Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

На высоте 5 тысяч метров над землей взору летчика открывается удивительная красота родной земли: Черное море, горные вершины Фишт и Оштен, плато Лагонаки, леса и равнины. Ощутив хоть раз вкус полета, хочется возвращаться в небо снова и снова. 12 августа — День Военно-воздушных сил России, официальная дата сильных духом людей, связавших свою жизнь с небесной стихией. Это праздник более 400 военнослужащих Учебной авиационной базы Майкопа. О романтике и буднях летной профессии узнали корреспонденты «СА».

Учебная авиационная база Майкопа знала и взлеты, и падения в прямом и переносном смысле этих слов. Ее история отмечена и героическими страницами Великой Отечественной войны, и разрухой 1990-х, и недавними реформами, когда несколько лет подряд летное училище не осуществляло набор курсантов. Сегодняшние последствия этой реформы — острый дефицит летных кадров для Воздушно-космических сил страны. Задача, поставленная Верховным главнокомандующим РФ, — восполнить этот пробел. Задача сложная, но посильная, считает командир Учебной авиационной базы Майкопа полковник Вадим Гуров.

В настоящее время в России фактически только Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (КВВАУЛ) готовит именно военных летчиков. Есть еще филиалы Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина в Сызрани и Челябинске, но там выпускают вертолетчиков и штурманов соответственно. Ежегодно значительная часть учащихся КВВАУЛ постигают азы летной профессии на авиационной базе Майкопа.

В настоящее время практику в Адыгее проходят 102 курсанта, 7 из которых граждане Казахстана (согласно ОДКБ). В большинстве своем это третьекурсники, которые должны к концу программы отработать фигуры сложного пилотажа на средней высоте. Обучение осуществляется на самолетах Л-39, или «элках», как их здесь ласково называют. Машины не самые современные, но надежные.

— Л-39 — это как школьная парта, за которой курсанты осваивают профессию, оттачивают летное мастерство, — говорит Вадим Евгеньевич.

Мы проходим в тренажерный комплекс. За штурвалом выполняет задание курсант Шевченко. В кабине тренажера он тренируется в выполнении пилотажа на условной высоте 3 тысячи метров, отрабатывает заход самолета на посадку по приборам.

За пультом управления действия подопечного контролирует и оценивает летчик-инструктор Владимир Баннов.

Справка— Каждый новый вид летной подготовки курсанты сначала отрабатывают на тренажере (полет по кругу, пилотаж в зоне, приборные полеты) и только после этого приступают к выполнению этих задач в воздухе. В ходе тренировки летчик-инструктор вводит отказы пилотажных приборов или даже двигателя и наблюдает, насколько грамотно и быстро справляется с этим курсант. Как говорится, победа в воздухе куется на земле, — комментирует инструктор тренажерного комплекса полковник запаса Алексей Ивашкин.

За одним летчиком-инструктором закреплено 5—6 курсантов. Это достаточно большая нагрузка. С каждым индивидуально нужно проводить подготовку и выполнять учебные вылеты. А за время практики курсант должен налетать не менее 80 часов.

От зари до зари

На высоте 5 тысяч метров над землей взору летчика открывается удивительная красота родной земли: Черное море, горные вершины Фишт и Оштен, плато Лагонаки, леса и равнины. Ощутив хоть раз вкус полета, хочется возвращаться в небо снова и снова. 12 августа — День Военно-воздушных сил России, официальная дата сильных духом людей, связавших свою жизнь с небесной стихией. Это праздник более 400 военнослужащих Учебной авиационной базы Майкопа. О романтике и буднях летной профессии узнали корреспонденты «СА».
На высоте 5 тысяч метров над землей взору летчика открывается удивительная красота родной земли: Черное море, горные вершины Фишт и Оштен, плато Лагонаки, леса и равнины. Ощутив хоть раз вкус полета, хочется возвращаться в небо снова и снова. 12 августа — День Военно-воздушных сил России, официальная дата сильных духом людей, связавших свою жизнь с небесной стихией. Это праздник более 400 военнослужащих Учебной авиационной базы Майкопа. О романтике и буднях летной профессии узнали корреспонденты «СА».

Аэродром просыпается в 2 часа ночи. Части обеспечения подготавливают технику, подключаются средства связи. В 3.10 командир части принимает решение на организацию полетов. С рассветом с аэродрома вылетает первый самолет-разведчик, и начинаются полеты. Летный день завершается в 21.30, после чего летчикам еще предстоит разбор полетов и подготовка к завтрашней смене. Только ближе к 23 часам вечера аэродром засыпает, чтобы через несколько часов вновь вернуться к активной жизни.

Хотя летчики работают по сменам, в целом их рабочий день составляет 12-13 часов. И в таком режиме шесть дней в неделю. Единственный выходной — воскресенье, да и на него выпадают дежурства.

— Такой режим — нормальный рабочий процесс, — привычно говорит Вадим Гуров. — Это сложно, но интересно.

