Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Старинный адыгский танец «Тляпатет», традиционно исполняемый танцовщицами на котурнах с трещотками в руках, презентовал всемирно известный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. Премьера танца прошла в Концертном зале имени Чайковского в Москве в рамках концерта, посвященного дню рождения основателя коллектива Игоря Моисеева.

Эта «яркая и красочная картинка, уносящая зрителя в мир многовековой истории адыгского народа», как охарактеризовали композицию в самом коллективе, появилась в репертуаре балета с легкой руки художественного руководителя ансамбля «Нальмэс» Аслана Хаджаева.

— В этом танце я хотел показать образ черкешенки — изящный и грациозный. И танцовщицы балета имени Игоря Моисеева идеально справились с этой задачей, и, что важно, танцевали они с удовольствием. А номер, который нравится самим артистам, не может быть исполнен плохо! Эта композиция — единственный танец народов Кавказа в репертуаре коллектива, и очень здорово, что зрители самых разных стран — а ансамбль гастролирует по всему миру — увидят и познакомятся именно с таким Кавказом, с таким образом адыгской девушки — темпераментным, колоритным, но в то же время сдержанным, — рассказал Аслан Хаджаев.

Рисунок танца «Тляпатет», права на который, к слову, Аслан Хаджаев подарил коллективу, воспроизводит традиционный адыгский орнамент — красивый и витиеватый. В номере участвуют 12 танцовщиц, танцующих на тляпатетах — женской обуви на высокой деревянной подошве с широкими кожаными перемычками. Эту обувь во времена древних адыгов носили черкешенки из знатных родов, она добавляла девушке стати и дополняла изысканный традиционный адыгский костюм. В этой обуви девушка, несмотря на высокую подошву, должна была двигаться плавно и грациозно. И именно в этом главная особенность номера: даже под ритмичную музыку движения танцовщиц должны быть легкими.

А еще одна изюминка номера, конечно, традиционные адыгские костюмы. Их для моисеевцев изготовили мастера из Адыгеи. Бархатные платья бордового цвета с золотой отделкой, заплетенные в две косы волосы — образ, навеянный знаменитой гравюрой английского путешественника Эдмунда Спенсера, где изображена черкешенка в традиционном национальном наряде.

Танец, который Аслан Хаджаев поставил для ансамбля имени Моисеева по просьбе руководителя и директора балета Елены Щербаковой, покоренной номером в исполнении «Нальмэса» на саммите в Сочи, станет частью гастрольной программы коллектива, отмечающего в этом году 80-летие со дня основания.

Юлия Мельникова

25.01.2017 в 11:51
Возрастная категория материалов: 16+