Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Традиционно на защите интересов жителей нашей республики как потребителей стоит Управление Роспотребнадзора по РА. О том, какие проблемы приходится решать и какие вопросы держать на контроле, чтобы каждый житель Адыгеи мог чувствовать себя здоровым и защищенным, наш разговор с руководителем ведомства Сергеем Завгородним.

— Сергей Александрович, каковы основные направления работы вашего ведомства в последнее время? С какими проблемами чаще обращаются люди?

— Управление и его территориальные отделы, охватывающие своими полномочиями все районы республики, традиционно реализуют 9 государственных функций и 4 государственные услуги. Все они тесно взаимосвязаны между собой. В 2016 году основной объем нашей работы был связан с проведением проверок, мониторингом санитарно-эпидемиологической ситуации в республике и рассмотрением жалоб. Количество их в последнее время увеличилось, связано это с тем, что граждане становятся юридически более грамотными, готовы защищать свои права.

Почти все обращения связаны с защитой потребительских прав — в 2016 году таких обращений было 1196. Для сравнения: в 2015-м их было 953. В прошлом году специалисты Управления привлекались в суды различных инстанций для дачи заключений в целях защиты прав потребителей. Всего в рамках гражданского судопроизводства было дано 34 заключения специалистов, в результате в пользу потребителей присуждено денежных средств в размере 820 тыс. рублей.

— Если говорить об обращениях граждан, в последнее время было много жалоб на качество питьевой воды в некоторых микрорайонах столицы республики. Какова оценка специалистов Управления?

— На сегодняшний день ситуация должна уже улучшиться — возобновилось поступление воды с гор, артезианские скважины Гавердовского артводозабора закрываются. Что же касается ситуации последних недель, то на основании многочисленных обращений граждан на ухудшение качества воды и с целью предотвращения массовых инфекционных заболеваний был усилен контроль за качеством питьевой воды — мы брали пробы ежедневно по нескольким мониторинговым точкам в разных районах города.

Фактическая мутность питьевой воды по мониторинговой точке по улице Чкалова 9 и 13 февраля составляла 3,3 мг/дм3 при норме в 2,6, что превышало допустимые критерии на 30%. Конечно, это немало, и на основании этих исследований Управлением Роспотребнадзора по Адыгее возбуждено административное расследование в отношении МУП «Водоканал». Сейчас оно на стадии завершения.

Расследование показало, что по микробиологическим показаниям вода соответствовала гигиеническим требованиям. А это значит, можно сказать: угрозы возникновения массовых инфекционных заболеваний, связанных с водным путем передачи, не усматривается.

— К вопросу о здоровье: какова эпидемиологическая ситуация в Адыгее? Насколько высок порог заболеваний ОРВИ и гриппом?

— В процессе подготовки к эпидсезону гриппа в августе-сентябре прошлого года была сделана вакцинация более 155 тысячам человек, из них более 30 тысяч — дети. Это около 35% от общей численности населения республики, то есть привит каждый третий. Меры профилактики дали свои результаты — массовых закрытий школ и садов на карантин, как в прошлом году, не было. Один-два класса, как в этом году, не повод для разговора об эпидемии, это в пределах нормы (допустимого).

За период с сентября 2016-го по февраль 2017-го эпидемиологический порог не был превышен ни разу, а это значит, что течение заболеваний в рамках нормы и всплеска инфекции нет.

Что касается прогнозов на весенний период — они на данный момент благоприятные: мероприятия по профилактике дают нам право и возможность говорить, что не будет всплесков заболеваний, если только они не будут принесены извне за счет миграционных процессов населения.

— Сергей Александрович, как обстоят дела с проверками школ и детских садов на предмет соответствия детского питания санитарным нормам?

— В Адыгее осуществляют деятельность 293 образовательных учреждения, из них: 136 дошкольных организаций и 157 общеобразовательных учреждений. Проверки этих учреждений ведутся круглогодично согласно составленному плану. В 2017 году было проверено уже 22 учреждения образования и выявлено более 150 нарушений, в том числе в части организации питания детей. И это несмотря на то, что о проверках там знают заранее — как и прописано в законе, мы размещаем информацию на сайте и уведомляем о прибытии комиссии за три дня.

При проверках мы обращаем внимание на сбалансированность питания в десятидневном меню, энергетическую ценность, качество продуктов — в ходе проверок отбираются пробы. Кстати, нарушения выявляются постоянно, но они не несут большой угрозы здоровью детей: проблемы с качеством продукции выявлены в небольшом количестве садов, в основном проблемы связаны с санитарно-гигиеническим состоянием пищеблоков.

По результатам проведенных в этом году проверок можно сказать, что преобладали нарушения требований к оборудованию пищеблоков, инвентарю, посуде — найдены трещины, сколы, выявлены нарушения технологий приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий, нет контроля за санитарным состоянием учреждений и хранением пищевых продуктов и продовольственного сырья, не обеспечивалась сбалансированность рациона питания детей. По всем нарушениям выданы предписания об их устранении, выполнение взято на контроль.

— Роспотребнадзор, кроме всего прочего, контролирует соблюдение запрета ввоза на территорию РФ так называемых санкционных товаров. Были ли случаи незаконных поставок в Адыгею?

— Да, случаи есть. Конечно, завозят такие товары в небольшом количестве, но они выявляются и уничтожаются. В основном это фрукты, овощи из Турции, Польши, Италии, молочные продукты. Подобного рода нарушения были выявлены в ходе плановых проверок, а также проверок по поручению Правительства России и республиканской прокуратуры.

