Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Всероссийская акция, призванная проверить, а также оценить уровень географических знаний всех категорий граждан страны и привлечь внимание к проблеме грамотности в этой сфере, прошла впервые. Ее инициатором стал Президент России Владимир Путин. Он предложил провести диктант, приурочив его к 170-летию Русского географического общества.

В Адыгее координаторами диктанта выступили педагоги кафедры географии Адыгейского госуниверситета и Адыгейское региональное отделение Русского географического общества.

Принять участие в акции можно было в онлайн-режиме, зарегистрировавшись на сайте РГО. Но вуз пригласил желающих проверить свои знания по географии прийти на акцию лично. Таких оказалось более 400 человек. Для них подготовили 16 аудиторий, где уже за полчаса до начала акции практически не было свободных мест. Любители географии приехали в Майкоп из самых отдаленных уголков республики. «Это же впервые в России проходит», — объясняли приезжие.

В Адыгее географический диктант написали более 400 человек
В Адыгее географический диктант написали более 400 человек
Участниками стали школьники, учителя, пенсионеры, военные, рабочие и служащие — все, кому не безразлична география собственной страны. А именно ее знание и был призван выявить диктант. Он прошел под названием «Моя страна — Россия».

В моей аудитории оказалось много учителей и школьников. 

Брат и сестра Даниил и Ольга Коржаковы, ученики 7 и 5 классов СОШ №17 Майкопа, географию выделяют среди других любимых предметов.

— Мы изучаем климатические зоны, пояса, изучали расположение российских городов, их достопримечательности, это очень интересно. Я люблю читать книги о путешествиях и мечтаю когда-нибудь побывать на Эльбрусе. К диктанту готовился, надеюсь на хороший результат, — поделился Даниил.

Целая делегация учителей-предметников из Кошехабльского района. Учитель начальных классов ООШ №12 Любовь Лучкина признается, что накануне диктанта купила географический атлас, чтобы повторить карту России.

— К сожалению, география необходима для поступления в вуз только на геофак. По этой причине школьники редко выбирают сдавать ЕГЭ по этому предмету, и соответственно он не пользуется особой популярностью, — говорит Любовь Лучкина.

— В жизни этот предмет востребован, мы сталкиваемся с географией на каждом шагу, а вот в школе он не среди главных. Я считаю, что необходимо повышать престиж предмета, тем более географии России. Детям больше интересна география мира, они мечтают побывать в далеких странах, но я стараюсь им объяснить, что в России много уникальных мест, которых нет нигде на планете, — добавляет учитель географии СОШ №9 Кошехабльского района Вера Куликова.

Педагоги кафедры географии готовились торжественно открыть акцию, но трагические события с гибелью российского самолета над Синаем и траур в стране изменили эти планы. Акция открылась минутой молчания по погибшим.

Ровно в 12.15 по московскому времени диктант стартовал, каждый участник получил бланк с 25 тестовыми заданиями, которые состояли из трех частей: на знание географических понятий и терминов, на знание расположения географических объектов на карте и географические описания.

Некоторые вопросы не вызвали затруднений — самое древнее и глубоководное озеро в мире, содержащее 20% всей пресной воды планеты (Байкал), крайняя северная материковая точка России (мыс Челюскин), самый высокий действующий вулкан России (Ключевская Сопка), процесс роста городов и повышения удельного веса городского населения (урбанизация). А вот расположить бассейны рек в последовательности с запада на восток из предложенных — Хатанга, Индигирка, Онега и Надым мне оказалось не по силам. Я даже позавидовала школьникам, которые, наверняка, недавно, это изучали и легко отвечали на все вопросы.

Ровно через 45 минут все участники сдали свои анкеты, предварительно переписав с них свой идентификационный номер. По нему 10 ноября на сайте РГО можно будет узнать свой результат. Работы россиян будут проверять профессиональные преподаватели-географы.

После диктанта участники делились впечатлениями, спрашивали друг у друга правильные ответы.

— В основном вопросы были несложные — из школьной программы 8—9 классов, но отдельные вопросы оказались и мне не по силам — не вспомнила, в каком городе производится пассажирский самолет «Сухой Суперджет-100». А вообще, акция очень нужная и интересная, ее можно проводить чаще, чем 1 раз в год. География расширяет кругозор детей, прививает любовь к стране, дает интеллектуальную базу. К сожалению, интерес к этому предмету заметно упал последние годы. Выпускные экзамены по нему практически не сдают, хотя раньше для поступления на экономический факультет требовалась география, а не обществознание, и это правильно, на мой взгляд, — поделилась учитель географии СОШ №4 Гиагинского района Ирина Черкова.

Ученица 8 класса лицея №34 Майкопа Софья Петрова — любитель географии:

— Смогла ответить примерно на половину всех вопросов: многое мы изучали в школе — названия морей, полуостровов, рельефы, крайние точки страны, а вот отдельные вопросы поставили в тупик. Приду домой — буду искать ответы.

В конце мероприятия каждый участник Всероссийского географического диктанта получил диплом на память об образовательной акции и как стимул к изучению географии родной страны.

— Все работы мы сканируем и направляем в Русское географическое общество, где они пройдут проверку, а результаты каждый сможет узнать индивидуально по присвоенному номеру. Также будут подведены итоги по региону. Адыгея уже в лидерах по количеству участников, надеемся, что и результаты будут положительными. География — дисциплина, которая находится на стыке естественных и социально-гуманитарных наук, в этом ее уникальность. К сожалению, количество часов в школе, отводимых на этот предмет, недостаточное. Не хватает времени, чтобы поработать с картами. Надеемся, что на самом высоком уровне обратят внимание на результаты, поднимут престиж предмета, возможно, увеличат часы в школе, — отметила заведующая кафедрой географии АГУ Фатима Теучеж. 

По задумке организаторов, итогом проведения Всероссийского географического диктанта станет аналитический отчет, в рамках которого будет дана оценка уровня географической грамотности российского общества в целом и его отдельных возрастных групп. Кроме того, после тщательного анализа итогов диктанта могут быть внесены изменения в школьные программы по географии.

Татьяна Филонова.

Фото Александра Солодухина.

06.11.2015 в 17:51
Возрастная категория материалов: 16+