Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Творческая биография коллектива ведет историю с 1999 года, когда на основании приказа Министерства культуры Адыгеи был создан Театр кукол, а художественным руководителем назначен Анзаур Схатум. Затем его дело продолжил заслуженный артист Адыгеи Станислав Сиюхов. В настоящее время артисты работают под руководством Азамата Нагоева.

За год Театр кукол «Золотой кувшин» дает около 120 спектаклей не только на своей сцене — в малом зале Госфилармонии, но и на выезде. Причем артисты стараются выступить в самых дальних уголках Адыгеи, а также в Краснодарском крае. В республиканской столице представления идут практически каждое воскресенье. Только за прошлый год спектакли увидели более 7,6 тысячи маленьких зрителей со всего региона и за его пределами.

— Реакция детей и в столице, и в сельской местности практически одинакова — везде восторг! Сложно сказать, что дети в городе избалованы вниманием. Любому ребенку не бывает мало представлений и положительных эмоций, — уверены артисты.

Творческий состав театра относительно молодой, возраст артистов — до 40 лет. Среди них как артисты с более чем 10-летним стажем, так и начинающие. У всех имеется профессиональное образование: Адыгейский республиканский колледж искусств

им. У.Х.Тхабисимова, Институт искусств АГУ, Краснодарский университет культуры и искусства. В сочетании опыт и молодость дают большой потенциал. Старожилами труппы можно назвать Юрия Григоренко, Спартака Адашесова, Зурету Нагоеву, Саиду Капову.

Для Зуреты Нагоевой выбор профессии был целенаправленный: она окончила курс заслуженного деятеля искусств РФ Анатолия Тучкова в Краснодарском университете культуры и искусства. В новой постановке «Золото черкесских амазонок» Зурета попробовала себя не только как актриса — в роли старейшины Шибле, но и как режиссер. В новом качестве ей пришлось примерить на себя непростую роль руководителя, которому требуется сплотить труппу общей идеей и вести всех к одной цели. По ее словам, это оказалось отнюдь не просто, но новый опыт дает ей возможность расти как профессионалу.

За последние годы актерский состав обновился почти на 70 процентов, в труппу пришли молодые ребята — Диана Хакуй, Сусанна Косян, Рустем Хакуринов, Сергей Вегерин.

— Чтобы играть в спектаклях для детей, нужно иметь призвание и не представлять для себя другого занятия, кроме как появляться на сцене с целью удивить, развеселить детей, заставить их сопереживать герою и радоваться, когда добро побеждает зло, — считает Сергей Вегерин, выпускник актерского отделения АРКИ им.У.Х.Тхабисимова.

После окончания учебы он отслужил в армии и в 2013 году пришел в Театр кукол. За эти годы сыграл более 12 разноплановых ролей — от Медведя в «Ушастике» до Трубадура в «Бременских музыкантах» и Мышиного короля в «Щелкунчике». В этом году артист стал отцом и теперь ждет не дождется, когда малыш подрастет и пополнит число юных зрителей.

Как рассказала «СА» директор театра Лариса Джолова, из-за оптимизации за последние годы штат артистов сократился до 9 единиц. Это влечет за собой сложности в работе коллектива: страдает репертуар из-за невозможности ставить масштабные спектакли и делать дублирующий состав артистов. Но из этой ситуации находят выход. В одном спектакле актеры играют по нескольку ролей, успевая не только сменить костюмы, но и перевоплотиться в новый образ.

— Знакомство ребенка со сценой всегда начинается с театра кукол. Детские спектакли носят воспитательный характер, прививают уважение и толерантность. Они объясняют детям, что без дружбы, взаимопомощи прожить в этом мире трудно, — говорит Лариса Джолова.

В действующем репертуаре «Золотого кувшина» 7 спектаклей, как кукольных, так и игровых с использованием ростовых костюмов. Из классических постановок идет «Принцесса на горошине», которая так нравится юным зрителям, что ее уже много лет не снимают с репертуара. Произведения современной драматургии легли в основу постановок «Оранжевый ежик» и «Жил-был волк».

Спектакли по пьесам национальных авторов — одно из обязательных условий деятельности театра. В прошлом году репертуар пополнила сказка «Без старого нет нового» («Жъы зимыIэм кIэ иIэп») по мотивам пьесы Аскера Курашинова, которая стала победителем в номинациях «Лучший спектакль» и «Музыкальное оформление» II Регионального театрального фестиваля для детей «Театральное Зазеркалье». В его основу лег адыгский фольклор, знакомящий с традициями и обычаями народа.

История повествует о храбром молодом человеке по имени Аскер, который в силу своей любви и уважения к деду вынужден воспротивиться закону и пойти против воли Князя, чтобы сохранить жизнь старику. В сложной ситуации герой стоит перед выбором: следовать беспрекословно обычаю или быть верным себе. Аскер действует по сердцу и оказывается прав.

Кстати, изначально эта пьеса существовала на русском языке. По инициативе худрука актриса театра Ася Нагоева выполнила перевод на адыгейский язык, на котором постановка увидела свет.

— К сожалению, драматических произведений на национальном языке крайне мало. А чтобы их создавать, нужно быть не просто писателем, а как минимум режиссером или актером Театра кукол, понимать нашу специфику и следовать законам жанра, — говорит Азамат Нагоев.

Чтобы восполнить пробел, за дело пришлось взяться лично художественному руководителю. Так появился спектакль «Золото черкесских амазонок», на постановку которого в прошлом году театр выиграл грант Президента РФ «100 лучших проектов в области искусства». Постановка будет идти на двух языках — русском и адыгейском. В ее основу легли мифы о черкесских амазонках. Яркое масштабное действие планируют показать на большой сцене. В настоящее время идет репетиционный период, поэтому подробности создатели приберегли для премьеры.

Постановку украсят музыкой и спецэффектами. Хореографом выступает заслуженный артист Адыгеи Анзор Кабехов, аранжировщиком — заслуженный деятель искусств Адыгеи Алий Хачак, сценографию и костюмы разрабатывает заслуженный художник Адыгеи Рамазан Сиюхов.

Чтобы увлечь современных детей, избалованных цирками и яркими представлениями, в Театре кукол просто не обойтись без использования новых технологий. Оживляют представления музыкальными номерами. Профессиональные фонограммы записывают в студии под руководством звукооператора Михаила Гембы. В рамках имеющегося финансирования в спектакли добавляют различные эффекты, которые изящно вписываются даже в классические постановки. Например, в «Щелкунчике» в момент превращения Щелкунчика в деревяшку используются стробоскопы и дым-машина. Из-под трона (кстати, из популярного сериала «Игра престолов») в лучах света идет дым, и превращение кажется реальным. На большой сцене неплохо смотрится теневой театр, чтобы на заднем плане тени персонажей могли вырасти на глазах маленьких зрителей.

— Детей сложно обмануть. Когда искренние глазки начинают отвлекаться и перестают верить происходящему на сцене, значит, все — зрителя мы потеряли. Нужно быть знатоком тонкой возрастной психологии ребенка, создавать постановки с ее учетом. Необходимо не просто показать действие, а вовлечь юного зрителя в игру. Чтобы после увиденного у ребенка остались только хорошие эмоции и желание вновь и вновь возвращаться в театр, — добавляет Азамат Нагоев.

Елена Колпакова.

Фото Аллы Салиенко.

21.03.2017 в 10:46
Возрастная категория материалов: 16+