Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Ансамбль адыгских танцев «Абреки» готовится к осеннему гастрольному туру по России и ряду зарубежных стран. О своем собственном хореографическом пути и истории создания «Абреков» рассказал основатель и руководитель ансамбля Нальбек ТХАКУМАШЕВ.

— У вас большой багаж опыта, вы собрали свой собственный победный коллектив танцоров, а за плечами знаменитый «Нальмэс»… С чего же начался ваш путь в танец? Кто привел к такому высокому уровню танцевального мастерства?

— Мой путь к танцам начался еще в начальной школе, где был организован кружок, куда я проходил всего два года и забросил его: затея танцевать, как мне показалось, была бесполезна. В 17 лет вновь захотелось попробовать себя в движении. Будучи студентом юридического факультета АГУ, попал под крыло моего первого учителя Айдамира Наниза, народного артиста Адыгеи, — в ансамбль национального танца «Зори Майкопа», и с тех пор из танцевальной студии выходить не хотелось. Началась серьезная ежедневная работа. Так сложилось, что мне еще приходилось одновременно танцевать в ансамбле «Нарт» при АГУ у заслуженного работника культуры РА Казбека Шагуча. Бывало, выезжал в Турцию на гастроли с одним ансамблем, а по возвращении через неделю туда же ехал со вторым. Чуть позже Мухамед Кулов, в то время художественный руководитель «Нальмэса», предложил перейти в прославленный профессиональный ансамбль в качестве артиста балета. А там уже было все серьезней: тяжелый труд, творчество и бесконечные выступления не только в России, но и за границей.

— В какой момент вы поняли, что опыта и навыков уже достаточно, чтобы создать свой собственный ансамбль?

— История «Абреков» начиналась в 2013 году с просьб знакомых и друзей организовать какую-либо школу танцев. Можно сказать, это было личное желание людей танцевать и чему-то учиться. Никаких вложений и спонсоров не было. На тот момент мы имели какой-никакой танцевальный опыт и дикое желание создавать и творить что-то новое, интересное людям. В Национальном театре Адыгеи нам выделили актовый зал, где появилась возможность тренировать детишек. Проблем с набором групп не было, знакомые с удовольствием приводили детей и оставались учиться адыгским танцам сами. Ансамбль решили назвать «Абреки».

— Неспроста в начале интервью я назвал ваш ансамбль победным. Практически с первых же месяцев его существования вы одерживаете победы во многих республиканских, всероссийских и даже международных танцевальных конкурсах. А что лично для себя вы считаете достижением?

— Каждый выход на сцену уже считаю достижением. Танцор готовится к выходу на публику очень долго и кропотливо, каждый день посвящает свое время репетициям, оттого у молодого поколения начинаются проблемы с учебой, родителями, а у танцоров постарше — с личным временем.

В каждой работе есть что-то приятное. Своеобразным достижением могу назвать путешествия с ансамблем «Абреки» по миру. Очень интересно было побывать в качестве танцора, к примеру, в Турции или Израиле, ведь путешествовать по миру самостоятельно куда трудней, нежели в составе танцевального коллектива.

— С чего начинается танец педагога-постановщика Нальбека Тхакумашева? Как руководитель вы даете полную свободу действий своим ученикам или воплощаете в танце исключительно свои задумки?

— Танец начинается с моего прихода в зал. Включаю музыку и несколько часов один на один со своими мыслями пытаюсь что-то придумать. Необходимо продумать характер танца, движения, а затем уже вместе с ребятами мы советуемся и доводим танец до совершенства. С другой стороны, если слушать поправки каждого, то ничего путного не выйдет. Основу для своих задумок я беру из истории адыгского народа XIX века. Мы стараемся попасть в ту эпоху через музыкально-этнический проект, наш танец.

Нас вдохновляют традиции и обычаи адыгского народа, в них нет ничего, что использовалось бы как способ показать себя с выгодной стороны, если так можно сказать, покрасоваться. Все делалось только во благо народа. Мне отец, Нальбий Шабанович — заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист Адыгеи, рассказывал ключевые моменты обычаев, и с самого детства эта историческая основа уже складывалась во что-то большее в моем сердце. Остается только прийти в зал и воплотить воспоминания в танец.

Кстати, сейчас у адыгов осталась лишь небольшая доля тех традиций, которые были раньше. Сегодня они перешли в разряд легенд.

— Приходится ли повышать голос на своих учеников?

