Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур Лаутеншлегер / САФото Артур Лаутеншлегер / СА

5 августа отмечают праздник люди, чья профессия связана с железной дорогой. В Адыгее тоже есть те, кто будет отмечать этот профессиональный праздник. В преддверии даты «СА» побывала на станции Майкоп и пообщалась с теми, кто обеспечивает работу железной дороги качественно и без перебоев.

Станция Майкоп хотя и не принадлежит к числу крупных узловых, однако здесь постоянно напряженная работа. Особенно сейчас, летом, в период отпусков и школьных каникул, когда поток пассажиров и грузоперевозок значительно возрастает.

— Очень важно, чтобы все службы станции работали четко и слаженно, — говорит начальник железнодорожной станции Михаил Дубровский. — Наш коллектив насчитывает 30 человек. Это составители поездов, дежурные по станции, операторы, прицепщики, стрелочники. На сегодняшний день всего две железнодорожных станции — Лабинск и Майкоп — сохранили эту должность — стрелочник. У нас еще есть стрелки, которые переводятся вручную. Не один десяток лет трудового стажа в структуре РЖД у наших опытных сотрудников — Антонины Тесленко, Ольги Гассиевойа, Валентины Потоцкой. Молодежь тоже идет работать на железную дорогу. Недавно коллектив стрелочников пополнился новым сотрудником — пришла работать Наталья Владычкина.

По итогам прошлого года со станции Майкоп было отправлено 2852 поезда и 953 пассажирских состава.

Было загружено 3715 вагонов общей грузоподъемностью около 200 тыс. тонн. Выгружено — 244 вагона и соответственно около 18 тысяч тонн грузов. Получено 22 контейнера.

Для майкопчан, кто предпочитает отдыхать в Сочи, есть хорошая новость. С 12 августа электропоезд «Ласточка», что отправляется из Майкопа до Адлера, будет следовать до Имеретинской низменности, то есть до Олимпийского парка.

Дежурная по железнодорожной станции Майкоп Наталья Рыбакова восемь лет назад начинала свою трудовую деятельность с работы дежурного стрелочника.

На сегодняшний день всего две железнодорожных станции — Лабинск и Майкоп — сохранили эту должность — стрелочник

— Никогда бы не подумала, что буду работать… стрелочницей! — улыбается Наталья Рыбакова. — Я выросла в Белореченском районе, в хуторе с красивым названием Грушевый. В Майкопе окончила 79-й колледж, получила профессию маркетолога рекламной деятельности. Кем работать, даже представления не имела, да и найти работу по специальности было сложно. Муж моей сестры, Андрей Соломеев, а он работал на железнодорожной станции Майкоп составителем поездов, предложил меня трудоустроить. Я поинтересовалась, кем же я буду — без образования, без опыта работы. Он полушутя сказал: «Будешь стрелочницей!» И я согласилась.

Сейчас уже трудно сказать, чем именно руководствовалась Наталья, устраиваясь дежурной стрелочницей на железную дорогу. Опытом работы по переводу стрелок с ней делились Любовь Решетнякова — нынче она уже на заслуженном отдыхе, и Татьяна Шаповалова, она так и продолжает работать.

— Не случайно говорят: «Виноват стрелочник», — убеждена Наталья. — Его работа чрезвычайно важна. Промедли он, не проделай вовремя все необходимые операции, и страшные последствия не заставят себя долго ждать. А сколько всего надо знать стрелочнику! Устройство стрелочных проводов, правила перевода и запирания стрелок, назначение стрелочных замков, тормозных башмаков и многое другое. Голова шла кругом уже только от прочтения должностных инструкций дежурного стрелочника.

Работа не из легких: в жару и зимний холод переводить стрелки. Сам балансир весит более 10 килограммов. Если все болты подогнаны, все смазано, отрегулировано, то его передвинуть легко. Если же не все в порядке, то балансир приходится двигать, прилагая определенные усилия.

— Помню, самым смешным в работе мне казался тормозной башмак, он используется для закрепления стоящего подвижного состава от самопроизвольного движения (ухода), — рассказала Наталья. — И ведь назвал кто-то это приспособление именно так… Люди, работающие на железной дороге, явно с чувством юмора! Кстати, один такой башмак весит до 7 килограммов, а мы порой таскали их по два, а то и по три, чтобы установить под вагоны. Башмак не просто железка. Это инвентарь особого учета, каждый из них имеет свой индивидуальный номер.

Вначале Наталья думала, что поработает годик-другой и уйдет, подыщет для себя более спокойное место.

Работа стрелочника чрезвычайно важна. Промедли он, не проделай вовремя все необходимые операции, и страшные последствия не заставят себя долго ждать. А сколько всего надо знать! Устройство стрелочных проводов, правила перевода и запирания стрелок, назначение стрелочных замков, тормозных башмаков и многое другое

Но через год она вдруг приняла решение, что останется работать в РЖД, и поступила заочно в Краснодарский техникум железнодорожного транспорта. Окончив учебу, работала оператором в отделе обработки поездной информации. Затем ее назначили дежурной по станции Тульская.

— Потом предложили должность дежурной по станции Майкоп. Я, конечно же, согласилась. Именно здесь с дежурной стрелочницы начинался мой путь в профессию железнодорожника, — рассказала Наталья Рыбакова. — Ничуть не жалею, что когда-то, совсем молоденькой, неопытной, пришла сюда работать. Горжусь, что моя жизнь неразрывно связана с железной дорогой. Российские железные дороги — это коллектив, в котором трудится почти миллион человек, более половины кадрового состава — это представители рабочих профессий, кто обеспечивает бесперебойную работу ж/д транспорта, изо дня в день делает перевозку грузов и пассажиров более надежной и комфортной. Работа на железнодорожном транспорте всегда связана с нелегким физическим трудом, с перегрузками. Для нас, работников стальных магистралей, это уже привычный труд, который надежно связывает огромную страну воедино.

06.08.2018 в 16:17
Возрастная категория материалов: 16+