Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Тенденция к уменьшению числа призывников на срочную армейскую службу нарастает — армию начинают комплектовать преимущественно на контрактной основе. Если раньше уменьшение числа призывников в военкоматах объясняли демографическим кризисом конца 90-х годов, когда в регионах страны существенно снизились показатели рождаемости, то сегодня говорят о модернизации Российской армии, которой нужны профессиональные молодые люди, знающие, чего они хотят добиться в жизни и собственной карьере. Именно поэтому контрактники постепенно вытесняют 18-летних призывников. С одной стороны, это в значительной степени избавило армейские подразделения от былой «дедовщины», с другой — служба стала для рядовых более сложной.

Но даже с введением добавочной порции сна для военнослужащих поговорка «Солдат спит — служба идет» свое время отжила. О новшествах призывной кампании весны 2017 года, о том, возможен ли полный переход на контрактную службу, о здоровье и новом качественном отборе призывников читателям «СА» рассказал военный комиссар Адыгеи Александр АВЕРИН.

Апрель не за горами

В Министерстве обороны РФ планируют довести количество контрактников до 90%, при этом и контрактникам, и срочникам дадут возможность спать днем
В Министерстве обороны РФ планируют довести количество контрактников до 90%, при этом и контрактникам, и срочникам дадут возможность спать днем

— Александр Владимирович, до начала весеннего призыва еще более полутора месяцев, но те, кому предстоит получить повестку из военкомата Адыгеи после 1 апреля, уже переживают, нервничают и их родители. Откройте «военную тайну» — чем сейчас занят республиканский военкомат?

— Не одним весенним призывом — у нас целый круг направлений работы. С самого начала 2017 года перед военкоматами регионов России поставлены задачи, которые мы уже начали выполнять. В частности, это первоначальная постановка на воинский учет молодых людей, которым в этом году исполняется 17 лет. Сейчас идет работа комиссии по постановке на учет, проводится их медицинское освидетельствование, после которого мы предварительно принимаем решение о призыве их на военную службу и о том, в какие войска они будут впоследствии направлены. Это делается для того, чтобы, во-первых, мы имели представление, каков ресурс призывников в регионе, степень их пригодности для исполнения воинской обязанности; во-вторых, те призывники, которым предстоит через два года идти в армию, имели бы время, чтобы заняться своим здоровьем, если на сегодняшний день они могут быть признанными не годными, либо ограниченно годными к военной службе, либо не могут по здоровью попасть в те войска, в которые бы хотели. Такое исследование важно как для нас — мы получаем определенную информацию, так и для самих ребят, поставленных на воинский учет: они могут подготовить себя к службе в Вооруженных силах.

— Сколько молодых людей в республике будут поставлены на первоначальный воинский учет?

— На сегодня — более 2 тыс. человек. Это ребята, которым, как я уже сказал, исполняется 17 лет в нынешнем году, таких примерно 96%. Плюс молодые люди старшего возраста, которые прибыли к нам в республику до того, как встали на воинский учет. Сейчас данная работа у нас фактически заканчивается — порядка 1,8 тыс. человек уже поставлены на первоначальный воинский учет. В течение ближайших двух недель приписные удостоверения получат и все остальные. То есть мы уже знаем, кого будем призывать, что позволит нам спланировать дополнительное их обучение в ДОСААФ Адыгеи по военно-учетным специальностям.

— Каково их здоровье? Можете дать оценку этого поколения новобранцев в сравнении с призывниками предыдущих лет?

— Состояние здоровья юношей у нас улучшается из года в год. В количественном отношении поставленных на учет — на 1,5–3%, динамика положительная. Заболевания, с которыми все-таки приходится сталкиваться военно-врачебной комиссии, таковы: у части ребят призывного возраста обнаруживают болезни сердечно-сосудистой системы, пролапс митрального клапана сердца, расстройство нервной системы. Достаточно большое число молодых людей, которых мы сейчас ставим на воинский учет, получили направления на обследование в психоневрологическом диспансере. К сожалению, такая ситуация есть. Это не диагноз. Просто в случае возникновения у специалистов спорных вопросов по здоровью мы обязаны направить человека на дополнительное медицинское обследование — это касается любых проблем со здоровьем. После получения заключения от врача-специалиста, ВВК уже определяет категорию здоровья призывника, годность его к военной службе. Скажу также, что в большинстве случаев сомнения не подтверждаются. Однако мы считаем, что для нас в любом случае лучше перестраховаться, чем отправить в войска больного парня.

