Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

По инициативе Международного общества прав животных в 1992 году был учрежден Всемирный день бездомных животных. Праздником его никто не считает. Это повод обратиться к проблеме бездомных животных, к поиску путей их разрешения.

Формально Россия присоединилась к Всемирной декларации защиты прав животных. Но специального федерального закона по этому поводу нет. В некоторой степени вопросы взаимоотношений человека и животного регулируются существующими федеральными законами. Например, гражданское право традиционно относит животного… к вещам. И в случае его хищения потерпевший имеет право на возмещение убытка. В Уголовном кодексе есть статья, по которой могут наказать (штраф или лишение свободы) за жестокое обращение с животными.

Несмотря на недостаточность законодательной базы, республиканские власти озабочены проблемами бездомных животных. В 2012 году был принят республиканский закон «О регулировании отдельных вопросов в области ветеринарии на территории Республики Адыгея». На основании этого закона постановлением Кабинета Министров РА был создан приют для бездомных собак на базе охотничьего хозяйства «Элота». На отведенной территории были построены вольеры для собак и другие необходимые помещения. Рассчитан приют на 50 собак. Пробыть там животное должно не менее 4 месяцев. За это время необходимо сделать прививки, стерилизовать животных. А что дальше? Сотрудники приюта должны вести работу по поиску новых хозяев для своих питомцев. По словам персонала приюта, удается это крайне редко. Отбывших свой срок в приюте собак отпускают на волю. Они снова становятся в строй бродяжек, правда, без угрозы бесконтрольного размножения.

На помощь идут добровольцы

В Майкопе действует общественная организация — фонд помощи бездомным животным «Дружок». Эту тяжелую и зачастую неблагодарную миссию взяла на себя человек большой души и любящая все живое Зиля Степанова.

— Сначала мы через соцсети создали небольшую группу волонтеров, — говорит Зиля Равильевна. — Потом начали формировать фонд помощи «Дружок» из собственных средств.

Первым добрым делом фонда была помощь частному приюту для бездомных животных. Человек из гуманистических побуждений открыл приют. Но силы не рассчитал — бродяжки стали голодать. Тут и пришли на помощь волонтеры из фонда «Дружок». Собак удалось спасти от голода, но приют закрылся. Некоторых щенков волонтерам удалось пристроить в добрые руки.

Сейчас фонд опекает приюты для кошек (14 животных) и собак (56 особей). Проблем много: не хватает средств, трудно найти хозяев животным, хотя все собаки и кошки привиты, самки стерилизованы.

— За три года, — говорит Зиля Равильевна, — при помощи нашего фонда выжили более 150 животных. Большинство из них обрели новых хозяев. Особенно запоминающаяся история была с котом по кличке Рыжий. Подобрали его волонтеры на улице раненым. Один глаз был безнадежным, и ветврач удалил его. Кот пошел на поправку, стал настоящим красавцем. Через соцсети мы рассказали историю Рыжего. Взять его к себе изъявила желание россиянка, проживавшая в Швейцарии. Много хлопот ушло на подготовку транзитных документов Рыжему. Отправляли авиарейсом. Кот благополучно долетел. Его новая хозяйка вскоре прислала фото кота, довольного новой жизнью.

Кроме официально зарегистрированных фондов помощи бездомным животным в Майкопе во многих дворах больших домов есть сердечные и добрые люди, зачастую это пенсионеры, которые из своих скромных доходов выделяют средства на кормление бездомных кошек и собак. Один такой «общественный приют» я знаю не понаслышке. С утра пораньше выходят на дворовую площадку пенсионер и пенсионерка. Они только спускаются по ступенькам, а небольшое семейство кошек с мяуканьем бросается к ним навстречу.

Кормильцы, которых зачастую оскорбляют соседи — мол, развели антисанитарию! — хотя после кормежки во дворе не остается и крошки корма, знают, какое животное что любит, раскладывают корм, а кошки выбирают по принципу шведского стола. Черной кошке Нюше нравится сырая рыба — килька, тюлька. А старой Натусе надо дать отварной рыбы с курятиной вперемешку. Недавно приблудившийся кот, откликающийся на кличку Вася, любит сардельки. Судьба этого доброго и ручного кота — повторение судеб многих живших в квартирах кошек: животное становится ненужным после смерти хозяина.

Поучиться бы нам у них

Обитающая в подвале черная кошка Куцуня окотилась. На кормежку прибегала во двор, быстро ела и бежала к котятам. У бездомных кошек есть такой инстинкт: когда котята подрастают и кошачьего молока им не хватает, они приносят своих детенышей поближе к общему кошачьему столу.

Дождливым вечером в конце мая услышал в цветнике во дворе дома слабое попискивание. Еле нашел едва шевелившийся маленький, мокрый от дождя комочек. Обсушил полотенцем. Прибежала Куцуня — и сразу к котенку. Следом она принесла в цветник еще двух котят. Животных определили в клетку в подвале. Котята не боялись человека. Взял как-то найденного первым котенка: что-то не то. Присмотрелся — а у нее (это оказалась кошечка) нет правой передней лапы, полностью. «Добровольные помощники» в один голос: не выживет она на улице, лучше усыпи, чтобы животина не мучилась, и себе хлопот поубавь.

Но разве виновата крошка в том, что родилась без одной лапки? Решил взять в квартиру. А в квартире уже была «хозяйка»— двухгодовалая трехцветная с черным пушистым хвостом кошка Злата. Уживутся ли — мучил меня вопрос. Несколько дней Злата через закрытую дверь шипела на котенка, рвалась к нему. Но я не пускал. А тем временем малышка, которую я назвал Желкой, хорошо ела, привыкла к лотку, и лишних хлопот с уборкой не стало.

Однажды не уследил, и дверь оказалась открытой. Злата рванулась к Желке. Я приготовился спасать котенка. Но Злата не бросилась на малышку. Она долго смотрела на незнакомку, потом подошла и начала обнюхивать, осторожно трогать лапой. Никакой агрессии. Потом взрослая кошка начала играть с чужим детенышем. Это было началом любви одного живого существа к другому — совершенно чужому. В Злате проснулся материнский инстинкт. Она стала кормить ее.

Во время кормежки ставлю две тарелочки с одинаковой едой. Злата не притронется к корму, пока не поест Желка. А потом начинается «разминка»: трехлапое существо как пуля носится по комнатам. Топот ее лапок специфический. При одной передней лапке Желка взбирается по занавеске под самый потолок весьма ловко. Кошка, а ей уже почти четыре месяца, не понимает, что она «инвалид». Жизнерадостнее существа, чем она, я не встречал. Радует — одним бездомным животным стало меньше.

Дмитрий Крылов.

19.08.2017 в 09:52
Возрастная категория материалов: 16+