За период с августа по декабрь прошлого года изъято из оборота 710 партий некачественных пищевых продуктов в объеме около пяти тонн, чуть менее половины из них — импортного производства (порядка 2 тонн). Вся продукция, изъятая из оборота, добровольно утилизирована владельцами или уничтожена.

Несмотря на положительные тенденции, считаю, что доля пищевых продуктов, не соответствующих нормам, на потребительском рынке республики остается на высоком уровне, что показывает необходимость продолжения данной работы, внедрения новых методов выявления фальсификации пищевых продуктов.

— Ситуация с пищевыми продуктами на рынке Адыгеи ясна. А как обстоят дела с соблюдением прав потребителей?

— В этом году закону, защищающему потребителей, исполнилось 20 лет. За это время граждане стали грамотнее, научились отстаивать свои права, тем не менее количество обращений меньше не становится. С одной стороны, это хорошо — мы не даем себя в обиду, потребительская грамотность растет, но с другой — рынок до конца не отрегулирован.

В 2016 году число обращений граждан составило 1585, то есть осталось примерно на прежнем уровне. Самые большие сложности пока наблюдаются в регулировании розничной торговли — 65,5% от числа обращений, на втором месте сфера ЖКХ. Но, что радует, заявлений таких с каждым годом все меньше: с 25% в 2014-м и 15% в 2015-м мы пришли к 11,5% в 2016 году. Также пока плохо регулируются финансовый рынок, особенно микрозаймы, и сфера бытового обслуживания.

— Если так много нарушений, не нужно ли законодательно обязать предпринимателей при приеме на работу тестировать сотрудников на знание Закона о защите прав потребителя?

— Это было бы хорошо. На данном этапе вся ответственность за кадры лежит на самих предпринимателях. Если последние обязательно проходят обучение, то простые продавцы зачастую работают либо неофициально, либо вообще на испытательном сроке, после которого могут быть еще и не приняты на работу. Ни о каком обучении в данном случае речь не идет. Но мы считаем необходимым проведение такого обучения, и оно проводится в Центре гигиены и эпидемиологии в РА.

— Сегодня отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Будет ли Управление Роспотребнадзора по РА проводить день открытых дверей?

— Конечно. Во всех подразделениях, которые входят в состав Управления, обеспечено присутствие компетентных лиц, которые готовы отвечать на интересующие потребителей и предпринимателей вопросы. Также мы расскажем о деятельности в сфере защиты прав потребителей, о мерах, принятых к нарушителям закона. С 9 до 18 часов потребители, пришедшие в наши учреждения, смогут безвозмездно получить консультации по всем спорным ситуациям, связанным с приобретением товаров и услуг, а также помощь в создании претензий и исковых заявлений.

— Тема Дня защиты прав потребителей в этом году — дистанционная торговля. Как обстоят дела в этой сфере? Есть ли нарушения?

— Да, в 2017 году День защиты прав потребителей проходит под девизом «Потребительские права в цифровую эпоху». Связано это с тем, что доля интернет-торговли увеличивается большими темпами, в нее вовлекается все больше активных покупателей. Происходит это в том числе и за счет доступности мобильных средств связи — телефонов, планшетов. Но, как показывает практика, неурегулированные законодательством отношения стали проявляться заметнее, и это позволяет недобросовестным участникам рынка использовать пробелы в законе с целью получения максимальной выгоды в ущерб интересам и правам не только потребителей, но и добросовестных представителей бизнес-сообщества. Поэтому одна из наших задач, а в этом году особенно, — укрепление доверия потребителей к онлайн-магазинам.

— Скажите, кроме нарушений закона продавцами, имеются ли нарушения и со стороны покупателей?

— Да, но скорее это нарушения с обеих сторон — речь идет о продаже и покупке запрещенных к реализации через интернет товаров, таких, например, как лекарства.

Законом «Об обращении лекарственных средств» установлено, что розничная торговля ими осуществляется в аптеках, аптечных пунктах и аптечных киосках. И нигде больше. Свободная их реализация запрещена. Также нельзя продавать и, соответственно, покупать лекарственные препараты, биологически активные добавки, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружие и патроны к нему, аудио- и видеодиски, алкогольную продукцию и ряд других товаров.

Все это является нарушением действующего законодательства и влечет привлечение к административной ответственности.

— А как быть с международной торговлей? Ведь в стране отправителя могут действовать другие законы?

— Международную торговлю регулируют законы, действующие на территории каждой страны. И даже если допустить, что по законам страны-отправителя продажа каких-то из этих товаров разрешена, то при получении товара покупателем он уже подпадает под юрисдикцию нашего законодательства, и покупатель будет нести всю ответственность за приобретение запрещенного товара.

— Действительно, ваше ведомство проводит огромную работу по многим направлениям. А какие планы и задачи стоят перед Управлением Роспотребнадзора по Адыгее на 2017 год?

— В текущем году мы будем продолжать нашу работу в прежних направлениях, для нас важно достижение запланированных результатов по указам Президента страны на период до 2018 года, повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности, реализация и выполнение в полном объеме полномочий, определенных для Роспотребнадзора, в части санитарного законодательства и закона о защите прав потребителей. Также будем продолжать работу по выявлению санкционной продукции, мониторингу питания детей, вопросу подготовки школ к новому учебному году, а также вести санитарно-гигиенический контроль над процессом учебы — это профилактика сколиоза, близорукости у детей.

Кроме того, мы будем продолжать контроль за качеством воды и воздуха в республике, мониторинг эпидемиологической ситуации, пропаганду здорового образа жизни и прививок населения, работу с кадрами. Все это мы делали в предыдущие годы — это целый комплекс, в котором все звенья взаимосвязаны.

Екатерина Пензева

15.03.2017 в 12:32
Возрастная категория материалов: 16+