— У наших молодых людей повысилась нервозность? 

— Нет, это не так. Просто могу отметить, что на сегодняшний день значительно большее количество людей было направлено на дополнительное обследование именно в данный диспансер. Кроме того, по-прежнему остаются у ребят проблемы опорно-двигательной системы. С плоскостопием тоже много призывников, но здесь все вопросы к современной обуви, которая не отвечает требованиям по здоровью. Да, в порядок определения категорий годности к воинской службе были внесены коррективы в отношении таких заболеваний, как плоскостопие, сколиоз и некоторые другие. Но в данный момент мы можем лишь констатировать факт: у нас очень много юношей ко времени постановки на воинский учет уже имеют данное заболевание той или иной степени. Эта информация прежде всего для родителей, ведь контроль здоровья детей зависит от них. Сколько из всего числа поставленных на учет в военкоматах Адыгеи будут признаны ограниченно годными или не годными к военной службе, станет известно к концу февраля. 

Контрактный шанс

— Александр Владимирович, как меняется настрой в отношении «служить — не служить» у призывников прошлых лет и нынешнего года?

— Сегодня понимание нужности службы и желание служить есть у всех. Причин тому много. Процесс службы в армии стал достаточно прозрачным на данное время, армейская жизнь популяризируется. Срок военной службы в 12 месяцев, на который ребята уходят защищать родину, также сыграл свою положительную роль, в том числе для родителей. Еще один плюс — порядка 80% призывников направляются служить недалеко от дома, в ближайшие регионы, то есть несут службу в нашем Южном федеральном округе. Ну и, само собой, все учитывают постановление Правительства РФ, которое определило: не прошел службу в Вооруженных силах без веской, основательной на то причины — на гражданке карьеру не сделаешь. Для молодого специалиста будут закрыты возможности трудоустройства в правоохранительных и любых силовых структурах. В будущем он не сможет занимать руководящие посты на государственной или муниципальной службе. Отмечу, что у нас есть случаи, когда некоторые граждане на протяжении ряда лет уже работали в региональной системе Управления наказаний, в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Адыгее, но их уволили, потому что они в свое время не служили в армии.

— Это реально? Человек получил профессиональное образование, успел положительно себя зарекомендовать, а его увольняют без права восстановления?

— Такие прецеденты у нас в республике, к сожалению, есть. Мы подаем данные о том, что, скажем, «в вашей организации служит определенный сотрудник, который в свое время не получил военный билет»…

— То есть «откосил»?

— Нет, не «откосил», а получил в военкомате справку о том, что он не проходил воинскую службу в армии без имеющихся на то оснований. Как таковых уклонистов на сегодня нет. Есть те, кто находится в длительном розыске. Таких у нас на данный момент порядка 95 человек — в целом по республике. Их возраст — от 25 до 30 лет. Как правило, они давно выехали из региона, не снявшись с воинского учета, и мы не имеем информации, что они проходили службу по призыву в других регионах. Число этих людей в Адыгее минимальное в сравнении с другими регионами ЮФО, но они есть. Сегодня мы находим всех этих ребят. Вместе с тем сейчас у нас намного больше желающих пройти службу в армии, чем мы получаем задание от штаба Южного военного округа для призыва.

— Несколько лет назад из Адыгеи призывалось порядка 500 человек в каждый призыв. В осенний призыв прошлого года ушли в армию 650 человек. Армии требуется больше солдат?

