Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Международный день логопеда — еще совсем молодой праздник, его стали отмечать с 2004 года. В том же году и Россия присоединилась к празднованию даты. Этот профессиональный праздник обычно отмечают не только в узком кругу специалистов, но и среди пациентов, когда-то страдавших тем или иным дефектом речи.

Речь — основное средство общения людей, отражение процесса мышления, инструмент обучения и познания мира. И очень важно, правильно ли человек владеет речью. От этого порой зависит и его личная жизнь, и карьера.

Именно логопеды возвращают людям радость говорить без речевых препятствий и тем самым открывают дополнительные перспективы в жизни.

С каждым годом научные представления о речевой деятельности совершенствуются, и в результате общество получило современную логопедию. Благодаря психологии, физиологии, языкознанию, а также основам дефектологии речь сегодня рассматривается как системное образование, которое влияет на психическое развитие человека.

Чаще всего логопеды работают с детьми, в основном в детских садах, школах, специализированных центрах.

14 ноября — Международный день логопеда
14 ноября — Международный день логопеда

Ехал Грека через реку…

Мы встретились с педагогом-логопедом муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования «Локус» Еленой Назаровой и поговорили о логопедии, о том, что в последнее время довольно много детей имеют те или иные дефекты речи.

— Многие малыши говорят умильно, смешно картавя и коверкая слова, тем самым вызывая улыбки у взрослых. Но к старшему дошкольному возрасту родители таких деток уже должны бить тревогу и обращаться за помощью к специалистам-логопедам, — говорит Елена Назарова. — У детей старше шести лет неправильное произношение, невнятность речи, шепелявость и другие отклонения речи могут привести к трудностям в изучении письменной речи, а также к развитию комплексов в более старшем возрасте.

Наиболее интенсивно речь у человека развивается на 3—5 году жизни. До 2,5-3 лет ребенок может правильно произносить в среднем до 500 слов. Уже на третьем году своей жизни малыш начинает говорить не только простыми предложениями, но и сложными. Словарный запас ребенка в четыре года составляет более 1 тысячи слов. Развитие речи, как уверяют логопеды и дефектологи, зависит от двух факторов: внутренних и внешних. При отсутствии физических недостатков здоровья, бороться за правильность речи как ребенка, так и взрослого человека и призваны логопеды.

Елена Назарова выбрала свою профессию педагог-логопед не случайно. Училась на факультете дошкольной психологии и педагогики АГУ, затем более 13 лет проработала в детском санатории «Росинка», где и увидела, как много нынче детей с дефектами речи. Заочно окончила Ростовский университет и получила специальность педагог-логопед. Уже дипломированным специалистом пришла работать в Центр «Локус».

На сегодняшний день более 30 детей разного возраста под умелым руководством Елены Назаровой исправляют дефекты речи. Самому младшему из учеников три годика, старшему — шестнадцать лет.

— Молодой человек самостоятельно обратился в центр, имея проблемы с речью, — говорит Елена Назарова.— Что мило в пять лет, когда ребенок не выговаривает, например, букву «р», или шепелявит, то становится проблемой в подростковом возрасте. Таким детям одноклассники тут же дают обидные прозвища, они стесняются отвечать на уроках, что заметно влияет на их успеваемость. В подростковом возрасте уже начинаются симпатии к лицам противоположного пола, а как юноша предложит девочке дружбу, если он картавит или шепелявит? Конечно же, он этого стесняется. С так называемыми дислалиями — нарушением звукопроизношения при нормальном слухе и артикуляции — при активных индивидуальных занятиях со специалистом можно довольно быстро справиться. Иногда для этого бывает достаточно несколько месяцев.

Все занятия с логопедом в центре проходят индивидуально. И к каждому из подопечных Елена Назарова находит свой подход. Вот где пригодилась ее первая специальность — психолог!

В кабинете у педагога-логопеда особая обстановка. Висит зеркало во всю стену для занятий артикуляцией с детьми. Тут же — игрушки, смешные рожицы из бумаги, конструкторы, специальные альбомы и учебные пособия. Среди учеников не только дети с дефектами речи, но и малыши с ограниченными возможностями здоровья, с синдромом Дауна, аутисты, с ДЦП.

— Если с детьми с синдромом Дауна мы в основном работаем с помощью зеркала, так как они повторяют все, что делает педагог, — отзеркаливают, — говорит Елена Назарова, — то при работе с детьми-аутистами мы завешиваем зеркало, чтобы их ничто не отвлекало. Зеркало мы также используем при работе с детьми, которые не выговаривают буквы, — показываем артикуляцию, учим их правильно дышать. Иногда для этого следует и широко открывать рот, и — на первый взгляд — даже «обезьянничать». Если строить рожицы ребенку бывает трудно перед взрослым человеком — педагогом, то перед зеркалом они не стесняются и делают это с удовольствием.

С логопедом занимаются все дети, проходящие подготовку к школе в Центре «Локус». Им Елена Назарова ставит речь, учит правильно выражать свои мысли.

— У каждого ребенка по-своему происходит развитие речи, — говорит логопед. — Обычно проблемы возникают в произношении сразу нескольких звуков, являющихся проблемными: з, с, ж, ш. Нормой является, если ребенок не выговаривает их до 3-4-летнего возраста. Но в том случае, если проблема сохраняется на пятом году его жизни, непременно следует посетить логопеда. Зачастую причиной дефектов речи у детей является неправильное произнесение слов и «сюсюканье» взрослых при общении с ребенком. Родителям следует помнить, что ребенок учится речи у них и начинает разговаривать именно так, как ему показали взрослые.

