Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

К Новому году принято дарить подарки. Вот и Госдума обещала порадовать жителей регионов — установку счетчиков на газ, воду и электричество переложить на поставщиков коммунальных ресурсов.

По статистическим данным, в России порядка 30% жильцов, которые не имеют приборов учета, платят по повышенному тарифу. С принятием поправок они будут освобождены от таких трат до тех пор, пока их квартиры не оборудуют приборами учета. На данный момент устанавливать счетчики потребителей никто строго не обязывает. Если прибора нет, жильцы платят за услугу надбавку — с 1 июля 2016 года она официально установлена и составляет 50% от базового тарифа. И ничего с этим не поделаешь — или устанавливай счетчик, или плати. Этот коммунальный принцип группа депутатов Госдумы посчитала несправедливым. Возглавили инициативную группу первый зампред комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Юрий Афонин и зампред комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев. Их поддержали в минстрое и минэнерго РФ, а поставщики ресурсов отмолчались. Таким образом, идея получила право на жизнь.

Собственно, в Адыгее поправки могли очень сильно порадовать потребителей газа, поскольку именно с газовиками, от которых контролеры с проверками приходят чаще других, у потребителей газа нередко случаются конфликты. Причина — в счетчике. «СА» обратилась к поставщикам газа в нашем регионе, чтобы выяснить их экспертное мнение.

— Компания и все мы будем только рады, если такие поправки внесут в законодательство! Мы возьмем на себя установку счетчиков, при этом они будут вынесены за пределы домовладения. Нам от этого будет только лучше. Не придется разыскивать владельцев. Не нужно даже беспокоить абонента. Контролер придет и в любое время снимет показания. Еще лучше — перейти на систему предоплаты. То есть деньги кончились — счетчик отключил подачу газа. Заплатил — и живи спокойно, — рассказал заместитель генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» по работе с населением Петр Дегтярев.

Говорят в компании и о том, что сегодня есть счетчики нового поколения — с телеметрией, которые программируются и работают, передавая данные по расходованию ресурсов онлайн. К примеру, такие приборы в Адыгее уже устанавливают энергетики при замене старых, изношенных электросетей в некоторых районах республики. 

На самом деле «головная боль» газовой компании — это потребители, которые не пускают в дом специалистов для проверки работоспособности счетчика и снятия показаний. Если показания газового счетчика не передаются, компания обязана начислить плату по нормативу.

— В этом случае за исполнением закона и начислением платы четко следит Федеральная налоговая служба. Мы платим налоги с сумм абонентской платы и должны делать это в срок, иначе нас обвинят в сокрытии доходов. Если потребитель не сообщил показания счетчика, мы, как требует закон, производим начисления по нормативу, — говорят специалисты «Газпром межрегионгаз Майкоп».

Суть причины всех разногласий потребителей и газовиков — счетчик. 

— По закону собственником прибора учета является потребитель. Именно он следит за состоянием прибора, сроком его поверки и своевременностью передачи показаний. Но потребитель часто занят своими делами. Он возмущается: «Почему я вообще это должен знать и за этим следить? Откуда я знаю, где какая пломба или проволочка?» Если устанавливать счетчики будут сами поставщики ресурсов вне домовладений, эти проблемы автоматически снимаются, — пояснил Петр Дегтярев.

В компании говорят, что готовы работать с потребителями в самом комфортном ключе.

— Все свои действия контролеры сегодня обязательно проводят под видеозапись, до подхода к прибору его фотографируют. Все это тщательно отслеживается. Мы кардинально изменили подход к работе, поменяли кадровый состав. По любому звонку, сигналу потребителя выезжаем на место, контролируем своих же собственных сотрудников и приводим проблему «к общему знаменателю». Но на данный момент мы даже с участковым полицейским порой не можем попасть в дома потребителей. Вынуждены покупать дроны, чтобы обследовать техническое состояние трубы, которая проходит по огородам жителей, ведь нередко случаются незаконные врезки и другие нарушения, — говорят газовики.

Ясно, что если счетчики будут устанавливать на газовые сети сами поставщики, то и незаконных врезок не будет, и количество нарушений можно будет свести практически к нулю.

— Нас не просто устраивают такие поправки в Жилищный кодекс, мы мечтаем о них, это было бы идеальным решением многих проблем — если газопровод будет проходить в доступном месте, по так называемой красной линии, там будут стоять счетчики с телеметрией. Это позволит постоянно следить за техническим состоянием газопроводов. Сейчас такая проблема есть, поскольку часть сетей проходит по меже домовладений. Попасть к ним трудно и нам, и специалистам компании «Газпром газораспределение». Кроме того, все начисления абонентам по оплате мы будем проводить в срок, по данным исправных приборов, — говорит Петр Дегтярев.

При этом похищать газ на той самой «меже» возможности уже не будет. По данным «Газпром межрегионгаз Майкоп», до нынешнего года потери компании составляли порядка 60 млн. кубометров газа в год! Это около 10% поставляемого в республику газа. В нынешнем году с проведенной в компании реорганизацией потери составили около 2%.

Итак, ждут изменений в законе не только потребители газа в Адыгее, но и поставщики. По крайней мере, у газовиков законодательная инициатива вызвала положительную реакцию. Проблемы с начислением и оплатой счетов за коммунальные услуги возникали и обсуждались в «СА» не раз. Все они исходят из одной «точки» — счетчика.

Необходимые поправки в Жилищный кодекс РФ инициаторы разработали и внесли на рассмотрение Госдумы в начале ноября. Предполагалось, что их рассмотрят и примут до конца этого года. Тем не менее, пока изменения не вступят в силу, потребителям придется менять неисправные счетчики за свои деньги. 

Напомним, много претензий поступило в этом году от жителей Адыгеи, которые жаловались на работу контролеров региональной газовой компании. Речь именно о счетчиках, которые «наматывают» в домах десятки и сотни кубометров улетающего в трубу газа. И, как нередко считают потребители, во время проверки точности приборов учета контролеры бывают не всегда корректны с прибором и хозяевами газовой «точки». С начала этого года в разные инстанции жителями республики было подано более 1,3 тыс. таких обращений. После этого более 160 абонентам сделали перерасчет в их пользу, еще 206 жалоб проходили экспертное изучение.

Проблему вынес на обсуждение глава региона Мурат Кумпилов. Во время одной из своих рабочих встреч с генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» Русланом Арашуковым он выяснил причину народных жалоб. В результате компания предоставила жителям региона льготный период — до 15 апреля владельцы проблемных газовых счетчиков могут заменить приборы без штрафов. А генеральный директор «объявил амнистию» тем, у кого есть нарушения. Правда, злостных неплательщиков и расхитителей газа в этом отношении попросили «не беспокоиться». Их эти поблажки не коснулись.

Елена КОСМАЧЕВА.

25.12.2017 в 11:41
Возрастная категория материалов: 16+