Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

До этой знаменательной даты осталось совсем немного времени  — в феврале 2016 года Майкоп отметит 80-й день рождения своей детской школы искусств №1. Этому творческому центру дополнительного образования есть что вспомнить  — творческие удачи, заслуги в становлении и развитии музыкальной и художественной культуры Адыгеи. По заслугам должна быть и честь.

На большую сцену

Детская школа искусств №1 г.Майкопа действительно во всем первая — в течение многих лет она занимает ведущее место среди школ в области образования в сфере искусства.

Детская школа искусств №1 г.Майкопа готовится отпраздновать свой 80-летний юбилей
Детская школа искусств №1 г.Майкопа готовится отпраздновать свой 80-летний юбилей
Творческие коллективы и солисты школы искусств №1 давно уже стали постоянными участниками конкурсов — от регионального до всероссийского уровней. Воспитанники школы занимали призовые места в региональных конкурсах юных музыкантов Северного Кавказа, на Всероссийских хоровых фестивалях и Всероссийском конкурсе «Звездочки юга России». Юные музыканты школы выступали на Всероссийском конкурсе пианистов имени Семена Бендицкого и других известных международных состязаниях. Только за 2014—2015 учебный год воспитанники школы побывали на 27 различных конкурсах, получив 26 дипломов и 76 призовых мест, из которых 1 — Гран-при, 28 — первых, 22 — вторых, 25 третьих мест. О чем это говорит? Безусловно, о большом музыкальном и творческом потенциале, которым полна Адыгея. А также — о мастерстве преподавательского состава.

В этом году 9 мая ее воспитанники стали участниками концерта в Большом театре в Москве. Для ребят это незабываемые впечатления.

Детская школа искусств №1 г.Майкопа готовится отпраздновать свой 80-летний юбилей
Детская школа искусств №1 г.Майкопа готовится отпраздновать свой 80-летний юбилей
— Большой театр потряс своей красотой и величием, а выступать на его сцене было так ответственно, что мы будто в один миг выросли. Наши наставники говорят — мы поднялись над собой в понимании важности искусства, в ощущении музыки. Когда вернулись в Майкоп, все правда изменилось. Наверное, стали гораздо требовательнее к себе, в отношении к школьным занятиям. Для многих из нас искусство теперь не просто увлечение, а будущая профессия, — говорит солистка Сводного детского хора России Татьяна Браткова.

В Российский детский сводный хор, который в своем составе насчитывает одну тысячу человек, были включены десять учащихся детской школы искусств Майкопа. Тогда ребятам всего за неделю пришлось выучить 14 произведений. По словам педагогов, детям такие напряженные занятия дались сложно, но они буквально горели желанием выступить достойно и показать свой талант на федеральном уровне.

— Наши ученики получают в классах школы достаточную базу знаний и мастерства владения инструментами, голосом, хореографией, чтобы затем поступать не только в российские, но и зарубежные учебные заведения. В искусстве это довольно сложно. Тем не менее скрипачка Альбина Бегидова после нашей майкопской школы успешно учится на втором курсе консерватории в Париже, — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе ДШИ №1 Лариса Грачева.

По итогам мониторинга профессию, связанную с искусством, выбирают и поступают в средние специальные и высшие учебные заведения ежегодно более десятка выпускников ДШИ. Чаще всего ребята выбирают для дальнейшего образования Адыгейский республиканский колледж искусств имени Умара Тхабисимова, но есть и те, кто окончил Краснодарский университет культуры и искусств, Московскую консерваторию, Санкт-Петербургский университет культуры и европейские музыкальные учебные заведения.

Одной из проблем многих музыкальных и школ искусств является тот факт, что дети в большинстве своем оканчивают их в 14 лет. Безусловно, многие из них с увлечением продолжили бы музыкальное образование, но отпустить ребенка из семьи и родного города решаются не все родители. А с получением общего среднего образования у ребят появляются и другие профессиональные интересы.

Тем не менее, как говорят в Майкопской детской школе искусств №1, география специальных учебных заведений этой сферы у их выпускников весьма обширная. В ДШИ Майкопа гордятся своими талантливыми учениками. Хранят в школе память и с уважением вспоминают заслуженного работника культуры РСФСР, заслуженного деятеля искусств Адыгеи и первого Министра культуры республики Адама Ханаху, много лет возглавлявшего республиканский колледж искусств им.У.Тхабисимова. Есть у школы и много других прославленных выпускников, ставших композиторами, артистами, педагогами вузов культуры.

