Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В Адыгее — с учетом компактности и транспортной доступности ее территории, неплохими дорогами и развитой телекоммуникационной сетью — можно создать идеальную систему здравоохранения, считает Министр здравоохранения республики Рустем Меретуков. О том, какие шаги предстоит сделать для создания «системы мечты», о чем думают и на что жалуются пациенты в республике, он рассказал «СА» на «деловом завтраке».

— Рустем Батырбиевич, год назад мы с гордостью говорили о том, что республике удалось достичь самого низкого за последние 25 лет показателя смертности. Какие позитивные рекорды можно отметить по итогам ушедшего года?

— Главное — мы сохранили позитивные тенденции 2015 года! Как этого удалось достичь? Прежде всего, благодаря правильной организации работы так называемой трехуровневой системы здравоохранения. Все медучреждения разделены на три уровня — первичное звено, межрайонные больницы и, наконец, больницы региональные. Медики теперь четко знают, на каком уровне лечить пациента. Например, пациенты с острыми сердечно-сосудистыми заболеваниями, минуя первые два этапа, напрямую направляются в республиканскую клиническую больницу. Инфаркты, инсульты больше не лечатся в районных учреждениях, помощь оказывается в сосудистом центре, где специалисты готовы принять больного и оказать ему незамедлительную профессиональную помощь в любое время. Вот такие, в частности, шаги и позволяют снижать показатели смертности.

— Вместе с тем стоит задача повышать другой показатель — рождаемости. Такое поручение, в частности, было озвучено Вице-премьером Правительства страны Ольгой Голодец на итоговом совещании с вице-губернаторами. По ее мнению, эффективной мерой может стать увеличение эффективности и доступности ЭКО, а также продолжение работы по сокращению количества абортов. Как эта работа проводится в Адыгее?

— Действительно, на фоне снижения смертности, роста продолжительности жизни до сих пор остается нерешенной проблема падения рождаемости. Республика, как и вся страна, попала в демографическую яму, из которой пока не может выбраться. Это связано, конечно, с объективными причинами — женщин фертильного возраста мало. Сейчас, по сути, рожать должны женщины, рожденные в 90-е годы. А тогда, по всем известным нам причинам, рождаемость была катастрофически низкой. По нашим расчетам, серьезно изменить ситуацию по рождаемости удастся не раньше 2020 года. Хотя всеми возможными способами эту проблему государство пытается решать — за счет материального стимулирования вторых, третьих родов, расширения возможностей для ЭКО. Кстати, в части ЭКО за последние годы Адыгея сделала настоящий прорыв: сегодня расширен перечень клиник, куда мы направляем женщин, в процентном отношении значительно возросло количество успешно проведенных процедур — за прошлый год после ЭКО произошло порядка 20 родов. Очереди на ЭКО нет, процедура проводится бесплатно, география охватывает всю страну — женщина сама определяет, где она хочет провести процедуру. 

Другое направление — борьба с абортами. В этом плане существенна роль республиканского центра медико-социальной поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, который открылся в Адыгее в 2012 году. Работа специалистов центра помогла за несколько лет снизить число прервавших беременность пациенток на 40% — с 2,4 до 1,5 тыс. человек. Это достигнуто благодаря грамотной работе сплоченной команды специалистов — психологов, медиков, юристов. Когда мы увидели, что эта работа приносит самый положительный эффект — а за последние 2 года удалось спасти жизни более двухсот малышей, — мы приняли решение об обязательном, стопроцентном посещении центра всеми женщинами, решившимися на аборт. Сегодня без заключения этого учреждения о прохождении консультаций специалистов пациентку не госпитализируют для прерывания беременности.

Специалисты центра помогают им поверить в себя и свои силы, для многих женщин, без преувеличения, такое особенное отношение — жизненно необходимо.

— «Особенную» помощь с прошлого года стали получать и новорожденные, что позволило решить еще недавно больной для республики вопрос — высокую младенческую смертность….

