Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Пятый год подряд Северокавказский филиал музея Востока совместно с Фондом художника Михаила Шемякина проводит конкурс в рамках проекта «Воображаемый музей Михаила Шемякина. Антология форм». В этом году, объявленном Годом литературы в РФ, художникам Северного Кавказа и юга России предложено поразмышлять над «изящным письмом».

Заслуженный художник РФ Михаил Шемякин хорошо известен в России и за рубежом своими необычными проектами. «Каллиграфия и текст как образ в искусстве» — пятая выставка проекта, ставшая логичной преемницей предыдущих: «Дети в искусстве», «Крик в искусстве», «Монстры. Мифологические персонажи» и «Рука в искусстве».

Выставка состоит из двух разделов. Первый — научно-художественный, в основе которого лежит уникальное исследование автора проекта Михаила Шемякина. В эту коллекцию входят 90 изображений — копий с произведений русских и мировых художников, работавших в области каллиграфии, плакатов и других наглядных материалов. 

В Адыгее наградили победителей конкурса-проекта Михаила Шемякина «Каллиграфия и текст как образ в искусстве»
В Адыгее наградили победителей конкурса-проекта Михаила Шемякина «Каллиграфия и текст как образ в искусстве»
Второй раздел — непосредственно сами произведения художников Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, прошедшие конкурсный отбор по данной теме, в техниках живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и фотографии.

В этом году на конкурс было направлено около 200 работ от художников Адыгеи, Чечни, Дагестана, Калмыкии, Астраханской области, Краснодарского края, Северной Осетии — Алании, Карачаево-Черкесии, а также Москвы и Санкт-Петербурга.

— Заявок было меньше, чем обычно собирают проекты Шемякина. Это объясняется тем, что тема каллиграфии в искусстве не так проста, как может показаться на первый взгляд, — отметила куратор выставки Фатима Сулейманова. 

Из предложенных произведений Михаил Шемякин лично отобрал 57 работ, которые, по его мнению, наиболее полно раскрывают предложенную тему. Каждый из художников получил звание победителя конкурса проекта «Каллиграфия и текст как образ в искусстве». Примечательно, что 37 работ выполнено авторами из Адыгеи. 

По словам организаторов, конкурсанты сумели не только раскрыть сочетание шрифтов, графики и художественного творчества, но и проникнуть через каллиграфию в познание разных культур. В работах можно увидеть примеры японского, еврейского, старославянского письма, арабскую вязь и буддийские мантры в русской транскрипции. 

Каллиграфия как вид искусства позволяет показать и раскрыть культуру разных народов, подчеркнув ее самобытность. Можно сказать, что у каллиграфии есть национальность, и каждому народу присущи свои особенности «изящного письма».

— Например, в основе восточной каллиграфии лежит сильная связь с природой. На Востоке живопись и каллиграфия даже более религиозны по своему внутреннему духовному содержанию, чем сутры и мантры. В восточной каллиграфии нет стройности линий в привычном нам понимании, но есть чувства, сила, пронзительность. Казалось бы, пятно краски, хаотичные подтеки, два-три мазка, а ты не можешь оторвать от картины глаз! — поделилась с «СА» каллиграф из Ставрополя Катерина Черная.

Особо организаторы отметили работу заслуженного художника Адыгеи Виталия Баркина, созданную еще в 2005 году, в которой соединены портрет поэта Нальбия Куека и его стихи. Свои работы, где соседствуют рисунок и текст, Баркин называет «исповедальной графикой» и работает в этом необычном жанре уже несколько десятилетий. Постоянный участник проектов Шемякина — представитель династии художников Давид Манакьян. В его графике «Письма Сирано» профиль героя романа Эдмона Ростана окружен письмами к любимой. Художник неспроста выбрал этот образ: являясь актером Камерного музыкального театра, Давид Манакьян играл роль Сирано де Бержерака в одноименном спектакле.

