Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Национальный музей Адыгеи — единственный в России обладатель уникальных мегалитических памятников, возраст которых около 6 тысяч лет.

Подкурганная гробница, дольмен и колонна, представленные в зале «Эпоха бронзы на территории Северо-Западного Кавказа», по возрасту превосходят древнегреческую культуру и Египетские пирамиды. «СА» узнала историю появления этих экспонатов в музее и выяснила, в чем их уникальность.

Мегалиты — древнейшие памятники истории — стоят в естественной среде под открытым небом. В середине прошлого века ученый-археолог Владимир Марковин, занимавшийся изучением дольменной культуры на территории Северного Кавказа, попытался квалифицировать и посчитать дольмены. По его данным, в стране их было около 2,5 тысячи, а на сегодняшний момент осталось около 800. Нетронутых — единицы. Например, дольмен в поселке Гузерипль на территории Кавказского биосферного заповедника — один из немногих хорошо сохранившихся.

Колонна конца IV тыс. до н.э.
Колонна конца IV тыс. до н.э.
Поэтому подлинный дольмен, установленный в помещении музея, — явление уникальное. В России всего два музея имеют дольмены в экспозиции. В 2012 году Исторический музей в Москве стал обладателем дольмена «Колихо». А в Национальном музее Адыгеи находится дольмен, обнаруженный в поселке Усть-Сахрай Майкопского района в 2005 году археологом Алексеем Резепкиным, который более 30 лет занимается изучением дольменной культуры.

По словам старшего научного сотрудника отдела археологии Национального музея Асиет Коцевой, участвовавшей в той разведывательной экспедиции, это был единственный более-менее сохранившийся дольмен. И то — целой была только крышка, а стенки были во многих местах расколоты. Уже в музее реставраторы восстановили дольмен в первоначальном виде. За дольменом в экспозиции установлен баннер с изображением природы того места, где он был обнаружен. Находок внутри ученые не нашли, за исключением костей животных, скорее всего современных. Вероятно, дольмен подвергся разграблению еще на рубеже тысячелетий.

Разыскать более-менее сохранившийся мегалитический памятник — только половина дела. Чтобы показать его массовой публике, музею требуется соответствующее помещение, которое способно выдержать огромный вес экспонатов. Для этого зал Национального музея Адыгеи был специально подготовлен с учетом всех требований безопасности.

Хотя усть-сахрайский дольмен по размеру довольно компактный, меньше полутора метров в высоту, одна только крышка дольмена весит две тонны! Ее пришлось с помощью техники транспортировать на 2-й этаж. Сколько весят еще 4 боковые плиты дольмена, сотрудники музея затрудняются сказать — нет таких весов и приспособлений, которые помогут взвесить памятник целиком.

Еще более уникальный экспонат — подкурганная гробница, датируемая концом IV тысячелетия до нашей эры. Еще в середине 1980-х годов в урочище Клады близ станицы Новосвободной Майкопского района ее открыл Алексей Резепкин. На сегодняшний день это единственная обнаруженная в России подкурганная гробница с изображениями. Ее уникальность состоит в чудом сохранившейся до наших дней полихромной росписи. Невероятно, но стены гробницы украшают многоцветные рисунки, нанесенные около 6 тысяч лет назад!

Гробница была двухкамерной. Скорее всего, в ней был погребен вождь или другой знатный человек — обычных людей так не хоронили. Одна камера была без росписи, а вторая украшена древними рисунками. На центральной плите схематично изображена фигура стоящего человека без головы, лук и колчан. Колчан изображен с тиснением, которое нанесено на кожу. На одной боковой плите — образ сидящей богини, окруженной бегущими животными, напоминающими лошадей. Они расположены слева направо, против часовой стрелки, и сопровождают умершего в загробный мир. Изображения выполнены природными материалами — растительными и земляными красками — красной и коричневой охрой, углем, мелом.

— Гробница несет колоссальную информацию о том, что до наших дней обычно не сохраняется, — это кости, ткани, кожа, дерево, росписи. В то же время на гробнице мы видим и различные предметы, что свидетельствует об их существовании почти 5 тысяч лет назад. На мужской фигуре есть нечто напоминающее верхнюю одежду. Перед нами предстают щит, два сложносоставных лука и колчана: они либо расписные, либо с тисненой кожей. Это говорит о том, какие технологии были доступны людям того времени. Эта гробница — настоящее письмо из прошлого, — обращает внимание заведующая отделом археологии Национального музея Адыгеи Елена Черных.

Откуда урочище Клады получило свое название — неизвестно, но оно однозначно стало настоящим кладом для ученых. В свое время отсюда были извлечены украшения, предметы вооружения из бронзы, орудия труда, сосуды, части упряжи для управления крупным рогатым скотом и многое другое. Часть из них стала украшением экспозиции.

Также на границе памятника, под насыпью, были обнаружены портал (или фронтон) с солярным рисунком и колонна высотой 2,68 метра из мелкозернистого песчаника. Как и гробница, они датируются IV тысячелетием до нашей эры. На первый взгляд напоминают греческие, однако, по словам ученых, они значительно предвосхищают греческую культуру. Рукотворная колонна, аккуратная и ровная, с орнаментом в верхней части, предположительно поддерживала свод шатрового дольмена. Она была скрыта от людских глаз под землей, поэтому и сохранилась до наших дней практически в идеальном состоянии.

Зал с гробницей и дольменом, который тоже предположительно был местом захоронения, пожалуй, самый загадочный в музее. Веет ли от этих памятников мистикой?

— Археология такая же точная наука, как физика и математика. В ней многое зависит от правильных расчетов ученых. Хотя везение и удачливость нельзя сбрасывать со счетов. Одни археологи в течение десятилетий находят глиняные сосуды, а другие с первых же лет становятся открывателями уникальных памятников. Но к самим экспонатам мы относимся реалистически: они, конечно, очень древние и имеют свои тайны, но мистических проявлений ни разу за эти годы мы не замечали, — с улыбкой отмечают музейные работники.

Единственный в России музей, обладающий такими ценностями, — Национальный музей Адыгеи. Не выезжая за пределы города, посетители могут прикоснуться к истории тысячелетий и наглядно увидеть, как выглядят древнейшие мегалитические сооружения в первозданном виде. Этим фактом может гордиться не только сам музей, но и вся Адыгея.

Елена Маркова.

Фото автора.

18.05.2016 в 18:30
Возрастная категория материалов: 16+