— Адыгея в этом плане сумела достичь одного из самых низких показателей в стране — младенческая смертность с начала года снизилась более чем на треть. Эта позитивная тенденция, которой мы, безусловно, гордимся, объясняется принципиальными изменениями в системе родовспоможения региона, произошедшими в последние годы. В минувшем году в республиканском перинатальном центре впервые открыли новое отделение второго этапа выхаживания новорожденных, где одновременно могут проходить лечение 10 малышей с мамами. И если раньше таких детей переводили в детскую республиканскую больницу, то теперь эта необходимость отпала — помощь им оказывают незамедлительно. Сегодня у нас есть оборудование, которое позволяет выхаживать даже 500-граммовых малышей — все специалисты прошли обучение. Приведу показательную статистику: еще несколько лет назад из 10 детей, рожденных с экстремально низкой массой тела — 500 граммов, нам удавалось спасти всего одного ребенка, сейчас же — 9 детей. В этом отделении действует, как говорят медики, правило трех «Т»: там должно быть тихо, тепло и темно — как в утробе матери. В таких условиях малыш находится несколько месяцев, пока не окрепнет и не наберет вес. Такая вот «скорая помощь» в первые дни жизни.

— Кстати, о скорой помощи. В минувшем году Адыгея начала масштабную реформу централизации службы. Как продвигается этот проект?

— Создание единой службы скорой помощи будет завершено в республике до конца 2017 года. И хотя Адыгее поручено реализовать проект до конца 2018 года, с учетом эффективности централизованной системы, которую показало ее внедрение в минувшем году в пилотном Майкопском районе, принято решение завершить работу как можно быстрее. Уже в феврале к единой службе будут подключены еще 4 муниципалитета — Гиагинский, Кошехабльский, Шовгеновский и Красногвардейский районы, а до конца года она начнет действовать на территории всей республики.

В чем суть централизации? Все звонки от больных будут поступать в единую диспетчерскую службу, базирующуюся в столице республики. Диспетчер с помощью системы ГЛОНАСС отслеживает, откуда поступил вызов, и направляет на него бригаду, которая в данный момент территориально находится ближе всего. Административное деление региона, таким образом, перестает иметь значение, как это было ранее, что, естественно, значительно сокращает время прибытия скорой помощи, а значит, в разы увеличивает шансы спасти человеческие жизни.

Адыгея, кстати, один из первых субъектов страны, где подобная система начала реализовываться. Для ее успешного внедрения республика имеет все преимущества — небольшую территорию с хорошо развитой дорожной инфраструктурой и телекоммуникационной сетью. Централизация поможет значительно повысить качество оказания первой помощи и четко соблюдать временное требование прибытия бригады — сегодня в среднем время доезда скорой до больного составляет 20 минут. 

На этом вопросе, кстати, хотелось бы акцентировать внимание. Ко мне уже не раз обращались с жалобами по поводу того, что бригада не укладывается в 20 минут. Многие люди в самом прямом смысле слова сидят с секундомером и «тренируют» медиков. Сейчас, в сезон простуд, в Майкопе осуществляется до 500 вызовов — вдвое больше, чем в обычный период, медики работают на износ. И в такой ситуации больные должны с пониманием отнестись к их работе. Есть, конечно, и другая сторона вопроса — когда человеку действительно нужна скорая помощь, а она опаздывает… Вот такого допускать мы не должны.

— В продолжение темы жалоб. В республике распространяются слухи о том, что теперь человек может рассчитывать только на четыре бесплатных вызова скорой в год, за пятый и последующие нужно будет платить. Даже сумму озвучивают — 1700 рублей….

— Сразу могу заверить — это чистой воды выдумка. Однако цифра «стоимости», по всей видимости, звучит неспроста. Как происходит финансирование этой системы? В среднем застрахованному жителю Адыгеи в год требуется 0,3 вызова скорой помощи в год. С учетом этого один случай и оценивается в 1700 рублей — опять же в среднем. Но эти цифры никоим образом не касаются людей! Больше или меньше вызовов — пациента обслужат всегда. Но есть здесь и другой момент — многие этим спекулируют. У нас, например, есть больная которая в течение месяца вызвала скорую помощь более 130 раз! Вот таких — прямо скажем — абсурдных ситуаций нужно пытаться избегать.