— Конечно! Не то что приходится — это происходит постоянно. Не все понимают всю серьезность танца. Дети хотят веселиться, а не танцевать, но со временем понимание приходит. Без строгости не было бы результата. Чтобы добиться сути, бывает, приходится расходовать нервы, а не только физические силы. На данный момент в ансамбле «Абреки» занимаются около 180 человек в нескольких возрастных группах. У нас пять младших групп и основная старшая группа из восьми парней и восьми девушек.

— Чем отличается ваш ансамбль от других национальных ансамблей? В чем особенность «Абреков»?

— Я думаю, что во внутренней атмосфере. Если бы не было у нас дружеского и братского коллектива, то достижений было бы меньше.

Конечно, нужно сказать и об особенностях танцев. Наше направление — народные адыгские танцы. Мы берем за основу старинные танцы, которые исполняли наши предки, и путем незначительных изменений, модернизаций делаем что-то новое, оригинальное. При этом пытаемся сохранить первооснову таких танцев, как «Загатлят», «Тляпачас», «Хакулящ», «Зафак» и, конечно же, лезгинка, которая уже десятилетия приводит поколения в танец.

— В последнее время все больше растет интерес к современным танцам, а национальные уходят на второй план…

— Мода танцевать распространяется с каждым днем. Все больше и больше людей начинают приходить в самые разные студии танцев, чтобы просто двигаться в такт музыке. Что касается профессиональных танцоров, то всегда есть к чему стремиться. То, что у нас не получалось раньше, сейчас выполняется с легкостью. Техника танца идет впереди самого танцора.

Хотя, к сожалению, фанатичных танцоров становится меньше. Я говорю о молодых людях, которые с самого раннего возраста занимаются танцами и стремятся к большим высотам всю свою жизнь.

— Не слишком ли много стало танцевальных коллективов современного танца? Может, стоит развивать и оказывать поддержку национальным ансамблям?

— У нас в республике уже достаточно много танцевальных коллективов национального направления. Но поддержка, конечно, не помешает. Так как у нас многонациональный регион, то очень важно, чтобы у детей был выбор между направлениями танцев, родители должны отводить их туда, где им понравится выражать свои чувства в танце, чтобы дети любили тот стиль, в котором танцуют.

Другой вопрос — в количестве студий, которых становится все больше и больше. Появляются проблемы в качестве. Хочется, чтобы каждый руководитель отвечал за профессионализм и качество своей работы. Не обязательно, чтобы на стеллаже стояло 50 кубков. Важно, чтобы ребенок правильно и грамотно получал танцевальные навыки, по законам хореографии, а самое главное, сохраняя здоровье, учился чему-то новому, получал удовольствие.

— Как я понял, вы не против совмещения старого с чем-то новым…

— Надо шагать в ногу со временем, у нас есть номера, где мы пытаемся вносить современные элементы в классические модели танца. Но это тонкая грань, по которой опасно ходить: если чуть-чуть переборщить с современными элементами, то это уже будет совсем другое искусство. Важно понимать, что если человек хочет связать жизнь с культурой, то нужно знать ее всю, а не какую-то отдельную часть. Хочу пожелать всем танцорам республики успехов в творчестве! Молодому поколению хочется пожелать настоящей жизни, а не времяпровождения в смартфоне или планшете.

— Готовится ли ансамбль «Абреки» к чему-то значимому?

— Мы планируем концертный тур по городам России, куда нас давно зовут, и странам, где проживает адыгская диаспора: Турция, Израиль, США. До этого мы хотим усовершенствовать программу, убрать из нее театральные и вокальные элементы, оставить больше танцев. Единственная трудность в организации нашего проекта — это отсутствие достаточного финансирования, ведь мы негосударственное, частное предприятие без постоянных спонсоров. Мне приятно представлять свой народ, находясь далеко от Родины. На тебя вживую смотрят и аплодируют. Увидеть танец на сцене — это нечто другое, нежели посмотреть запись видео в интернете, эмоции совсем другие. К тебе подходят и интересуются адыгским народом. Это и есть смысл нашей работы — донести историю народа языком танца.

Беседовал Егор Сергеев.

Фото Сергея Акопяна.

Смысл нашей работы — донести историю народа языком танца
Смысл нашей работы — донести историю народа языком танца

Справка «СА»

Нальбек Тхакумашев родился в Майкопе в 1989 году. В 2011 году в АГУ получил профессию юриста, в 2017-м получил второе высшее — хореографическое и музыкальное — образование.

За свою танцевальную карьеру выступал в составе нескольких коллективов республики: «Зори Майкопа», «Нарт», в 2005 году начал карьеру в Государственном академическом ансамбле народного танца Адыгеи «Нальмэс». В 2013-м создал свой ансамбль адыгских танцев «Абреки».

28.07.2017 в 22:11
Возрастная категория материалов: 16+