— Мы подаем сведения из республики в Южный военный округ, что можем призвать, например, от 800 до 1 тыс. человек. Наше задание по призыву в конечном счете определяет Генеральный штаб ВС РФ. Он дает задание на округ, который цифры по числу призывников доводит в каждый регион. Дело в том, что с каждым годом все больше внимания уделяется контрактной армии. То есть контрактники сегодня очень востребованы, и основная наша задача на данный момент — выполнить задание по контракту. Оно в количественном порядке с каждым годом увеличивается. А вот число призывников срочной службы сокращается — в отношении них нам урезают задание. Отмечу — не всех ребят, желающих проходить срочную службу, мы сможем в этот весенний призыв отправить в армию. Приходится выбирать лучших из лучших — тех, кто здоров, имеет высшее образование, военно-учетную специальность.

— И какие профессии нужны нынешней армии?

— В весенний призыв 2017 года будут самыми нужными водители. Задача стоит — по максимуму направить в войска ребят, которые обучились в ДОСААФ республики по учетным специальностям водителей разных категорий — это «С», «Д» и «Е». А также тех, кто самостоятельно прошел обучение по водительской специальности. На сегодня могу гарантировать, что в армию уйдут с весенним призывом те, кто имеет на руках права категории «С», — водители грузовых машин, прицепов, топливозаправщиков и автобусов.

— Для них нет каких-то ограничений?

— Единственным ограничением для этой категории новобранцев может быть только полученная ранее и непогашенная на время призыва судимость. Отмечу, что не только на протяжении последних призывов — уже в течение пяти лет мы не получаем задания на призыв в армию граждан, имеющих снятую, то есть погашенную судимость. Хотя по закону они и обязаны быть призванными, но суть такова, что в каждом призыве есть определенные критерии отбора качественного состава призывников. Пока мы не можем отправить в армию то число людей, имеющих снятую, погашенную судимость, которое у нас есть. Их в Адыгее порядка 150–200 человек. В каждую призывную кампанию мы их обязаны вызывать в военкомат, призывать, а потом отменять решение о призыве, потому что у нас нет на них задания.

— По родам войск, подразделений их ограничивают?

— Никаких ограничений к ним в этом отношении нет. Раз судимость снята, они, по идее, могут призываться независимо от того, что противозаконного когда-то совершили: хулиганство, драка и пр. Но опять-таки их процент в войсках должен быть определен. Этого нет, как нет и задания на отправку в войска судимых ранее призывников. Даже ребят, которые имеют погашенную судимость, уже получивших высшее образование и желающих служить, мы предлагаем направить по контракту в ряд войсковых частей, которые их берут. Это только контрактные части. К примеру, сейчас идет набор в ряд таких контрактных частей. Мы объясняем всем молодым людям из этой группы, что если судимость была не по строгой статье, на сегодня снята и погашена, то — пожалуйста: мы можем направить каждого для прохождения службы в контрактную воинскую часть. И ту же самую службу в армии человек пройдет.

— У таких призывников есть право выбора — служить или нет?

— Скажем так, у них есть шанс. Они могут отслужить в Вооруженных силах страны, но не по призыву, а по контракту. Еще раз повторю — задание у нас на призыв не такое уж большое, и нам приходится вести отбор, кому предоставить право отслужить срочную службу.

В «тихий час»

— Уже известно, какое задание Адыгея получит на весну этого года? Будут ли какие-то новшества к весеннему призыву?

— В зависимости от потребности войск на 2017 год пока Генштаб ведет подсчеты по очередному призыву. К 1 апреля конкретные цифры для нашего региона, безусловно, будут известны. Новшества есть. Теперь дается отсрочка от призыва не только студентам вузов, но и ребятам, которые получают образование в колледжах и профессиональных лицеях (ПТУ) — до их окончания. Кроме того, с 2017 года каждый военнослужащий, который поступает на срочную или контрактную службу, будет получать сумку с предметами личной гигиены, включая бритвенный набор и другие необходимые мелочи. Из новшеств можно отметить изменения в режиме дня военнослужащих. Теперь согласно приказу каждый солдат, поступивший на срочную или контрактную службу, будет спать днем. Если говорить о сложности армейских будней, то как нагрузки, так и требования к 18-летним или старшим по возрасту военнослужащим одинаковы. «Дедовщины», как таковой, нет, потому что все служат только один год. Да и наблюдателей за дисциплиной и соблюдением норм в армии сегодня достаточно, а наказания за нарушения суровые.

