Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Певцы берутся за перо по самым разным причинам. Одни переполнены жизненными впечатлениями и хотят поделиться ими с читателями, другие четко осознают свое место в истории и предлагают собственную версию объяснения «этого явления», третьи хотят письменно сохранить воспоминания как достоверные факты истории культуры, четвертые делают это для самых родных и близких…

Заур Тутов стал писать книгу под нажимом друга, поэта и прозаика Руслана Ацканова, который считал, что книга важна адыгам (черкесам) всего мира, ибо ее автор и герой — один из лучших представителей черкесского народа. Говоря о себе, Заур Тутов представляет всех адыгов и одновременно говорит от лица художников, воспитанных в СССР, пропитанных непоказными чувствами патриотизма и интернационализма.

Заур Нажидович не прибегал к услугам профессиональных журналистов и представил читателю очень честный и доверительный монолог, в котором рассказал о самых важных событиях в своей жизни, назвал близких друзей и тех, кто повлиял на его профессиональное становление, поведал о своей семье и представил десятки фотографий, визуализирующих его творческую жизнь.

Человек, наделенный многочисленными званиями и наградами (Заур Тутов — народный артист России, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Республики Адыгея и Республики Дагестан), он прошел путь от простого крестьянского паренька, солдата Советской армии до высокого чиновника — министра культуры Кабардино-Балкарии и обремененного многомиллионной известностью артиста. Книга читается легко, на одном дыхании, и каждому слову артиста веришь и понимаешь, что ее автор — обладатель большого сердца. Как обычно начинаются воспоминания? С истории своей родословной, с подробной характеристикой тех родственников, от кого унаследован певческий дар. Заур Тутов начинает книгу с размышлений о родном языке. Более сорока лет прожив в Москве, он сохранил адыгский язык, передал его своим трем детям и убедительно рассуждает о том, что судьба родного языка во многом зависит от семьи. Москву и Нальчик Заур считает родными городами, хотя в его гастрольной карте пребывание в них по времени порой проигрывало в сравнении с другими городами, где он выступал.

СССР и Россию он проехал вдоль и поперек вместе с другими знаменитостями, гастролировал в Бельгии, Германии, Израиле, Индии, Иордании, Италии, Польше, Словакии, Словении, США, Турции и везде старался петь не только русскую и итальянскую классику, советские эстрадные песни, но и родные адыгские мелодии. В один момент, прочитав стихи Исхака Машбаша, сам сочинил песню «Живут адыги на земле моей». Теперь она стала визитной карточкой певца, и ее с удовольствием исполняют другие музыканты, в том числе и молодежь.

Вокалист, обладающий красивым баритоном, узнаваемым тембром голоса, в богато оформленной книге размышляет не столько о технике вокального мастерства, рассказывает не о методах работы с голосом, вокальной технологии или особенностях репертуарной политики, а больше говорит о гражданской позиции артиста, анализирует причины трансформации коммуникативных связей внутри артистической среды, дает характеристику людям, ставшим нравственными ориентирами для современного поколения музыкантов. Почти всякий раз, заканчивая рассказывать о том или ином артисте, он обращается непосредственно к нему с пожеланиями доброго здоровья и процветания.

Трогательным выглядит рассказ о его дружбе с Муслимом Магомаевым. Всемирно известный артист подарил Зауру сделанную им аранжировку песни Давида Тухманова «Вечная весна» и отдал минусовку, под которую Тутов неоднократно выступал на концертах. Муслим Магомаев искренне радовался успехам Заура, а Тутов на всю жизнь сохранил восхищение его талантом и человеческими качествами. Умение быть благодарным «читается» во всей книге 3аура Тутова. Он называет десятки фамилий тех, с кем дружил, кто повлиял на него в профессиональном и человеческом отношении, кто хотя бы раз помог ему как человеку. Поэтому мы видим его на фото вместе с Рамазаном Абдулатиповым, рядом с Поладом Бюльбюль-оглы и в обществе советских знаменитостей — Александры Пахмутовой, Николая Добронравова, Валентины Толкуновой, Тамары Гвердцители, Олега Газманова и других.

