Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Подарочное факсимильное воспроизведение Остромирова Евангелия, старейшего памятника письменности Руси, хранится в секторе редких изданий Национальной библиотеки Адыгеи.

Остромирово Евангелие — первая точно датированная русская рукописная книга, дошедшая до наших дней. Она стоит у истоков тысячелетнего пути развития отечественной культуры. 12 мая исполнилось 960 лет старейшему памятнику письменности и книжной культуры Руси середины XI в.

Евангелие было создано русским писцом дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира. В конце рукописи переписчик подробно рассказал об обстоятельствах ее изготовления и о времени работы: «Слава Тебе, Господи, Царь небесный, что сподобил меня написать Евангелие сие. Начал же писать его в лето 6564, а закончил в лето 6565… Начал же писать месяца октября в 21 день, на память Илариона, а окончил месяца мая в 12 день на память Епифана…»

Остромирово Евангелие — отлично сохранившаяся пергаменная рукопись красивого письма на 294 листах в единственном экземпляре. Текст написан в два столбца (по 18 строк в каждом) уставом — торжественным каллиграфическим письмом. Книга содержит Евангельские ежедневные чтения от Пасхи до Пятидесятницы и чтения по Месяцеслову.

Приступая к работе, писец брал стопу пергаменных листов и тщательно линовал их с помощью шильца. Писали чернилами, которые изготовляли из ржавого железа, сажи или специальных чернильных орешков. Заголовки, инициалы, буквицы, которыми начинались самостоятельные разделы текста, рисовали красной краской, отчего и происходит термин «красная строка». В качестве краски использовали киноварь оранжево-красного цвета, а иногда применяли и золотую. Крупных буквиц в Остромировом Евангелии больше двухсот. В них, наряду с традиционными элементами растительного орнамента, в композицию часто вписываются округлые румяные лица людей или звериные мотивы. Такие буквицы не встречаются ни в греческих, ни в латинских рукописях.

История существования книги не менее интересна. Ученые считают Остромира сыном новгородского посадника Константина и внуком того самого былинного Добрыни Никитича. Предполагается, что Остромирово Евангелие несколько столетий хранилось в Софийском соборе Новгорода. О том, как оно потом попало в Москву, никаких сведений не сохранилось. Документально история рукописи прослеживается лишь с XVIII в. Опись имущества Воскресенской дворцовой церкви Московского Кремля, составленная в 1701 г., свидетельствует о том, что книга находилась в этом храме. В 1720 г. Петр I приказал доставить ее в Санкт-Петербург, где стала частью библиотеки Сената. После смерти монарха книга затерялась, но, к счастью, не исчезла бесследно. В 1805 г. секретарь Екатерины II Я.А.Дружинин нашел Евангелие среди имущества покойной императрицы. Александр I повелел передать Евангелие Императорской публичной библиотеке. С этого момента начинается история исследования уникального памятника. Для того чтобы расширить доступ к изучению книги без ущерба для оригинала, хранитель рукописей библиотеки Александр Иванович Ермолаев сделал с него точную копию (примерно 1806 г.), фактически повторив работу древнерусского писца. 

Теперь о последнем приключении книги, едва не ставшем для нее роковым. В 1932 г. в Отделе рукописей Публичной библиотеки, где хранилось Остромирово Евангелие, испортился водопровод. Внимание мастера привлек блеск оклада книги, лежавшей в одной из витрин. Он разбил стекло, содрал оклад, а бесценную рукопись забросил за шкаф. Преступника в тот же день поймали. После этого Евангелие решили больше не переплетать.

Текст рукописи издавался неоднократно. Начало изучению Остромирова Евангелия как памятника истории славянских языков было положено хранителем Отдела рукописей Публичной библиотеки Александром Христофоровичем Востоковым в 1820 г. Итогом исследований стало первое и, возможно, единственное до сих пор научное издание, вышедшее в 1843 г. под названием «Остромирово Евангелие 1056—57 года. С приложением греческого текста Евангелий и с грамматическими объяснениями».

В 1851 г. на деньги московского купечества был создан роскошный переплет-оклад, украшенный драгоценными камнями, из-за которого в 1932 г. книга чуть не пропала. Следующее черно-белое издание Евангелия вышло в свет в 1883 г., с повторным переизданием в 1889 г. Текст был не просто перепечатан, а воспроизведен фотолитографским способом с сохранением всех особенностей. Такие издания называют факсимильными, т.е. каждая страница новой книги — это точная фотографическая копия древней. Цветными в нем были миниатюры и первая заставка.

К 900-летию Остромирова Евангелия в 1955 г. эта уникальная рукописная книга была отреставрирована под руководством Елены Христиановны Трей. Реставраторы решили ее не переплетать. Листы были сшиты хирургическим шелком, и весь блок положен в футляр, специально сделанный из старого дуба. Ныне она хранится в специальном сейфе Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. Поскольку Остромирово Евангелие является одним из драгоценных памятников отечественной культуры, доступ к нему имеют только хранители этой книги, а также ученые-языковеды, историки и книговеды. В 2012 г. она внесена ЮНЕСКО в реестр «Память мира», объединяющий наиболее значимые памятники мирового культурного наследия.

В 1988 г. к празднованию 1000-летия крещения Руси было выпущено цветное подарочное факсимильное воспроизведение Остромирова Евангелия. В комплекте с факсимиле вышел сборник научных статей А.Х.Востокова, Н.Н.Розова и др. Книга была напечатана в ленинградском издательстве «Аврора» тиражом в пять тысяч экземпляров, который быстро разошелся по свету. Один из них попал в Национальную библиотеку Адыгеи и хранится теперь в секторе редких изданий. 

З.Дидичева, библиограф сектора редких изданий Национальной библиотеки РА.

23.06.2017 в 09:27