— Какой возраст все-таки преобладает в призыве? Возможно, вчерашние школьники более здоровы, чем вчерашние студенты с грузом наук?

— Большая часть призывников — в возрасте 18 и 19 лет. То есть основная масса новобранцев — это ребята, окончившие профессиональный лицей, и выпускники средних школ. Порядка четверти от общего количества призыва в нашей республике — молодые люди, получившие высшее образование.

— Еще один путь в военные — контракт и контрактные части. Куда и сколько контрактников отправятся служить из Адыгеи?

— Не много: порядка 250–300 человек. Для нас это в принципе традиционные цифры. Они направляются в войска Южного военного округа — это и сухопутные, и ВМФ, и подразделения частей специального назначения, которые находятся на территории округа. Непосредственно сейчас мы основное внимание уделяем набору для прохождения службы в Чеченской Республике, где переформировано одно из военных соединений ЮВО, и у них большая потребность в комплектовании контрактниками. В ЧР они направляются в различные населенные пункты — Борзой, Шали, Калиновская и другие. Быт для службы там достаточно налажен, это не казарменная, а кубриковая система проживания в общежитиях. В частях, которые мы предлагаем контрактникам, есть военные городки, которые были построены раньше или строительство которых заканчивается. Это воинская часть, сформированная в Новочеркасске на базе нашей майкопской мотострелковой бригады, которая постепенно туда переводится. Мы также комплектуем части, которые находятся недалеко от Адыгеи. Помимо сухопутных войск, это Черноморский флот, мотострелковая бригада в станице Зеленчукской и части Майкопского военного гарнизона.

— У контрактника есть перспективы роста по службе? И если есть, то какие?

— Первоначальный контракт заключается сроком на 3 года, дальше его можно продлевать. Подчеркну, он такой же солдат, как на службе по призыву. Вакантные должности есть не только в рядовом, но и в сержантском составе, на которые он может претендовать, если уже есть армейский опыт службы. Дальше он может получить должность прапорщика, если в части есть вакансии. Кроме того, его могут направить на курсы младших лейтенантов, после которых он будет служить уже в офицерском составе Вооруженных сил. Карьеру каждый контрактник строит себе сам, в зависимости от того, каких вершин он хочет добиться в армии. Главное — молодой человек должен определиться, его ли это предназначение в жизни, специальность и сфера будущего, собственно, как и в любой гражданской профессии.

— Возможно, в будущем Российская армия полностью перейдет на контракт?

— У нас не будет контрактной армии, это утопия. Такой задачи не было, и нет. В РФ смешанный метод комплектования Вооруженных сил, таковым он и останется. Полностью отказаться от призыва на военную службу невозможно, потому что, помимо тех частей, которые сегодня находятся в постоянной боевой готовности, нам необходимы граждане запаса, прошедшие воинскую службу. На случай ведения боевых действий на нашей территории из военнослужащих запаса формируются бригады и дивизии территориальной обороны. Также для комплектования воинских частей постоянной готовности необходимо иметь резерв для пополнения текущего и временного некомплекта. В любом случае армии необходимы те, кто прошел службу в войсках по призыву. Сокращение срока службы до 12 месяцев сделано для того, чтобы мы охватили как можно большее количество ребят, которые отслужили год в ВС и остались в запасе. Также порядка трех лет назад были вновь сформированы военные кафедры в вузах России, где обучают офицеров запаса, сержантов и солдат запаса. Например, в Кубанском госуниверситете на военной кафедре есть три отдельные программы, по которым обучаются студенты, получая гражданскую специальность, — они также становятся офицерами, сержантами и солдатами запаса. Вопрос о восстановлении военной кафедры в Адыгейском госуниверситете рассматривается, его решение — в перспективе.

Елена КОСМАЧЕВА.

Фото Аллы САЛИЕНКО и Аркадия КИРНОСА.

10.02.2017 в 14:31
Возрастная категория материалов: 16+