Заур много раз подчеркивает, как важно для него было получить поддержку от Юрия Силантьева и Александра Георгиевича Михайлова, главного дирижера и музыкального руководителя мюзик-холла, с легкой руки которого он выбрал песню «Вечная весна» для выступления на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни в Минске, получив звание лауреата (1973).

Заур честно и доверительно рассказывает о том, как пытался заниматься бизнесом, как неоднократно брал на себя ношу чиновника и руководителя общественной организации. Сохранив и во взрослой жизни романтические настроения, он мечтал сделать много полезного, верил посулам и обещаниям, но, сталкиваясь с реальностью, разочаровывался в своих надеждах.

Спасительным выходом из всех сложных ситуаций оказывалось творчество. Получив прекрасную вокальную школу в стенах Нальчикского музыкального училища и Музыкальной академии имени Гнесиных, Заур Нажидович продолжает репетировать, бесконечно распеваться, учить новые произведения, искать новые варианты и новые краски в своем исполнении. Заур Тутов плодотворно сотрудничал с фирмой «Мелодия», создал десятки фондовых записей на Всесоюзном и Всероссийском радио, исполнял арии из опер, народные песни, романсы, эстрадные произведения. Он очень самокритичен и строг в выборе музыкальных и вербальных текстов песен. Отношение к стихам — особая страница его биографии. Не случайно в книгу вошли десятки стихов, в том числе строки из Пушкина и Лермонтова. Резюмируя свое отношение к вокальному искусству, Заур Тутов пишет: «…в искусстве надо искать свой почерк, свою индивидуальность — музыкальную, вокальную, актерскую, а не пытаться привлекать к себе внимание эпатажными атрибутами. Нужно всегда самообразовываться и перманентно работать над своей формой». Именно этими принципами артист руководствовался всю жизнь. В результате — отлично сохраненная вокальная и физическая форма в его 66 лет, честная гражданская позиция, высокая человеческая репутация, прекрасная и надежная семья.

Заура Тутова ждут с концертами в любом городе России, но особенно — на Северном Кавказе. И он откликается на все предложения, готов петь бескорыстно, благотворительно. Однажды он устроил благотворительный концерт, чтобы заработать деньги на автобусы для филармонии. Он с удовольствием откликается на приглашения ректора Адыгейского государственного университета Рашида Хунагова выступить перед студентами, ибо видит в этом не только эстетическую, но и воспитательную задачу. А слушатели дарят ему свою любовь и аплодисменты, посылая одновременно положительную энергию в виде благопожеланий и восторженных откликов.

По признанию артиста, ему важны все звания и награды, полученные в течение жизни. Они приносят ему моральное удовлетворение, стимулируют на дальнейшее творчество. И новая книга Заура Тутова, выпущенная в Москве в прошлом году, также будет способствовать его творчеству, в том числе и научно-педагогическому. Вокалист не однажды становился педагогом, работал старшим преподавателем класса вокала Российской академии театрального искусства (1989—1992), заведующим кафедрой эстрадно-джазового пения Московского государственного университета культуры и искусств (2009—2013). Он говорит об этом времени в приподнятом настроении, указывая, как приятно находиться в молодежной творческой среде. Молодежь учится у мэтров, а учителя учатся у своих подопечных. Судя по этим высказываниям, Заур Нажидович готов делиться с молодыми вокалистами своими знаниями, и ему есть что передавать молодежи.

Светлое мировосприятие, поразительное для человека с непростой творческой судьбой, очень четко прочитывается в книге, наполненной благожелательными репликами в сторону десятков людей, с которыми пересекалась судьба Заура Тутова. Быть благодарным людям, тебя окружающим, — это божий дар, не каждому данный. В придачу к прекрасному голосу природа дала артисту и этот дар. И вместе с песней Заур Тутов озаряет жизнь всех тех, кто приходит на его концерты и слушает его неподражаемый, яркий, звонкий и сильный баритон.

Алла Соколова, доктор искусствоведения, профессор АГУ.

13.04.2017 в 11:26