Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур Лаутеншлегер/САФото Артур Лаутеншлегер/СА

Озвученная на заседании Кабмина новость об объединении городских поликлиник вызвала неоднозначную реакцию у жителей. В социальных сетях майкопчане, а в особенности молодые родители, которым приходится быть особенно частыми посетителями медучреждений, рассуждали о том, какими последствиями эта реформа может для них обернуться. Очереди, сокращения, необходимость «курсировать» в разные районы города, чтобы попасть на прием — предположений о том, к чему приведет объединение, звучала масса. «СА» адресовала все эти вопросы министру здравоохранения Адыгеи Рустему Меретукову.

— Рустем Батырбиевич, главный вопрос, который волнует жителей, — будут ли закрыты какие-либо поликлиники?

— Конечно нет. Абсолютно все поликлиники останутся на своих местах и будут работать, по сути, так, как и прежде. Ни одно медучреждение не упраздняется! Это чисто документальный момент: просто возникнет одно юридическое лицо, в состав которого будут входить несколько отделений.

Мы в одном месте соберем административно-управленческий персонал — будут единая бухгалтерская служба, единый юротдел, отдел закупок и так далее. Для пациентов ничего не меняется — они будут получать медпомощь там же, где получали всегда.

Эти преобразования для населения вообще будут оставаться как бы за кадром. Разве важно больному, где у поликлиники расположены бухгалтерия или закупщики? Ему важно, чтобы в назначенное время качественно оказали медпомощь.

— Сокращения медперсонала не предполагается?

— Ни один медицинский работник не потеряет работу — это однозначно. У нас есть штатное расписание, оно утверждено, и никаких изменений в сторону сокращения в нем не предполагается. Да, к сожалению, работу потеряет ряд сотрудников дублирующих друг друга служб — экономические, юридические отделы, программисты. Перемены будут и в руководящем составе. Будет назначен один главный врач, а на местах должность руководителя переименуем в заведующего отделением. Более того, мы не только не планируем сокращения медперсонала — мы ожидаем приток новых сил.

Высвободившиеся деньги — а это ни много ни мало 25 миллионов рублей в год — направим на повышение зарплат нашим медицинским работникам и укрепление материально-технической базы поликлиник

В ближайшие месяцы в поликлиники придут на работу молодые специалисты, которые окончили ординатуру.

Главный человек в медицине — доктор. Оборудование, бухгалтерия — все это нужно для того, чтобы обеспечивать его качественную работу. Мы должны ориентироваться на этот момент, ориентироваться на повышение зарплат медицинским работникам. Такая оптимизация как раз и поможет нам это сделать. Высвободившиеся деньги — а это ни много ни мало 25 миллионов рублей в год — направим на повышение зарплат нашим медицинским работникам и укрепление материально-технической базы поликлиник.

— Если говорить конкретно о детских поликлиниках, многие родители волнуются, что новая реформа приведет к тому, что придется с маленьким ребенком курсировать по всему городу. Есть ли такие риски?

— Это абсолютно безосновательные волнения. От этих структурных преобразований люди почувствуют только положительные моменты. Повторюсь: все доктора остаются на своих местах. Более того — появляются дополнительные возможности. Например, в первой поликлинике какое-то время не было лор-врача. По этому поводу мы получали много жалоб. Сейчас появится возможность командировать туда врача из другого медучреждения без каких-либо загвоздок.

Что касается в целом детских поликлиник — президентом страны объявлено десятилетие детства. В этой связи, в частности, мы будет уделять особое внимание именно детским медучреждениям. Думаю, многие родители заметили, что сейчас за счет средств резервного фонда правительства России завершается ремонт отделений второй поликлиники по улицам Заводской и Ленина. Там будут созданы комфортные условия — как в лучших поликлиниках. Возможно, из-за ремонта там были некоторые неудобства, очереди, но это временные сложности.

По поводу жалоб родителей на то, что здоровые дети при походе в поликлинику могут «подцепить» что-то. В принципе, мы исключили такую возможность. Потоки больных и здоровых детей разделены. Есть кабинет неотложной помощи с отдельным входом для больных детей. Те, кто пришел за справками, на медосмотр, — входят в отдельную дверь.

— Что касается узких специалистов — нет ли риска, что, скажем, один кардиолог будет работать не на одном, а сразу на трех участках, из-за чего записаться к нему будет крайне сложно?