Летчики знают, за что трудятся. Сегодня военных поддерживает государство: материальное довольствие, право на получение жилищной субсидии. Но так было не всегда. Старшие служащие хорошо помнят реформенную разруху девяностых, период безденежья. Служили на одном энтузиазме во имя Отечества. Сегодня престиж военного летчика вновь на высоте. За последние три года конкурс в летное училище Краснодара вырос в разы. Молодые люди четко понимают плюсы профессии: курсант обут, одет, накормлен, после окончания училища трудоустроен и материально обеспечен.

У всякой медали есть и обратная сторона. Профессия летчика опасная. Говоря сухим языком инструкции, авиационная система — единство трех составляющих: человек — среда — машина. Но какая это среда: ясное голубое небо с благоприятной погодой или стихия, в которой надо выживать? И только от человека зависит, кем он окажется в этой стихии — победителем, мастерски управляющим «железной птицей», или проигравшим.

«Только в полете живут самолеты» — поется в песне, и летчики подтверждают эту истину. В небо «железные птицы» рвутся словно живые, гордо взмывая ввысь, а спустившись на землю, грустно сникают.

— Самолет не просто машина, а живое существо, которое ты должен чувствовать как самого себя. Каждый раз, садясь в кабину и запуская двигатель, я всегда приветствую свою боевую подругу: «Ну, Элочка, давай, родная! Не подведи!», — признается Вадим Гуров, за плечами которого более 2,7 тысячи летных часов.

На честном слове и на одном крыле

На высоте 5 тысяч метров над землей взору летчика открывается удивительная красота родной земли: Черное море, горные вершины Фишт и Оштен, плато Лагонаки, леса и равнины. Ощутив хоть раз вкус полета, хочется возвращаться в небо снова и снова. 12 августа — День Военно-воздушных сил России, официальная дата сильных духом людей, связавших свою жизнь с небесной стихией. Это праздник более 400 военнослужащих Учебной авиационной базы Майкопа. О романтике и буднях летной профессии узнали корреспонденты «СА».
На высоте 5 тысяч метров над землей взору летчика открывается удивительная красота родной земли: Черное море, горные вершины Фишт и Оштен, плато Лагонаки, леса и равнины. Ощутив хоть раз вкус полета, хочется возвращаться в небо снова и снова. 12 августа — День Военно-воздушных сил России, официальная дата сильных духом людей, связавших свою жизнь с небесной стихией. Это праздник более 400 военнослужащих Учебной авиационной базы Майкопа. О романтике и буднях летной профессии узнали корреспонденты «СА».

Каждый летчик знает: самолет надо уважать, иначе не избежать трагедии. Случаи, когда жизнь пилотов висела на волоске, в истории авиационной учебной базы Майкопа были. Вадим Евгеньевич их помнит наизусть.

В мае 2006 года заместитель командира части подполковник Виктор Журавков и курсант 5 курса КВВАУЛ рядовой Павел Сыровой выполняли сложный пилотаж. После окончания полетного задания произошел отказ двигателя. На высоте менее 1,5 тысячи метров экипаж имел полное право катапультироваться, но, оценив обстановку, подполковник Журавков принял решение не покидать самолет и совершил посадку с выключенным двигателем. За самоотверженный поступок, решительные действия при выполнении обязанностей военной службы в условиях, сопряженных с риском для жизни, подполковник был награжден Президентом России Владимиром Путиным орденом Мужества, а курсант — медалью Нестерова.

Были и другие случаи, когда профессионализм летчиков выручал в аварийных ситуациях.

В 2004 году при выполнении плановых ночных полетов произошел отказ двигателя в то время, когда самолет находился над жилым районом. Экипаж самолета в составе старшего летчика подполковника Владимира Вязникова и летчика-инструктора капитана Валерия Брычкина отвернул от населенных пунктов. Оценив обстановку, летчики приняли беспрецедентное решение на вынужденную посадку вне аэродрома. Своими смелыми и решительными действиями, с риском для жизни, экипаж предотвратил гибель людей и спас авиационную технику. За самоотверженный поступок оба летчика награждены орденами Мужества.

В 2007 году полковник Александр Жуков, выполняя полеты с курсантом Прокофьевым, доложил по рации на аэродром о самовыключении двигателя. Оценив ситуацию, полковник отвернул самолет от газокомпрессорной станции Майкопа, находящейся по курсу полета, и направил его в безопасное место. Экипаж получил приказ катапультироваться. Убедившись, что катапультирование курсанта прошло штатно, командир экипажа на высоте, граничащей с критической, покинул самолет. За смелые действия и предотвращение гибели людей на важном объекте газокомпрессорной станции полковник награжден орденом Мужества.

У них свои приметы

Не мудрено, что представители столь опасной профессии — люди суеверные. У них свои приметы и традиции. К примеру, перед полетом они не фотографируются, а вместо слова «последний» всегда говорят «крайний». Большинство летчиков — люди верующие, вот и в кабинете командира учебной базы, украшенном картинами и фотографиями самолетов, на почетном месте — иконы. Там в небе, на высоте 5—8 тысяч метров, в опасную минуту помочь и защитить может только молитва. А еще любовь. Любовь верных боевых подруг — жен и невест, которые, сколько бы времени ни прожили рядом, все равно переживают за своих мужчин, хотя и стараются не показывать вида.

