Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В прошлом году в Адыгее зарегистрировано 120 новых случаев ВИЧ-инфекций. Рост заболеваемости отмечается во всех регионах страны.

Такие данные были озвучены на заседании межведомственной комиссии по реализации мер, направленных на снижение смертности населения республики, под председательством Министра здравоохранения РА Рустема Меретукова.

Участники заседания рассмотрели демографическую ситуацию в регионе и показатели смертности населения, обсудили актуальные вопросы роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией и повышения числа суицидов.

— По итогам прошлого года заболеваемость вирусом иммунодефицита человека в Адыгее составила 20 случаев на 100 тысяч населения, в целом по стране этот показатель в три раза выше. Первый случай ВИЧ-инфекции в нашем регионе был зарегистрирован 19 лет назад, за это время от вируса умерли 168 человек, — привела статистику главный врач Адыгейского республиканского центра по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Людмила Мартьянова.

Основное мероприятие, которое позволяет уменьшить смертность от недуга и снизить заболеваемость, — проведение высокоактивной противовирусной терапии или химиотерапии. Лабораторные исследования показывают, что в этом случае у 80% пациентов вирус в крови не определяется.

— Это не говорит о выздоровлении инфицированного, но позволяет увеличить продолжительность его жизни, существенно снижает риск заражения им окружающих, — отметила Людмила Мартьянова. — Препараты для проведения антиретровирусной терапии государство предоставляет бесплатно.

Но, несмотря на это, соглашаются лечиться далеко не все пациенты. Из 540 ВИЧ-инфицированных, зарегистрированных на территории республики, постоянную антиретровирусную терапию получают лишь 136 человек.

— Назначаемые препараты — это не витамины, а химиотерапия, принимать их необходимо по системе до конца жизни, при этом нельзя употреблять алкоголь и наркотические вещества. Не все готовы отказаться от пагубных привычек, к тому же некоторые пациенты не доверяют специалистам, считая, что над ними проводят эксперименты, — говорит главный врач Республиканского центра по борьбе со СПИДом.

По ее словам, анализ новых случаев заражения показал, что преобладает половой путь передачи вируса (53%). При этом наиболее вовлеченной в эпидемический процесс оказалась возрастная группа людей 30—50 лет. Остро стоит вопрос профилактики ВИЧ-инфекций: ежегодно в Адыгее обследуется порядка 60 тысяч человек, то есть всего 13,7% жителей региона. Специалисты считают, что этот показатель необходимо повысить до 20%, как в среднем по стране.

— Проблемой роста заболеваемости СПИДом в России озабочены на высоком государственном уровне. Несмотря на то что в Адыгее заболеваемость ниже, чем в целом по стране, мы должны сегодня принять ряд эффективных мер, чтобы через несколько лет не прийти к эпидемии, — резюмировал Министр здравоохранения республики Рустем Меретуков.

Людмила Мартьянова призвала проводить пропагандистскую работу среди всех групп населения, напоминая, что семейные ценности и супружеская верность — главные добродетели и гаранты здоровья.

Еще один вопрос, требующий особого внимания, — увеличение числа самоубийств. Только за два первых месяца текущего года зарегистрировано 15 оконченных суицидов, что в два раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Попыток свести счеты с жизнью — 30. Хотя показатели не превышают среднероссийских, обстановка суицидальной активности в Адыгее напряженная.

— В 2014 году было 62 самоубийства и 98 попыток, в прошлом году — 98 оконченных суицидов, попытку самоубийства совершили 111 человек. В последнее время увеличилось число суицидентов среди людей пожилого возраста — старше 60 лет, в 2015-м — 27 человек, — сообщила заместитель главного врача Республиканского клинического психоневрологического диспансера Светлана Богус.

Она также отметила, что диспансер выполняет функции вторичной профилактики, то есть пациент поступает в учреждение после совершения попытки самоубийства. В случае его отказа от госпитализации принудить к лечению специалисты диспансера не имеют права. При этом те, кто прошел курс лечения в учреждении, в большинстве случаев психологически восстанавливаются.

По анализу прошлого года всего 15% лиц, совершивших суицид, страдали психическими расстройствами, остальные у психиатра не наблюдались.

— Для того чтобы радикально изменить ситуацию, необходимо сделать акцент на социально-психологическое сопровождение лиц, находящихся в группе риска. Создать кабинеты поддержки немедицинской направленности по участковому принципу, где можно получить психологическую, юридическую и социальную помощь. В социально-психологическом сопровождении должны участвовать молодежное движение, общественные организации, студенты-волонтеры, — подчеркнула Светлана Богус.

Что касается профилактики подростковых суицидов, то диспансеру необходимо работать в тесной связке со школьными психологами, социальными педагогами, с врачами первичного звена. Это позволит выявлять школьников, склонных к аутодеструкции — склонности к саморазрушению, и предотвращать суициды в детском возрасте. На заседании было отмечено, что если на ноябрь прошлого года укомплектованность школ психологами составляла всего 55%, то сегодня специалисты есть уже в 77% школ республики.

Надежда Шрам

06.04.2016 в 15:44
Возрастная категория материалов: 16+