Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Один мой знакомый мечтал купить розовую справку, чтобы можно было парковаться на местах для инвалидов: они же почти всегда свободны и расположены удобно  — идти до нужных учреждений всего ничего. Спустя несколько лет его мечта сбылась, но как! Он попал в аварию. Теперь мой друг на вполне законных основаниях может парковаться под знаком, вот только радости ему такая сбыча мечт не принесла. Так вот…

Система штрафов

К сожалению, многие автовладельцы в нашем городе руководствуются не наличием законных оснований, а просто необходимостью поставить машину именно здесь — удобно же, что сказать. Подтвердил этот факт рейд, проведенный активистами регионального отделения ОНФ в РА совместно с сотрудниками ГИБДД. Машины на места для инвалидов ставят все кому не лень, невзирая на знаки и разметку.

Рейд проводили только по центру города, оно и понятно: людей, как и машин, здесь много, немало мест социального значения, где обязательно должна быть выделена парковка для инвалидов — не менее 10% от общего количества и не менее 1, если парковочных мест мало. К тому же стоянки, где всегда заняты парковочные места для инвалидов вполне себе здоровыми людьми, известны всем — и ГИБДД, и простым гражданам. Неоднократно во время рейда нам советовали проехать к той или иной парковке, где мы точно найдем нарушителей. Кстати сказать, чаще всего звучал центральный рынок. Понятно, место бойкое, с парковкой беда — машины стоят в два ряда, мешая друг другу, а тут вдруг у самого входа свободно. Кто устоит? Тем более когда патрулька не дежурит постоянно — ну нет у них такой возможности. Но обо всем по порядку.

Первой точкой рейда был ТЦ «Столица». Сразу бросилась в глаза еле заметная разметка на дороге — давно не обновляли, но благо знаки висят и ничто их не загораживает. Тем не менее машина на парковке для инвалидов стояла, причем без специальной наклейки. Для инспектора ГИБДД определить номер телефона автовладельца не составило большого труда — все они есть в базах. Вышедший к нам молодой парень принял виноватый вид, выслушал наставления инспектора о том, что поступил вопреки закону, пообещал больше не нарушать и отогнал машину.

— Частью 2 ст.12.19 КоАП РФ за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, для водителей предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере 5000 рублей. Кстати, это самый крупный для автомобилистов штраф за неправильную парковку, — сказал инспектор штаба отдельного батальона ДПС ГИБДД по РА Байзет Трахов.

Деньги немаленькие, почему же так много нарушают? Оказалось, что выписать штраф не так-то просто, в чем я и убедилась буквально через 10 минут на новой точке — возле рынка: номера телефонов других автовладельцев либо не отвечали, либо хозяева не брали трубку.

На мой вопрос, нельзя ли просто выписать штраф и прислать его по почте, получила простой ответ — нет, так как необходимо установить конкретное лицо, управлявшее автомобилем.

Даже наклейка не является доказательством того, что водитель — инвалид либо перевозит инвалида. А вот штраф за самовольную наклейку тоже немаленький — 5000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения — самой наклейки. Тогда зачем ее клеить?

Тут все просто — наш любимый русский «авось». Чтобы получить штраф, нужно еще попасться на глаза полиции. На машину без наклейки в неположенном месте еще обратят внимание. А кто будет лишний раз проверять машину, стоящую под знаком «Парковка для инвалидов» со спецнаклейкой на авто? Так что риск, можно сказать, оправдан.

К тому же — такие привилегии! Правилами дорожного движения РФ предусмотрено, что на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, не распространяется действие дорожных знаков «Движение запрещено», «Движение механических транспортных средств запрещено», «Стоянка запрещена», «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца», «Стоянка запрещена по четным числам месяца». Не говоря уже о вышеназванных очень удобных для парковки местах, где от машины нужно пройти всего пару метров.

Непреодолимое расстояние

К сожалению, простые граждане постоянно возмущаются тем, что парковок для инвалидов стало очень много, якобы у нас нет столько в городе инвалидов, и если ненадолго занять и так пустое парковочное место, ничего не случится. А о том, что инвалид, подъехав, не находит места и вынужден ставить машину где-то там, через квартал, они не думают. Как и о том, что для них эти сто метров, возможно, просто потеря времени, а для человека с ограниченными возможностями здоровья — зачастую непреодолимое расстояние.

— Порой, чтобы припарковаться, мне приходится несколько раз объехать вокруг квартальной клетки… Но есть закон и есть правила — если каждый из нас будет добросовестно их исполнять, взаимных обид и претензий не будет. В формировании «доступной среды» точка невозврата пройдена и участниками процесса стали ВСЕ без исключения! Во Владивостоке инвалиды-колясочники более жестко отстаивают свои права на парковки. Они пропагандируют лозунг «Занял мою парковку — возьми мою болезнь», — сказала сопредседатель регионального штаба ОНФ в Адыгее Арина Ефимова.

Те же правила относятся и к водителям, перевозящим инвалидов, — они приравниваются в правах и могут пользоваться особой парковкой. Но в реалиях нашей жизни это только в теории.

— Вот у меня ребенок — инвалид, но приезжаешь куда-то, а стать негде — все занято непонятно кем, — возмущается Анна. — Так и у рынка места для инвалидов вторым рядом заставляют, к ним просто не проехать. А недавно эти места перекрыли «газели». На мою просьбу убрать машину водитель лишь ответил: «А где я должен разгружаться?» В этот момент сзади скопился ряд машин, и от этих водителей я услышала столько неприятных слов, за которые им еще долго должно было бы быть стыдно. Да я бы рада была этими местами не пользоваться — лучше бы мой ребенок стал снова здоров.

Совесть или наказание?