— Важное направление работы — строительство и ремонт объектов здравоохранения. Что сделано и какие планы на год?

— Сделано многое. В Тахтамукайском районе после двадцатилетнего простоя было открыто отремонтированное, снабженное необходимым оборудованием инфекционное отделение. Там же полностью отреставрированы хирургический корпус и приемное отделение. Значительные средства, с которыми Минздраву помогли депутаты Парламента Адыгеи, были направлены на ремонт поликлиник во многих населенных пунктах региона. Конечно, когда десятилетия в части проведения ремонта практически ничего не делалось, решить все проблемы разом, во всех учреждениях, сложно, но поэтапно мы эту работу ведем.

Самые масштабные строительные преобразования начнутся в этом году. Во-первых, это диагностический центр, о возведении которого мы — не побоюсь этого слова — мечтали. Строительство этого семиэтажного здания с учетом самого современного оборудования оценивается в 546 млн. рублей. Диагностический центр объединит под одной крышей все разрозненные сегодня службы — туда переедут травмпункт, диабетологический, сурдологический центры, центр профпатологий, республиканская консультативная поликлиника. По сути, больной будет в одном месте проходить все необходимые обследования и консультации специалистов, что позволит в кратчайший период поставить диагноз и назначить лечение, а это один из самых важных этапов в здравоохранении. В соответствии с требованиями времени мы предусмотрели и установку вертолетной площадки на крыше здания — у нас появится возможность принять тяжелого больного или, наоборот, транспортировать его в случае необходимости. Это своего рода «опция будущего», которая подразумевает дальнейшее развитие.

Позитивный и крайне необходимый сегодня шаг — приобретение нового здания для поликлиники №1 в Майкопе. Это медучреждение рассчитано на обслуживание 20 тысяч человек, а по факту сегодня там лечатся втрое больше людей — 60 тысяч. В этом году для этой поликлиники планируется приобрести строящееся сегодня новое здание на углу улиц Пролетарской и Школьной.

В части развития амбулаторной помощи в столице Адыгеи важным шагом станет и запланированная на этот год централизация лабораторной службы. Сегодня в городских поликлиниках лаборатории пребывают, будем откровенны, не в самом лучшем состоянии. Оборудование, приобретенное еще в 2005 году по Нацпроекту «Здоровье», устарело. Мы решим этот вопрос глобально — единая лабораторная служба, для которой будет закуплено инновационное оборудование, будет создана на базе республиканской клинической больницы. Средства на эти цели — 17 млн. рублей из бюджета фонда ОМС — уже заложены.

Как это будет работать? При поликлиниках останутся только пункты забора анализов. Материалы будут направляться в республиканскую больницу, и их результаты будут передаваться в электронном виде в медучреждение, в которое обратился пациент. Доктор будет их просто распечатывать и вкладывать в историю болезни. Таким образом, мы не только избавим больных от часто неудобных «хождений» за результатами, но и практически исключим случаи, когда они, например, теряются.

— Планы масштабные. Однако ключевой фигурой в медицине остается доктор, ведь само по себе оборудование, даже самое современное, не заработает. И тут встает вопрос дефицита врачебных кадров. Как он решается в Адыгее?

— По нескольким направлениям. Во-первых, продолжается реализация федеральной программы «Земский доктор». С начала ее действия в Адыгее в село было направлено 260 специалистов. В этом году планируем трудоустроить еще 87 человек — это втрое больше, чем в 2016 году. Такое резкое увеличение связано с тем, что по условиям программы, которая начала действовать в 2012 году, отработать в сельской местности нужно не менее 5 лет. Пять лет прошло, и мы должны быть готовы к тому, что некоторые специалисты могут, например, вернуться в город. Им на смену и придут доктора, которые получат подъемный миллион в этом году.