Урок — впрок

И все-таки школы искусств страны сегодня переживают достаточно сложный период. За последние 20 лет экономических преобразований и реформ внимание к культуре ослабело. В ДШИ №1 научились соизмерять желания с возможностями жизни. Те, кому дорого искусство и его будущее наполнение, вынуждены примириться с трудностями. Престиж профессии педагога музыкальной школы велик лишь отчасти — среди специалистов, учащихся и родителей. Поэтому о проблемах здесь говорят неохотно, но факты все же остаются фактами.

— Сегодня состав преподавателей нашей школы — 65 человек, средний возраст которых 45 лет. Что будет со школой, с развитием регионального искусства в целом, когда это поколение уйдет, пока трудно представить, — говорит Лариса Грачева.

Насущная проблема — недостаток молодых преподавателей — характерна для школ искусств в регионах повсеместно. Профессия педагога музыки, театра, балета — сложная, требует немало затрат физических сил, постоянного саморазвития. А доходы педагогов оставляют желать лучшего или ждать добрых времен. Оклад преподавателя без начислений за стаж и другие возможные заслуги составляет 6,1 тыс. рублей. Это во многом определяет фактор нехватки кадров.

Образование в культуре — вообще недешевая вещь сама по себе: хороший инструмент, книги, ноты сегодня стоят больших денег, вложение которых и от родителей требует поистине меценатских достоинств.

Детская школа искусств №1 пользуется доброй славой в Майкопе, учителя здесь опытные, доказавшие свой профессионализм. В 2014 году школа заняла достойное место в рейтинге страны «Сто лучших школ искусств России», получив золотую медаль и диплом. Подтверждение тому — 3 года подряд педагоги побеждают в республиканском конкурсе «Лучший преподаватель детской школы искусств». Диплом лауреата I степени в 2010 году получила педагог Лидия Кузовенкова, она же в 2014 году стала победителем Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств». Диплом II степени — у педагога Елены Поповой, в 2012-м диплома I степени удостоена преподаватель Людмила Аношина. А в 2014 году «Лучшим преподавателем детской школы искусств» стала Анастасия Гладченко.

— Мы очень довольны качеством образования, которое получают наши дети по классу скрипки, — говорит одна из родительниц.

Стоит заглянуть на урок Лидии Кузовенковой в тот момент, когда ее воспитанники — ансамбль юных скрипачей — поглощены звучанием произведений Шостаковича. Появляется ощущение, что перемещаешься из повседневной жизни в волшебный мир музыки.

— В ансамбле главное — слышать не только себя, но и инструменты всех музыкантов. Это особенно важно, когда исполняется сложное произведение, а Дмитрий Шостакович — композитор не из легких. Конечно, нам повезло учиться у Лидии Борисовны — лучшего преподавателя! Требования к урокам у нее строгие, но небезосновательно. Ведь если хочешь стать настоящим профессионалом-исполнителем, нужно приложить максимум усилий, — считают ученики Кузовенковой.

Хореографическая подготовка в классе Анастасии Гладченко юным балеринам дается тоже нелегко. Их педагог была руководителем «Мозаики» — одного из лучших детских хореографических коллективов Краснодарского края. Поэтому для достижения высоких результатов девочки прилагают максимум усилий, ответственно выполняя все творческие задачи, поставленные перед ними требовательным, но справедливым преподавателем.

В школе ежедневно идут занятия в классах адыгской художественной культуры, где ребята постигают сложность игры на национальных инструментах, традиции народного творчества, наследие которого сохраняется с давних времен. Несколько лет назад в школе заметно возрос интерес детей к хоровому отделению. В планах школы популяризация классических духовых и народных инструментов, театрального искусства. У юных творцов школы — свои планы на будущее. Многие из них хотят продолжить классическое образование, некоторые, возможно, станут известными артистами или композиторами, чему способствует хорошая подготовительная база школы.

И у всех ребят есть одна общая мечта — открытие большого концертного зала в их детской школе искусств. Этот зал уже более 5 лет ждет капитального ремонта. Как говорят сами учащиеся, отсутствие концертного зала ограничивает не только в развитии мастерства, но и в публичности, умении держать себя на большой сцене. Ведь именно там живет вдохновение многих поколений их предшественников, получивших в Майкопе путевку в большое искусство.

Елена Страмцова.

Фото Аллы Салиенко.

30.10.2015 в 14:35
Возрастная категория материалов: 16+