— Мы уходим из дома, когда дети еще спят, а возвращаемся, когда уже спят, — говорит Вадим Гуров. — Но ради них мы и служим, чтобы небо над ними всегда было мирным. Мы куем летные кадры для страны и можем с уверенностью сказать: в авиации Россия по-прежнему лидирует. Пусть Запад выдвигает свои санкции, против наших пилотов Америка бессильна.

Татьяна Филонова.

Фото Аллы Салиенко.

Справка

История авиационной учебной базы Майкопа начинается в годы Великой Отечественной войны, когда в январе 1942 года распоряжением командующего ВВС Среднеазиатского военного округа в районе станции Геок-Тепе Ашхабадской железной дороги началось формирование 761-го ночного истребительного полка.

За годы войны полк входил в составы различных истребительно-авиационных дивизий, успешно участвовал во множестве операций. Всего за годы войны летчиками полка совершено 7652 боевых вылета, сбито 150 самолетов, в результате штурмовых операций уничтожено большое количество техники и живой силы врага. За отличие в боевых действиях полк награжден орденами Кутузова III степени и Суворова III степени.

После окончания войны полк менял дислокации и базы, а с 1969 года входит в состав Армавирского Высшего военного авиационного Краснознаменного училища летчиков ПВО, и начал освоение самолетов Л-29. С этого момента основной задачей является подготовка и обучение курсантского состава — будущих защитников воздушных рубежей Родины.

В 1991 году полк перебазировался на аэродром «Ханская» города Майкопа. С 1 сентября 2015 года — учебная авиационная база (2-го разряда) в составе Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков.

На высоте 5 тысяч метров над землей взору летчика открывается удивительная красота родной земли: Черное море, горные вершины Фишт и Оштен, плато Лагонаки, леса и равнины. Ощутив хоть раз вкус полета, хочется возвращаться в небо снова и снова. 12 августа — День Военно-воздушных сил России, официальная дата сильных духом людей, связавших свою жизнь с небесной стихией. Это праздник более 400 военнослужащих Учебной авиационной базы Майкопа. О романтике и буднях летной профессии узнали корреспонденты «СА».
На высоте 5 тысяч метров над землей взору летчика открывается удивительная красота родной земли: Черное море, горные вершины Фишт и Оштен, плато Лагонаки, леса и равнины. Ощутив хоть раз вкус полета, хочется возвращаться в небо снова и снова. 12 августа — День Военно-воздушных сил России, официальная дата сильных духом людей, связавших свою жизнь с небесной стихией. Это праздник более 400 военнослужащих Учебной авиационной базы Майкопа. О романтике и буднях летной профессии узнали корреспонденты «СА».
 
На высоте 5 тысяч метров над землей взору летчика открывается удивительная красота родной земли: Черное море, горные вершины Фишт и Оштен, плато Лагонаки, леса и равнины. Ощутив хоть раз вкус полета, хочется возвращаться в небо снова и снова. 12 августа — День Военно-воздушных сил России, официальная дата сильных духом людей, связавших свою жизнь с небесной стихией. Это праздник более 400 военнослужащих Учебной авиационной базы Майкопа. О романтике и буднях летной профессии узнали корреспонденты «СА».
На высоте 5 тысяч метров над землей взору летчика открывается удивительная красота родной земли: Черное море, горные вершины Фишт и Оштен, плато Лагонаки, леса и равнины. Ощутив хоть раз вкус полета, хочется возвращаться в небо снова и снова. 12 августа — День Военно-воздушных сил России, официальная дата сильных духом людей, связавших свою жизнь с небесной стихией. Это праздник более 400 военнослужащих Учебной авиационной базы Майкопа. О романтике и буднях летной профессии узнали корреспонденты «СА».
 
На высоте 5 тысяч метров над землей взору летчика открывается удивительная красота родной земли: Черное море, горные вершины Фишт и Оштен, плато Лагонаки, леса и равнины. Ощутив хоть раз вкус полета, хочется возвращаться в небо снова и снова. 12 августа — День Военно-воздушных сил России, официальная дата сильных духом людей, связавших свою жизнь с небесной стихией. Это праздник более 400 военнослужащих Учебной авиационной базы Майкопа. О романтике и буднях летной профессии узнали корреспонденты «СА».
На высоте 5 тысяч метров над землей взору летчика открывается удивительная красота родной земли: Черное море, горные вершины Фишт и Оштен, плато Лагонаки, леса и равнины. Ощутив хоть раз вкус полета, хочется возвращаться в небо снова и снова. 12 августа — День Военно-воздушных сил России, официальная дата сильных духом людей, связавших свою жизнь с небесной стихией. Это праздник более 400 военнослужащих Учебной авиационной базы Майкопа. О романтике и буднях летной профессии узнали корреспонденты «СА».

10.08.2017 в 18:33
Возрастная категория материалов: 16+