Впервые в проекте Шемякина принял участие художник-модельер Юрий Сташ с декоративным панно «Перестройка» и платьем-символом «Планета информации». Художница Татьяна Ваганова представила на конкурс одну из ранних работ — иллюстрацию к рассказам Даниила Хармса «Я не стал затыкать ушей», выполненную в смешанной технике в 2007 году. Преподаватель АРКИ им.У.Х.Тхабисимова Ольга Бреславцева в своем триптихе «Знаки», выполненном в технике горячего батика, изобразила тамги — родовые знаки. 

Для преподавателя кафедры ИЗО и дизайна Института искусств АГУ Геннадия Буханова каллиграфия не мимолетное увлечение, а любимое направление, которое он преподает студентам. В выставку вошли две его работы: «Утка прижалась к земле…» и «Вы помните, вы все, конечно, помните».

— Каллиграфия — это медитация, спокойное, созерцательное искусство. Когда человек пишет, в почерке отражается его характер, эмоции, настроение и внутреннее состояние души, — уверен Геннадий Буханов.

Отбирая лучшие работы, мэтр изобразительного искусства Михаил Шемякин не взирает на опыт, заслуги и статус авторов работ. Именно поэтому начинающие художники получают уникальный шанс. В этом году «обошли» профессионалов и попали в число победителей молодые авторы Валерия Васильченко, Кристина Гнидина, Наталья Джансузян, Ольга Модалева, Екатерина Молчанова. Необычны работы Мазаго Гучевой: аппликации из бумаги «Английский алфавит» и плакат-афиша для театральной развязки «Колобок» в технике компьютерной графики.

Вновь зарекомендовали себя фотохудожники Адыгеи: на выставку отобраны 19 работ, почти треть всей экспозиции. 

— Мы постоянно принимали участие в проектах Шемякина. Но на этот раз предложенная тема поначалу повергла нас в ступор: как ее реализовать в жанре фотоискусства? В творческом поиске были отсняты тысячи кадров. Мы благодарны Михаилу Шемякину за то, что такими сложными темами он дает импульс к творчеству, к поиску новых решений, — рассказал «СА» председатель Союза фотохудожников Адыгеи Аркадий Кирнос. 

Дмитрий Войнов, Татьяна Фомина, Светлана Данилюк, Светлана Денисова, Саида Евтых, Ирина Каминская, Артем Картавкин, Аркадий Кирнос, Ольга Колодяжная, Елена Мележик, Борис Никитин, Марина Орлова, Леонид Попов раскрыли тему разносторонне и порой очень необычно. Оказывается, текст в различных видах и образах окружает нас в обычной жизни повсюду: на стенах домов в виде стихов и граффити, на плакатах и вывесках, даже в отражениях и тенях. Теплы и душевны снимки «Мир в ладошках» Татьяны Фоминой и «Любимое слово» Ольги Колодяжной: три пластмассовых буквы в ладонях соединяются в слово «мир», девочка рисует на асфальте слово «мама». 

 В рамках проекта представлен раздел «Имена в искусстве», посвященный творчеству краснодарского мастера шрифтовой культуры и каллиграфии, профессора Кубанского госуниверситета Леонида Проненко, которого, кстати, по праву может назвать своим учителем большая часть преподавателей кафедры изобразительного искусства и дизайна Института искусств АГУ. 

У гостей выставки была возможность воочию увидеть, как рождаются произведения каллиграфического искусства. Самой зрелищной частью торжественного открытия выставки стали мастер-класс «Рисующий ветер» по японской каллиграфии кандзи от каллиграфа из Ставрополя, студентки японской школы каллиграфии, дизайнера Катерины Черной и перформанс «Четыре стихии каллиграфии» от майкопского дизайнера Геннадия Буханова.

— Что такое каллиграфия? Это красивое, изящное письмо. В наш век цифровых технологий мы практически перестали писать от руки. К сожалению, в электронных письмах отсутствует теплота руки. Но при этом в крупных городах сегодня каллиграфия как искусство довольно популярна, особенно среди молодежи. Думаю, этот конкурс дал еще один импульс для развития современной каллиграфии на Северном Кавказе. Мы уже видим результат в работах художников и то, как текст может стать неотъемлемой частью произведения искусства, — подчеркнула Фатима Сулейманова.

Елена Маркова.

Фото Аллы Салиенко.

02.11.2015 в 16:32
Возрастная категория материалов: 16+