Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Обстоятельства происшествия

В тот день с утра сестры находились в своей квартире одни, к обеду обе потеряли сознание. В таком состоянии их нашел отец, приехавший домой во время обеденного перерыва. Младшую девочку-подростка спасти не смогли, старшая была доставлена в реанимацию клинической больницы в тяжелом состоянии, где ей оказали всю необходимую помощь.

В СУ СКР по Адыгее предоставили для публикации достоверную информацию о том, что произошло в тот день в квартире одной из многоэтажек Майкопа, сообщив, что, по предварительным данным судебно-медицинского исследования, смерть 14-летней девочки наступила от отравления неустановленным веществом. При осмотре места происшествия следов наркотиков в квартире не обнаружили; что именно вызвало отравление — должна установить специальная медэкспертиза.

Казалось бы, все установленные факты стали достоянием гласности. Это вызывает только сопереживание и скорбь по поводу постигшего родителей горя и глубокое сочувствие им в такой беде. Потерять ребенка страшно в любом случае, но при таких обстоятельствах и вовсе жутко. Жизнь казалась семье вполне благополучной. Утром родители, как всегда, ушли на работу, ни о чем не подозревая, как вдруг в судьбы детей и их собственные вмешался рок, и все померкло перед неумолимыми силами обстоятельств.

— Информация, которую мы предоставили сразу после происшествия, была сжатой, но на первоначальном этапе расследования большего и невозможно было ожидать. Однако спустя несколько дней по городу стали распространяться различные слухи, которые меня лично потрясли. Я был весьма удивлен тем, насколько пространно некоторые способны фантазировать в таких тяжелых для большинства сограждан обстоятельствах. Да, очень много людей было на месте происшествия, они видели всю обстановку, всю ситуацию, как работала следственно-оперативная группа. Откуда потом появились домыслы и невероятные по своей сути версии? Печально, что при этом их авторы цинично выдумывают «факты», очевидцами которых не были, — рассказал специально для «СА» руководитель Следственного управления Следственного комитета РФ по РА Александр Глущенко.

Вообще рассматривать в таких обстоятельствах, а тем более утверждать недостоверные факты не только глупо — противозаконно! 

— В ходе осмотра тела погибшей девочки на месте происшествия, а также обследования пострадавшей старшей сестры в больнице, куда была госпитализирована выжившая девушка и также выезжали наши сотрудники, фактов каких-то телесных повреждений ни у одной ни у другой не обнаружено, — говорит Глущенко.

Слово — за экспертами

Все произошло 15 октября. Накануне обе девушки были здоровы, в их семье все шло обычным порядком, как в любой другой, где интеллигентные родители не только заняты собой и своей работой, но и внимательны к детям. Утром следующего дня родители ушли на работу.  В какой-то момент старшая сестра включила газовую колонку и ушла в ванную комнату, где находилась какое-то время. Там с включением освещения автоматически включается вентилятор вытяжки, возможно, это помогло девушке. Когда она вышла из ванной и попросила младшую помочь с уборкой на кухне, та пожаловалась на плохое самочувствие. А через некоторое время плохо стало и старшей сестре. У девушки случился обморок, она упала, затем смогла подняться, но вскоре потеряла сознание и больше ничего не помнит. 

— Когда их отец приехал домой в обеденный перерыв, он обнаружил, что обе дочери находятся без сознания. Младшая девочка еще подавала признаки жизни, но ее не смогли откачать. Можно предположить, что организм младшей девочки в силу ее возраста и комплекции оказался слабее, а концентрация отравляющего вещества, которую она получила, была достаточной, что привело к гибели. Однако, если бы отец пришел домой чуть позже, вполне вероятно, что и старшую дочь спасти не успели бы, — говорит Александр Глущенко.

Следственно-оперативная группа с привлечением специалистов МЧС, технических служб обследовала квартиру полностью. Была поставлена задача — установить, имелись ли в квартире какие-то конструктивные нарушения при установлении газового оборудования, вытяжки. Газ, как и продукты его сгорания, накапливается в закрытом помещении постепенно, и человек, вдыхая вредные вещества, может не чувствовать никакого специфического запаха, пока отравление не проявится плохим самочувствием, тошнотой и потерей сознания. 

— Эта версия среди других имеет право на существование, — отметил Глущенко.

По словам руководителя СУ СКР по Адыгее, на первоначальном этапе экспертизой установлено, что причиной столь тяжких последствий для девушек стало отравление. Но возможности экспертных исследований в республике, к сожалению, ограничены, о чем Александр Глущенко рассказывал читателям «СА» в своем интервью («Советская Адыгея», №№42-43 от 13 марта 2015 года). 

— Здесь эксперты не могут дать нам четкий и ясный ответ, какое вещество вызвало отравление. Но то, что причиной смерти одной и тяжелого состояния другой девушки стало отравление, — это уже установленный факт. Никаких телесных повреждений, ранений, травм у девушек нет, — говорит руководитель СУ СКР по Адыгее.

По словам Александра Павловича, полностью исследовано окружение девушек — в доме, в учебных заведениях, среди знакомых и близких. Безусловно, были изучены и проверены все контакты и взаимоотношения всей семьи, их родственников и знакомых.

— Были изъяты все компьютеры и средства связи, включая мобильные телефоны, проверены интересы, общение, контакты в социальных сетях. Каких-либо фактов, свидетельствующих о том, что девочки были склонны к употреблению наркотических средств, не установлено. Девушки характеризуются только положительно. Следствием не установлено ни одного факта, что они могли иметь хоть какое-то отношение к наркотикам, нет даже фактов общения с лицами, склонными к употреблению наркотиков. Чтобы определить, каким веществом произошло отравление, все собранные материалы сейчас направлены в экспертную лабораторию Южного федерального округа в Ростове-на-Дону. Когда эксперты дадут нам свое полное квалифицированное заключение о причинах, вызвавших отравление, будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела, — говорит Глущенко.

Ложное недоверие

Все данные, которые затребовали ростовские эксперты из СУ СКР по Адыгее, уже находятся на исследовании в Ростове. Для того чтобы принять решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом, следователям нужно иметь экспертное обоснование — в результате чего наступила смерть младшей девочки. 

— У нас есть и другая версия случившегося, над которой мы также работаем. Но пока эксперты не дадут четкого заключения причин отравления, делать какие-то выводы преждевременно. Более того, выстраивать фантастические версии неправильно, непорядочно. Выдуманные «события» выдают те, кто не знает истины. Я бы хотел обратиться через газету и попросить всех, кто не в состоянии проявить чуткость к чужой беде, выдержку: просто задумайтесь, как все это отражается на родителях, которые испытывают такое горе. Дайте возможность следователям разобраться во всем, установить истинные причины произошедшего. Только в этом случае виновные будут установлены и в соответствии с законом привлечены к ответственности. Мы никогда никого не уводим от ответственности и никого не «укрываем», кто бы это ни был, — подчеркнул Александр Глущенко.

Руководитель Управления СКР по Адыгее заверил, что все причины случившегося будут обязательно установлены. После того, как эксперты дадут свое заключение, по его результатам начнется работа, откуда и как вещество попало в квартиру. Однако расследование идет вне зависимости от работы экспертов — опрашиваются люди, собираются материалы. И работа не прекратится, пока истина в этом деле не будет установлена. 

Елена Космачева

27.10.2015 в 17:54
Возрастная категория материалов: 16+