтому для «Моссада» жизненно важным было иметь в Ливане своих надежных агентов. Одним из них стала Амина. Ей была поставлена задача — внедриться в руководство ООП (Организация освобождения Палестины), наладить канал легализации агентов израильской разведки. Амина сумела быстро проникнуть в верхушку ООП и сблизиться с ней. Благодаря ей «Моссад» стал получать ценнейшую информацию о планах и готовящихся акциях террора против Израиля.

Когда в 1972 году во время Олимпийских игр в Мюнхене  палестинскими боевиками были зверски убиты спортсмены Израиля, премьер-министр Голда Меир заявила, что это преступление будет жестоко наказано. И это были не просто слова. Амина и другие агенты в кратчайшее время обнаружили и сообщили точные координаты штаба всех организаторов и исполнителей этого чудовищного убийства израильской олимпийской сборной, точное описание местности и даже отдельных зданий, в которых они проживали. В результате этой операции израильский спецназ уничтожил 15 террористов, причастных к убийству спортсменов, а также штаб, два завода, изготовлявших оружие и боеприпасы.

Были у Амины и досадные неудачи. Но ее опыт разведчика позволял достойно выходить из многих опасных ситуаций. Амина была действительно жемчужиной израильской разведки. «Моссад» очень дорожил своим ценным агентом и постоянно стремился обезопасить ее. Как правило, Амина никогда не встречалась с агентами на территории Ливана. Свои сообщения она передавала по рации, а наиболее ценную и срочную информацию — через «почтовые ящики-тайники». Но меры предосторожности оказались все же недостаточными. Палестинская контрразведка «Отряд-17» случайно засветила связника, который не заметил за собой слежку и передал сообщение по цепочке связи. Так контрразведка вышла на резидента «Моссада» — на Амину.

Ее арестовали и подвергли нечеловеческим физическим и моральным пыткам. На несколько лет она исчезла из поля зрения израильских спецслужб. Все попытки найти ее следы были безрезультатны. Как выяснилось после, ее продержали в заключении практически в полной темноте в одной из пещер в пригороде ливанского города Сидон. В 1980 году Амину доставили на Кипр и при посредничестве Международного Красного Креста обменяли на двух палестинских террористов, приговоренных к пожизненному заключению. Амина получила новые документы и в настоящее время работает в одной из клиник на севере Израиля. Никто из ее коллег не подозревает, какая у этого доктора героическая биография.

Вильгельм Волощук, турист.

16.10.2015 в 17:58
Возрастная категория материалов: 16+