Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Актриса Национального театра Адыгеи им.И.Цея Саниет Халаште 20 лет мечтала о главной роли, и дождалась. А вместе с ролью пришло всеобщее признание и сразу несколько почетных наград.

Она окончила экспериментальный курс при Майкопском училище искусств в 1996 году. Помимо положенных творческих дисциплин: игры на инструменте, хореографии, русской и зарубежной литературы — студентам преподавали актерское мастерство мэтры сцены: Заурбий и Мелеачет Зеховы, Мурат Кукан, Фатима Курашинова, Мариет Уджуху и другие. За год до окончания учебы ее вместе с однокурсниками — Жанной Дауровой, Алкесом Баговым, Анзауром Хакуем — пригласили в труппу театра. Конец 1990-х был непростым для всей сферы культуры, в том числе и театральной. Ряд ведущих актеров и режиссеров временно покидали сцену, уходили в другие проекты. Молодому поколению пришлось нелегко, но поддержка старожилов театра, несомненно, помогала им найти себя.

— Актеры самого старшего поколения были для нас вторыми учителями. Они своим примером показывали, как ответственно нужно относиться к профессии и любить свое дело, — вспоминает актриса.

Первым спектаклем для Саниет Халаште стала постановка «Песни наших отцов», где она выходила в массовке. А первой ответственной ролью — Заяц в сказке «Интриги в Зазеркалье». Кого она только не играла за эти годы — зверей, принцесс, Бабу-ягу! Большую часть составляли роли в детских спектаклях. По словам актрисы, это помогало ей воспитывать собственных детей, для которых она читала по вечерам пьесы и разучивала роли. В те годы театр выступал не только в районных домах культуры, но и в детских садах, школах, лагерях. В образах сказочных героев Саниет Халаште побывала в самых дальних хуторах и аулах республики.

А вот в вечерних спектаклях ролей было намного меньше, в основном второго-третьего плана. Но она выкладывалась полностью и в этих небольших ролях: Принцессы в сказке «Принц с горбом, хохлом и бельмом», Бабуцы в комедии «Дорогу! Караман жену ведет!», Наны Соли в спектакле «Сделай добро, не бросай его в воду!», Матери в спектакле «Прости меня, господи…» по пьесе Чатиба Паранука.

Она могла и дальше оставаться актрисой второго плана, пока в театр не пришел молодой режиссер со свежим креативным взглядом — Андзор Емкужев. Именно он раскрыл актрису с невиданной стороны, выбрав для роли Матери в драме «Кровавая свадьба» Федерико Гарсия Лорки. 20 лет она мечтала о подобной роли и наконец получила возможность раскрыть свой разноплановый талант.

— Актер должен быть в гармонии с собой. Искать свое лицо, никого не копировать, быть индивидуальностью, — считает актриса.

Материал спектакля «Кровавая свадьба» непростой, и Саниет переживала, справится ли, чувствовала невероятную ответственность. Но волнение только прибавляло энтузиазма и эмоциональности. Выразительные внешние данные и особый дар проникновения в суть драматического конфликта позволили актрисе в роли Матери достигать поистине трагических высот.

Кстати, роль Матери — второго плана. Но мастерство Саниет Халаште под умелым управлением режиссера вывело ее на первый план. Актриса допускает, что так получилось не случайно, ведь мать — самый главный человек в жизни каждого.

Если у исполнителей главных ролей в «Кровавой свадьбе» были дублирующие составы, то Мать играла только Саниет Халаште. Гастрольный график с этим спектаклем был очень насыщенным — его с аншлагом показали в Майкопе, Краснодаре, республиках Северного Кавказа, на Международном фестивале «Театр. Чехов. Ялта» в Крыму.

На Межрегиональном фестивале «Кубань театральная», проходившем осенью прошлого года в Краснодаре, Саниет Халаште за роль Матери была удостоена диплома в номинации «Лучшая женская главная роль» — в этом решении критики были единогласны.

Сразу после драмы актрисе пришлось переключиться на комедийный жанр, хотя это было непросто: внутреннее напряжение после трагической роли долго еще не отпускало. В современной комедии «Как Гощемида невестку выбирала» по пьесе Хусена Хурума режиссер Андзор Емкужев дал ей роль соседки-сплетницы Щамсэт. В исполнении Саниет Халаште типичный образ аульской соседки получился не просто комическим, а заиграл яркими сатирическими красками.

В настоящее время труппа Национального театра им.И.Цея работает над новым спектаклем — комедией по пьесе Чатиба Паранука «Кто выбирает, тот не ошибается» в постановке режиссера Аслана Хакуя. Актриса вновь играет роль Матери, только уже в жанре комедии, повествующей о наших днях.

В совершенствовании мастерства Саниет Халаште не останавливается на достигнутом. Она с энтузиазмом откликнулась на предложение Андзора Емкужева сняться в клипе детского ансамбля народного танца «Зэрдах» в прошлом году. По сюжету в Национальный музей приходят дети и начинают танцевать адыгские танцы. Но строгая смотрительница зала, которую играет Саниет Халаште, выгоняет шумную компанию. На протяжении клипа ребята танцуют на плато Лагонаки, водопадах Руфабго. Национальному танцу и чистым, добрым детским душам удается растопить сердце смотрительницы, на ее хмуром лице появляется улыбка, и она, думая, что никто не видит, сама пускается в пляс. Актрису такой первый опыт работы в клипе вдохновил, и она открыта для новых экспериментов.

Не успев порадоваться победе в фестивале «Кубань театральная», накануне Нового года Саниет Халаште получила сразу две значимые награды за вклад в развитие театрального искусства: почетное звание «Заслуженная артистка Адыгеи» и ведомственную медаль Министерства культуры Адыгеи «Цуг Теучеж».

— За такой короткий период времени я получила признание, о котором только может мечтать актер. Значит, не зря я посвятила театру два десятилетия и продолжаю служить сцене, — поделилась с «СА» Саниет Халаште.

Елена Маркова.

Фото Надежды Гусевой.

27.03.2017 в 10:46
Возрастная категория материалов: 16+