Пропуск труднопроизносимых слогов — еще одна уловка, к которой прибегают дети. Что касается невнятности речи — дизартрии, то замечено, что дети, склонные к ней, избегают в еде твердую пищу, что, в свою очередь, не дает правильно развиваться органам, ответственным за правильную артикуляцию. Так что малышам следует почаще давать грызть яблоко или морковку.

— В нашей республике межнациональные браки — не редкость. И дети в таких семьях разговаривают на двух языках, что порой вызывает неразбериху в их речи, — говорит Елена Назарова. — Например, в армянском языке нет звука «р», и, разговаривая на русском языке, армянские дети могут просто этот звук не употреблять.

Елена Назарова советует родителям говорить детям слова в их правильном варианте, если же ребенок произносит слово с искажением, то нужно поправить его, спокойно и отчетливо повторив слово правильно.

Также нужно привлекать ребенка к произнесению скороговорок. Наши предки придумали отличное средство для исправления сложных дефектов речи, к тому же абсолютно доступное всем и каждому. Нам с детства знакомы скороговорки «Ехал Грека через реку…», «На дворе трава, на траве дрова». Также они помогают тренировать концентрацию внимания, дикцию, память.

В последнее время родители мало общаются с детьми, а с малышами нужно как можно больше разговаривать! Читать с ними книжки, учить стихи, петь песенки и просто беседовать. Конечно же, при всей загруженности родителям куда как проще включить малышу мультик или дать в руки гаджет: пусть посидит тихо и не мешает. А потом получается, что ребенок просто не умеет и не хочет говорить.

Дефекты речи у детей — не приговор, они не должны влиять на качество жизни, поэтому их нужно своевременно исправлять. В Центре «Локус» уже успешно завершили занятия по восстановлению правильной речи пятеро ребят, которые пришли к логопеду в начале сентября.

И детсадовцы, и ученики

Детский сад компенсирующего вида №39 уютно разместился во дворах девятиэтажек в Черемушках. Место здесь тихое, красивое, и детворе в эти теплые осенние денечки вольготно гулять на игровых площадках во дворе детского сада.

Само здание было построено в 1980 году. Тогда же были открыты первые две логопедические группы. В связи с постоянным ростом количества детей с нарушением речи, с 1995 года детский сад был преобразован в специализированное дошкольное учреждение. На сегодняшний день это единственное в Адыгее и в Майкопе специализированное дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Сегодня детский сад №39 посещают 202 ребенка. Это дети в возрасте от 4 до 7 лет. Руководит детским садом с 2008 года Ольга Воронцова.

— Коллектив нашего учреждения дружный и сплоченный. У нас 22 воспитателя, 11 логопедов, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физкультуре и психолог, — говорит Ольга Воронцова. — Основной состав трудового коллектива не меняется на протяжении долгих лет. Более двадцати лет работают Таисия Парахина — учитель-логопед, Почетный работник народного образования РФ, столько же лет трудится ее коллега — тоже учитель-логопед — Светлана Возжанникова. Несколько лет назад был период, когда ощущалась нехватка специалистов-логопедов, наши сотрудники — воспитатели Наталья Киндякова и Светлана Шаркова — прошли переподготовку, выучились и теперь трудятся в нашем коллективе учителями-логопедами.

Все дети распределены по группам — по 18 человек в каждой. При поступлении в детский сад дети получают от специалистов, врачей индивидуальный образовательный маршрут, и его строго придерживаются при индивидуальных занятиях с детьми учителя-логопеды.

Воспитанникам детского сада №39 скучать абсолютно некогда. Весь день расписан, что называется, по минутам. Это и общие занятия, и индивидуальные — с логопедом, и рисование, и музыкальные уроки, и физкультура. А еще каждый ребенок получает так называемые домашние задания. Их учитель-логопед записывает в специальной тетрадке для родителей малышей. Это проработка правильного произношения того или иного звука, тематические беседы и т.д. Дети часто посещают Национальный музей, Детскую республиканскую библиотеку. Для них каждый такой поход — маленький праздник, к которому они готовятся, а после посещения ребята обсуждают увиденное, делятся впечатлениями.

— С детьми, у которых имеется дефект речи, нужно много разговаривать, чтобы расширить их словарный запас, — говорит Ольга Воронцова. — Родителям при поступлении ребенка в наш детский сад мы объясняем, что успех лечения и профилактики в равной степени зависит как от логопедов, так и от них самих. Если все проходит хорошо, то по итогам года консилиум врачей и специалистов-логопедов отправляет ребенка в обычное дошкольное учреждение как вполне здорового. К нам, уже спустя годы, приходят родителя наших бывших воспитанников и с радостью сообщают об успехах их детей, например, в конкурсе чтецов.

Конечно же, дети с дефектами речи, с заиканием — особенные, и работать с ними нелегко. Но у специалистов детского сада №39 это получается на отлично.

Валерия ЛОМЕШИНА

Фото автора

 

14.11.2016 в 11:19
Возрастная категория материалов: 16+