Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

От московской стройки к профессии художника и поэта путь лежит через множество ремесел и осознание своих корней.

В творческой копилке Александра Понедельченко — в общем-то обычного майкопчанина — десятки грамот, дипломов и благодарственных писем, сотни стихотворений и еще больше графических и живописных работ. А также бесконечная учеба. Не столько получение признания и наград, сколько дорогу к ним он считает истинной ценностью в своей жизни.

О поисках вершин

От московской стройки к профессии художника и поэта путь лежит через множество ремесел и осознание своих корней
От московской стройки к профессии художника и поэта путь лежит через множество ремесел и осознание своих корней
В его жизни были и полет высокой мечты, и стремительные крушения надежд. Но одно оставалось неизменным: верность творчеству и самому себе. Эти качества он сумел воспитать в характере и пронести через все свои сознательные годы работы над собой.

— Мамина старшая сестра Ольга Черачева была учителем русского языка и литературы в школе поселка Краснооктябрьского в Майкопском районе. Думаю, именно благодаря ей во мне зародилась тяга к литературному творчеству. Стихотворения Пушкина и Лермонтова никогда не оставляли меня равнодушным и вдохновляли на собственные сочинения. Мне достаточно много приходилось писать и в детстве, и в армии, и после окончания Адыгейского госуниверситета, — рассказывает Александр.

Однако свои стихотворения он долгое время писал, что называется, в стол. Просто не мог решиться представить их широкой публике. И хотя после получения высшего филологического образования добавилась уверенность в собственных поэтических силах, в студенческие годы и после них он отдавал предпочтение своему второму «я» — живописи. Полагал, что, коль судьба наградила его художественным даром, он должен его использовать. 

— За любые рисунки я брался легко, чистый альбомный лист меня не пугал белизной. Сразу после школы решил учиться этому профессионально и в 1993 году окончил Краснодарское художественное училище. Много позже заочно окончил и художественно-графический факультет Кубанского госуниверситета. После этого преподавал рисование в Майкопской детской художественной школе №4, Майкопском государственном технологическом колледже при Адыгейском госуниверситете и в Детской школе искусств поселка Тульского. Были у меня и личные ученики, которые хотели постичь искусство общения с карандашами, углем и холстом, владеть красками и кистями. Но затем пришло время, когда мне захотелось большего, чем быть учителем рисования, — рассказывает Александр Понедельченко.

Как считает он сам, все без исключения творческие люди обладают особым складом души, поскольку видят оттенки и нюансы окружающей действительности в цвете — так, как их не видят другие. Уметь запечатлеть это свое видение реальности и показать его людям — для каждого художника дорогого стоит.

И он взялся за народное искусство плетения из ивовой лозы. На эту мысль в какой-то мере его навели казацкие корни — предки по линии отца были казаками, которые не только славились хорошими воинскими качествами, но и владели большим арсеналом народных промыслов. Плетение из лозы передалось ему, как считает Александр, по родству, на генном уровне. В сложные 2000-е годы ему пришлось подрабатывать — устроился охранником на автостоянку в Майкопе. Там в свободное время и приобщился к плетению из лозы сундучков, этажерок, кресел и столиков. Спустя несколько лет это занятие фактически спасало его, дав возможность зарабатывать на бумагу, холсты и кисти.

Вернуться к себе

То, что сегодня ему многое удается, — это не только проявление таланта. Когда-то в молодости он смог не разочароваться в своей первой мечте, не махнуть на все рукой, а закалить характер. Окончив художественное училище, он был в полной уверенности, что покорит Москву, и отправился поступать в столичный художественный вуз. Но, как это часто бывает, не прошел по конкурсу. Возвращаться домой было тяжело, и он устроился на одну из столичных крупных строек — нужно было зарабатывать деньги, чтобы остаться в Москве и двигаться к цели. Все время, свободное от тяжелого труда, которым занят разнорабочий на промышленной стройке, он проводил в московских православных храмах и в Третьяковской галерее. И именно этот сложный период дал ему понимание того, что в жизни все неоднозначно, а путь к творческой вершине тернист и долог. 

— Осознание пришло само, и тогда я вернулся в Майкоп. Находился в депрессии, с гнетущим чувством внутренней опустошенности. А здесь от жизненных разочарований сбежал в лес. Природа Адыгеи лечит и физические, и духовные раны, я убежден в этом. Только в лесу почувствовал, как во мне появляются жизненные и творческие силы. Вдохновляют не столько люди, сколько красоты первозданной природы, родные места, в которых ты ощущаешь себя частью бытия, видишь необыкновенную палитру и разнообразие огромного мира вокруг. Он гораздо больше и сильнее, чем все созданные человеком мегаполисы, — считает Александр.

Все времена года у природы неповторимо прекрасны. Так стали рождаться поэтические строчки о природе, и он пишет о простом счастье единения с родным краем уже многие годы.

«Облетал червонным златом, устилал дороги лист.

Грибники несли опята, день сверкал, как аметист.

Утопали в паутине золоченые деньки.

В белой патине осины и калины у реки».

По словам Александра Понедельченко, его жизнь очень изменилась в 2012 году, когда он пришел в литературное объединение «Оштен». Руководитель «Оштена» — российский литературный критик, поэт, кандидат филологических наук и доцент кафедры литературы и журналистики Адыгейского госуниверситета Кирилл Анкудинов — стал для него учителем.

— Мне казалось, я всегда кропотливо работал над написанием стихотворений, но профессиональным поэтом стал благодаря Кириллу. Он радушно принял меня в литературный круг «Оштена», как-то осторожно, тонко и терпеливо указывал мне на недочеты в творчестве. И научил не бояться быть открытым для людей. Для личностей творческих это имеет особое значение, им нельзя «отсиживаться в тени». Стихи должны «жить» среди людей, для этого их и пишут поэты. Но чтобы их оценить, люди должны хотя бы знать о нашем творчестве. Если кто-то почерпнет из моих стихотворений что-то полезное для себя, я буду очень счастлив, — говорит поэт.

Сегодня в творческом багаже Александра Понедельченко есть поэтические циклы о временах года, о любви, есть и посвящения талантливым русским художникам Василию Поленову, Исааку Левитану, Станиславу Жуковскому. Есть и поэтическое посвящение современнику — народному художнику России, педагогу Сергею Андрияке. Поступить в Московскую школу акварели Сергея Андрияки — великая мечта Александра. А еще  — издание собственного сборника стихотворений, что пока тоже в его личном списке планов на будущее.

— Как говорила когда-то моя мама, хорошим человеком нужно быть, а не казаться. Она привила мне очень нужную привычку: если выбрал, чем заниматься в жизни, то нужно делать это глубоко, а не поверхностно. В творческих профессиях нужно проникать в суть дела всем своим существом. Овладевать знаниями и навыками, которые истинные поэты, художники накапливали веками, и есть истинное богатство человека, — уверен Александр.

Елена Страмцова.

Фото Аллы Салиенко.

02.02.2016 в 14:19
Возрастная категория материалов: 16+