Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Новый завод увеличит в этом году рыбные запасы Краснодарского водохранилища и прилегающих к нему рек на 700 тыс. мальков.

В ауле Тлюстенхабль на предприятии Южный производственный осетрово-рыбоводный центр (ЮПОРЦ) принимали первую партию рыб маточного стада осетровых и растительноядных рыб.

Воссозданное в Адыгее предприятие является подразделением Федерального государственного бюджетного учреждения «Азчеррыбвод». После процедуры банкротства и застоя, растянувшейся на десяток лет, в завод вдохнули новую жизнь. Вот только название у него осталось прежним, на котором, собственно, и «повисли» долги невыплаченных зарплат работникам прошлого состава. И хотя вопрос с погашением долга прежним ЮПОРЦ уже решается, новому заводу старое название как-то не к лицу…

Эксклюзив с берега

Царственные осетры получили «прописку» в Адыгее
Царственные осетры получили «прописку» в Адыгее

— В 1970—80-е годы в Краснодарском водохранилище промышленным способом ловили 700—800 тонн рыбы в год. Это было возможно, поскольку на полную мощность работал рыбоводный завод в станице Рязанской Краснодарского края, который выпускал в водохранилище до 30 млн. штук мальков рыб в год. За последние годы промышленный лов, который раньше вели рыболовные артели, сильно сократился, — говорит начальник Кубано-Адыгейского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Аслан Янок.

Восполнить запасы водохранилища и рек как раз и призван ЮПОРЦ. Фактически это первый его рабочий день в новой его истории: прием первых «поселенцев» маточного поголовья рыб. Из спецмашины, стоящей между двумя прудами завода, специалисты выгружают огромных живых «травоядных». Толстолобики — налево, белый амур — направо. Рыбоводы ведут учет, считая «живность» по хвостам. Некоторые представители производительного стада вяло машут плавниками, кажется, не желают уплывать. Тогда рыбоводы спускаются к воде, удерживая какого-нибудь амура за хвост, его гладят по спине и встряхивают.

— Рыба пережила шок от перевозки. Она не привыкла к тесноте, сказывается недостаток кислорода, в общем, «укачало» так же, как это иногда случается с людьми, — говорит директор ЮПОРЦ Евгений Долгий.

Оказывается, в пруды завода доставили первую партию производителей рыбьего поголовья после зимней передержки. Все поголовье закуплено раньше, до того, пока рабочие готовили им подходящий к их элитной жизни прием. Ремонтно-маточное стадо белого амура и белого толстолобика составило сейчас 1726 штук. К этому времени в специальный бассейн восстановленного цеха осетровых уже запущено маточное стадо стерляди — 200 самок и 100 самцов. Кроме того, ремонтное стадо стерляди составит 200 особей.

В сравнении с царственными представителями осетровых рыб семейства карповых белых амуров и толстолобов здесь в шутку называют «дворнягами». Они неприхотливы, живут, что называется, на подножном корме, лишь бы было достаточно травы и растительности в прудах. В первые сутки после запуска в пруды и бассейны ни царственных особ, ни карповых кормить нельзя, они должны пройти акклиматизацию в новой для них среде обитания. К слову, рыбоводы о них рассказывают, как о домашних животных. Говорят, каждого из своих осетровых, которые находятся в бассейне, вскоре смогут отличить по внешним признакам. Таким рыбам, оказывается, даже клички дают! 

— К сожалению, специалистов-рыбозаводчиков в Адыгее нет, поэтому их приходится приглашать в регион из других субъектов. Это тоже проблема для работы с восполнением биологических ресурсов наших водных объектов, — считает Аслан Янок.

Евгений Долгий приехал на юг с Дальнего Востока. И хотя сам по профессии не рыбовод, но опыт организаторской работы на аналогичных предприятиях у него есть.

— На заводе уже появился сплоченный коллектив, который одержим единой целью и делом. Нам важно восстановить былые возможности завода и вернуть ему первенство по воспроизводству и выпуску в природу ценных видов рыб на юге России. На заводе по всему периметру налажена система контроля и охраны. Основные цеха, садки оборудованы системой видеонаблюдения, — рассказал заместитель директора ЮПОРЦ Иван Верижников.

По мере восстановления площадей ЮПОРЦ будет готов к увеличению плана. Комиссия Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства подтвердила готовность мощностей завода к выполнению госзадания.

Банкротили ради земли?

В 2015 году рыбаки муниципального унитарного предприятия «Волна», которое занимается добычей рыбы в Адыгее, выловили только 63 тонны разных видов товарной рыбы, разрешение на лов которой им выделяется по квоте. В водохранилище сегодня водятся весьма востребованные рыбным рынком карась, лещ, чехонь, судак, сазан и др. Однако его биологические запасы «мельчают» год от года. Почему? Специалисты говорят — по разным причинам. Любительская рыбалка в последние годы не гнушается сетями и всяческими рыболовецкими импортными «гаджетами», а рыбаки-любители порой переходят на скользкий путь браконьерства. Оно и понятно — Адыгея богата реками, да и собственное «море» — вот оно, рядом. А отношение к природным ресурсам как к общему достоянию у всех россиян в менталитете. Но общее не значит даровое.

