Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В Национальном музее РА открылся выставочный проект «Меоты — мастера гончарного дела».

С первых лет существования Адыгейского областного краеведческого, а затем и Национального музея РА археологическая коллекция была важной составляющей музейных собраний. Именно предметы раскопок дают ученым возможность заглянуть в глубь времен.

Очередной выставочный проект организаторы посвятили гончарному делу, развитому у меотов. Впервые меоты и синды (одно из меотских племен) упоминаются у древнегреческих авторов VI–V веков до нашей эры. Основной массив меотских племен — это коренное население Северо-Западного Кавказа, принадлежавшее к кавказской языковой семье. Исследователями доказано, что меоты являлись одними из отдаленных предков адыгов.

Основу проекта составили археологические предметы, собранные коллекционером-любителем Борисом Черницким.

— Он работал на строительстве Краснодарского водохранилища и очень бережно относился к тому, что поднимали из-под земли ковши экскаваторов. Фактически он спас артефакты, которые находились на территориях впоследствии затопленных адыгских аулов, — рассказала «СА» заместитель директора Национального музея Адыгеи Наэмэс Шовгенова.

Борис Черницкий собирал коллекцию на протяжении почти 15 лет, начиная с 1967 года. В фонды Адыгейского областного краеведческого музея артефакты были переданы в июне 1981 года. 384 предмета — элементы вооружения, украшения, орудия труда и керамические сосуды — относятся к меото-сарматскому времени и датируются II—I веками до нашей эры и I—II веками нашей эры.

Большую часть коллекции — 165 экземпляров — составляют сосуды, самые различные по своему функциональному назначению: кухонные, тарные и ритуальные. На выставке представлена как лепная керамика, выполненная вручную, так и керамика, сформированная на гончарном круге. Меотская керамика была очень популярна у народов Приазовья, Закубанья и Крыма. Эти сосуды являлись престижными и статусными предметами и были широко распространены за пределами региона.

Помимо керамики, в экспозицию вошли предметы вооружения, детали конской упряжи — удила и псалии, изготовленные из бронзы и железа. По словам организаторов, уникальными в своем роде являются железные псалии с орнаментом в виде инкрустации серебром и цветными эмалями, которые встречаются чрезвычайно редко, а в Национальном музее они имеются в единственном экземпляре.

Украшением выставки также стали художественные реконструкции, исполненные ученым, заслуженным деятелем искусств Адыгеи Нурбием Ловпаче. Его пейзажи иллюстрируют традиционные для меотской культуры места обитания, а натюрморты отражают характерные для меотов типы и формы сосудов.

Проект «Меоты — мастера гончарного дела» будет открыт в Национальном музее Адыгеи до февраля следующего года.

Фото Аллы Салиенко

17.11.2016 в 11:10
Возрастная категория материалов: 16+