Еще один важный в кадровом вопросе момент — с этого года меняется система подготовки докторов. Раньше выпускники медицинских вузов для начала самостоятельной работы должны были в обязательном порядке пройти интернатуру или ординатуру в течение года, как минимум. Сейчас вводится новая система, обучение строится так, что из вузов будут выпускать уже готовых докторов. Окончивший 6 курс медик будет иметь право работать в поликлинике, приемном отделении, на скорой помощи. Мы ожидаем, что в этом году к нам придет большой поток докторов-выпускников, и мы решим кадровый вопрос в поликлиниках. 

В части подготовки медиков важно и то, что в минувшем году в медицинском институте Майкопского государственного технологического университета открыли две новые, очень востребованные специальности — педиатрия и стоматология. А еще мы начали эксперимент — в двух городских школах открыли медицинские классы. Эта инициатива Минздрава была очень позитивно воспринята, и мы рассчитываем, что в будущем она принесет колоссальный успех.

— Определенного успеха уже сегодня республика достигла в части оказания высокотехнологичной помощи. Год назад ее объемы увеличились на 75%. С какими результатами в этом плане мы завершили год?

— С еще более позитивными, чем годом ранее. В минувшем году ВМП получили более 2 тыс. жителей Адыгеи. При этом существенно растет число пациентов, прооперированных именно в регионе, — доверие к докторам республики в этом смысле существенно выросло. Сегодня в Адыгее ВМП оказывается в четырех республиканских учреждениях. В этом году к этому списку добавилась Клиника XXI века в Тахтамукайском районе республики. Для этих учреждений закупается современное оборудование, необходимое для проведения сложных операций, специалисты проходят дополнительное обучение.

Выросло и число пациентов из Адыгеи, прооперированных в других регионах. При этом у нас нет очереди на получение такого вида помощи. Естественно, это не означает, что пациент, который, скажем, сегодня пришел за направлением, уже завтра поедет на лечение. И больные должны это понимать. Но здесь учитываются пожелания самого пациента. Часто случается так, что человек хочет попасть на лечение в какую-то конкретную клинику конкретного региона, но на данный момент закончились квоты. Тогда, естественно, он должен подождать. Но это не означает, что мы отказываем ему, — мы всегда предлагаем альтернативу. Соглашаться на нее или нет — дело исключительно самого больного. Другой вопрос — экстренная госпитализация. Если у человека возникло угрожающее жизни состояние, его должны принять незамедлительно — вне зависимости от того, из какого он региона.

Кстати, есть случаи, когда этим вопросом спекулируют и сами доктора, заявляя, что Адыгея якобы не платит за лечение своих больных. Заверю — ни одному субъекту мы не должны! Более того, Адыгея среди регионов страны занимает первую строку по межтерриториальным расчетам в сфере здравоохранения. Порядка 15% средств, которые республика ежегодно направляет на здравоохранение (в минувшем году, например, это 450 млн. рублей), мы платим другим регионам за лечение наших больных. В основном это, конечно, Краснодарский край — так уж сложилось, что жители Тахтамукайского и Теучежского районов в основном лечатся именно в соседнем регионе, потому что элементарно им ближе и удобнее добраться до Краснодара. При этом растет и число пациентов из других субъектов, в частности, это жители Кубани, которые получили лечение в Адыгее. В минувшем году на этом мы заработали порядка 250 миллионов.

Но, знаете, все эти суммы, цифры статистики второстепенны. Ведь здоровье людей не измерить деньгами! Будем откровенны — за несколько лет, и даже, пожалуй, десятилетий, создать ту самую идеальную систему здравоохранения не получится. Но мы к этому стремимся. Не все сегодня идеально, многие жалобы больных обоснованны, однако отрицать то, что переменны есть, и перемены эти — к лучшему, тоже никто не станет. А те глобальные проекты, которые мы начали реализовывать, позволяют думать, что мы движемся в правильном направлении.

Беседовала Юлия Мельникова

19.01.2017 в 11:04
Возрастная категория материалов: 16+