Рыбоводный завод в станице Рязанской был создан сразу после строительства Краснодарского водохранилища для компенсации его биоресурсов. В 1973 году на федеральные деньги, также в счет компенсации, был построен Южный производственный осетрово-рыбоводный центр и в Адыгее — в Тлюстенхабле. Ему была задана проектная мощность — 12 млн. штук молоди осетровых в год. ЮПОРЦ расположен очень выгодно для предприятия: ниже уровня Краснодарского водохранилища, вода в его бассейны поступала по каналам самотеком. Поэтому себестоимость готовой продукции была самой низкой в России.

В те годы завод занимался воспроизводством особо ценных видов рыб бассейна Азовского моря — осетровых, шамайи, рыбца. Производителей — маточное рыбное стадо — планировали заготавливать в рыбоподъемнике самого водохранилища.

— Рыбоподъемник — это специальное устройство по типу шлюза, куда заходит рыба, поднимаясь по течению Кубани на нерест. В нужном количестве производителей не оказалось, в результате работники завода вынуждены были потратить долгое время на заготовку поголовья осетровых в Азовском море и завозить икру осетровых для инкубационного цеха из Каспийского региона, — поясняет Аслан Янок.

Со временем трудностей с заготовкой маточного стада ценных рыб становилось все больше. В 2003 году прекратился завоз икры осетровых. Как говорят специалисты, собственно у предприятия сформированного маточного стада не было, а все попытки его образовать потерпели неудачу. По сути своих задач предприятие оказалось нерентабельным.

— Расположение рыбоводного центра, а он занимает большую по площади территорию, в те годы привлекало внимание многих людей бизнеса. Интересовала, конечно, его земля. ЮПОРЦ расположен в населенном пункте рядом с Краснодаром, в весьма оживленном месте — на трассе М-4 «Дон». Предприимчивость некоторых деловых людей едва не окончилась для воспроизводства водных биоресурсов полной ликвидацией, — говорит Евгений Долгий.

Так, с 2008 года на заводе была начата процедура банкротства, которая длилась не один год. За восемь лет простоя территория завода в 285 гектаров пришла в полное запустение. Более 200 гектаров плотно заросли кустарником, включая заилившиеся каналы, подающие воду. Пруды, которые на заводе занимают 160 гектаров, стали непригодны для работы. Разрушено было практически все — бассейны, цеха, подающие и водосборные сооружения.

ФГБУ «Азчеррыбвод» досталось пять цехов завода в катастрофическом состоянии. По словам Андрея Чернова, одного из рабочих, которые своими силами восстанавливали метр за метром пруды и два цеха, разруха территории вполне могла служить декорациями к какому-нибудь фантастическому фильму о зоне, терпящей бедствие от инопланетной цивилизации.

— На данный момент ЮПОРЦ включен во все программы по реконструкции и перевооружению мощностей воспроизводственных заводов России. Сотрудники структурного подразделения «Азчеррыбвод» уже ведут работы по восстановлению мощностей завода своими силами. Сейчас идут закупки основных средств для запуска завода и выполнения им основной своей функции — воспроизводства ценных видов рыб, — говорит директор.

Как сообщили «СА» в управлении «Азчеррыбвод», в реконструкцию завода ЮПОРЦ пока вложено 12 млн. рублей федеральных средств. На сегодняшний день уже полностью восстановлена подача воды самотеком из распределительного канала. Починили водонапорную артезианскую башню, вода из которой также поступает в цех для элитных видов рыб — осетровых. На трех садках рабочие провели ремонт систем подачи воды и водосброса. В инкубационный цех закупили специальные аппараты для доращивания икры — один «Осетр» и пять «Амуров». Из 80 прудов завода 10 уже готовы к работе, еще 30 подготовят к летнему рыбоводному сезону. Планов у новых сотрудников завода много, и они стремятся восстановить все необходимые для полноценного рыбоводческого дела сооружения бывшего производства: цех подращивания осетровой молоди, 40 бассейнов, из которых два установлены в крытом помещении инкубационного цеха, а также цех живых кормов и многое другое. 

— Спасибо импортозамещению, появилась возможность работать, самим производить все, что на благо региона, юга России и страны в целом. Нельзя рассчитывать на получение благосостояния, не зарабатывая его самим, — уверен Евгений Долгий.

Наверное, логично вернуть этому предприятию из его истории прежнее название — «Адыгейский осетрово-рыбоводный завод»? Ведь остальные аналогичные предприятия всего Азово-Черноморского бассейна переименованы по территориям, на которых они возрождаются к новой жизни.

Елена Космачева.

Фото автора.

28.03.2016 в 11:56
Возрастная категория материалов: 16+