Соблюдается ли в Майкопе право инвалидов на парковочные места
Соблюдается ли в Майкопе право инвалидов на парковочные места
Конечно, полиция работает. При несении службы инспекторы ГИБДД практически ежедневно выявляют и пресекают факты нарушений правил дорожного движения, связанные с парковкой в местах, отведенных для транспортных средств лиц с ограниченными возможностями здоровья. Только за прошлый год было выявлено 258 нарушителей, а за первый квартал этого года — 46. Причем есть машины, которые нарушают постоянно. Но законом не предусмотрено ужесточение наказания при повторности нарушения — сколько бы ни ставил ты свою машину под знак, штрафом в казну и ограничишься.

Одно время обсуждался законопроект, по которому должны были ужесточить наказание, но он не прошел через все чтения. Так что либо совесть заставит автовладельцев парковаться как положено, либо наказание рублем.

Правда, с проявлением совести пока сложно. Возле центрального рынка наше внимание привлек автомобиль отечественной марки, владелец которого не отвечал на телефонные звонки. Мы долго крутились рядом, а когда стали отъезжать, увидели молодого человека, подошедшего к машине. Как, вы думаете, он объяснил парковку в неположенном месте?

— Не было другого свободного места, чтобы поставить машину, когда я приехал на работу, а ставить на другом квартале нельзя — мне должно быть видно авто, мало ли что, — пояснил Андрей, охранник одного из ближайших магазинов.

Для меня лично загадка, как, работая через дорогу, нельзя найти свободное место для парковки, ведь они постоянно появляются. Хотя да, для этого нужно его периодически высматривать, а зачем, когда машина уже стоит? Убедить молодого человека не смогли никакие аргументы — машина нужна ему здесь, и точка. И, на мой взгляд, для таких водителей простого штрафа в рамках рейда мало.

Ведь если на другой точке, возле площади им.Ленина, напротив отделения Сбербанка, неправильно припаркованные машины сразу же уезжали, как только водителям объясняли, что это парковочное место для инвалидов, то Андрей даже после нашего разъяснения машину не убрал — ну не освободилось место рядом!

Там, кстати, как и везде, разметка на парковочном месте практически стерлась, а вот знаки не видно за буйной растительностью. Возможно, поэтому так много машин становится на запрещенные места и с таким удивлением водители обнаруживают, что они заехали под знак. Кто за этим должен следить? Администрация города.

Кто контролирует?

Также хочется узнать, кто должен контролировать ширину особого парковочного места: возле некоторых объектов она составляет 2 метра, как и для остальных, вместо положенных 3,5х6,5 м. То есть получается, парковку разметили, а потом, вспомнив, что положены места для инвалидов, во избежание штрафов выделили из того, что есть. Но ведь не просто так диктуется такая ширина! Среди инвалидов немало колясочников, которые ездят на авто с ручным управлением, или же просто инвалидов-пассажиров.

— Вот как можно из машины пересесть в коляску, если места для нее на парковке нет — ширина достаточна лишь для размещения автомобиля? — спрашивает эксперт региональной рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость» в Адыгее Дмитрий Малина.

Вопросов много. Нехватка парковочных мест в городе в принципе обозлила водителей, считающих, что пустое место, которое когда-нибудь займет инвалид, не должно пустовать здесь и сейчас.

— Вот, например, возле стоматологии мало парковочных мест, из них одно — для инвалидов, — возмущается водитель Владимир. — Почти все всегда заняты, так как люди приезжают, а одно всегда пустое, но ставить машину туда нельзя. Вот куда ставить машину? Приходится оставлять на дороге — это же неправильно! Когда будет решен вопрос с парковками в городе, тогда уже можно решать вопрос с парковками для инвалидов, а так получается, что просто пропадают невостребованные инвалидами места.

— Вижу пустые парковочные места для инвалидов, но не вижу инвалидов, которые приезжают на парковку, выходят из машины, пересаживаются в коляску или берут костыли и прочее. Зато я вижу много инвалидов-колясочников, которые на колясках передвигаются по городу. Ну так и в чем суть этих парковок, если те, кому тяжело, не имеют машины? Инвалидные места пустые, так как инвалидам они не нужны, а для обычных водителей парковочных мест в городе сделано очень мало, — озвучивает эту же проблему другой водитель.

Действительно, понять можно обе стороны. Проблема назрела давно. Но занимать места для инвалидов — не выход из ситуации. Для того они и созданы, чтобы помогать людям с ограниченными возможностями здоровья. Представьте, что этого парковочного места просто нет, говорят сами инвалиды. Если мы не видим, как им пользуются, это не значит, что так здесь всегда. Да и шанс воспользоваться своими законными местами часто невелик — там, как правило, уже стоит машина подобного «умника», который считает, что всего лишь использует никому не нужное место, а не занимает чье-то нужное.

— С одной стороны, 10% парковок для инвалидов, возможно, много, но с другой — уверен, что расчет проводился с учетом российских реалий — большого числа водителей-нарушителей, — высказал свое мнение один из автовладельцев Михаил. — Мест создали с избытком, чтобы в любом случае оставались пустые. Если бы все поголовно и беспрекословно соблюдали закон, наверное, и не было бы необходимости столько выделять. Кому не нравится закон — собирайте петиции, выходите на какие-то общественные организации. Но пока закон есть — его ОБЯЗАНЫ соблюдать.

Екатерина Пензева.

Фото Аллы Салиенко.

Соблюдается ли в Майкопе право инвалидов на парковочные места
Соблюдается ли в Майкопе право инвалидов на парковочные места
 
Соблюдается ли в Майкопе право инвалидов на парковочные места
Соблюдается ли в Майкопе право инвалидов на парковочные места

11.05.2017 в 23:00
Возрастная категория материалов: 16+