 — Одно из преимуществ объединения поликлиник — как раз решение проблемы с узкими специалистами. У нас сейчас какая ситуация? Когда, предположим, во второй поликлинике кардиолог или эндокринолог уходит в отпуск или на больничный, главному врачу путем сложных документальных процедур приходится договариваться с другими поликлиниками, чтобы можно было больных отправлять на консультацию туда. Теперь таких проблем не будет. Доктор — участковый терапевт — при необходимости консультации узкого специалиста сам смотрит, какой врач свободен, и записывает больного на консультацию в удобное для него время. Кстати, к узкому специалисту в абсолютно любую поликлинику сможет записаться и сам пациент, посмотрев, куда ему ближе и удобнее прийти.

 — То есть теперь пациенту не смогут отказать в записи, сославшись на то, что он прикреплен к другой поликлинике?

 — Да, по сути, принцип привязанности к определенному участку утрачивается. Помощь становится равнодоступной. Почему это важно? Поликлиники оснащены неодинаково, материально-техническая составляющая у них разная. В некоторых нет рентген-аппарата, в других — маммографа. Теперь это перестанет быть проблемой. Участковый терапевт вправе направить вас в любую поликлинику, где это оборудование есть и где быстрее можно получить услугу.

Одно из преимуществ объединения поликлиник — как раз решение проблемы с узкими специалистами

Еще один большой плюс при управлении этой объединенной структурой: если в каком-то отделении появляется «слабое звено» — нет эндокринолога, офтальмолога, скажем, но он остро востребован, — главврач сможет внутренним приказом командировать туда специалиста из другого учреждения. Сейчас есть такое понятие, как межучрежденческие расчеты. И чтобы доктору направить своего больного на услугу в другую поликлинику, нужно много сложностей преодолеть. С объединением этот вопрос решится автоматически.

— Самый волнующий вопрос — очереди. Не получится ли так, что пациентам опять придется тратить часы в ожидании приема?

— Объединение поликлиник никак не отразится на очередях, потому что, как я уже сказал, по сути сам процесс останется прежним. Но проблему очередей мы не снимаем с повестки. У нас две поликлиники — третья взрослая и первая детская — участвовали в пилотном проекте «Бережливая поликлиника». Без серьезных вложений — просто путем организационных мероприятий, грамотным расписанием — мы сумели добиться сокращения очередей в несколько раз. Объективно — таких столпотворений под кабинетами докторов, как раньше, уже нет. Этот опыт будем тиражировать и на другие поликлиники.

— Не повлияет ли укрупнение на организационные моменты? Например, пресловутый вопрос «потерянных» амбулаторных карт не станет ли острее?

 — Такой риск поначалу был, но выход мы нашли. Мы посмотрели опыт других регионов. Самая большая проблема в том, что сами пациенты любят брать с собой амбулаторную карту — посмотреть, почитать. Кто-то вовремя ее не возвращает. Карта может остаться в кабинете узкого специалиста. В ближайшее время мы перейдем на электронный документооборот, уйдем от ненужной писанины и проблему эту закроем.

Объединение поликлиник — это абсолютно выверенное решение. Мы, что называется, семь раз отмерили, прежде чем начать эту реформу. Изучали опыт больших городов, я лично общался с коллегами из других регионов, которые через нее прошли. И ни одного минуса не увидели.

Повторюсь: самое большое опасение людей, что поликлиники закроются, — безосновательно. Мы ничего не закрываем! Более того, в ближайшее время планируется строительство новой детской поликлиники в растущем микрорайоне «Новые Черемушки». Город в сторону Гавердовского расширяется, и новое медучреждение там необходимо.

В планах также строительство новой взрослой поликлиники в районе Восхода. Сегодня там раздробленные отделения, в разных частях района, и их нужно объединить. Минобороны уже передало нам участок земли, строительство планируется в районе 9-этажного общежития для военнослужащих. Назрела и необходимость строительства детской стоматологической поликлиники. Всеми этими вопросами по поручению главы республики мы сейчас очень плотно занимаемся.

Справка

После объединения в Майкопе будет две поликлиники: одна взрослая, одна детская. Взрослая обслуживает более 135 тыс. человек, детская — более 34,3 тыс. человек.

Объединение поликлинических подразделений — общероссийская тенденция, направленная на повышение доступности и качества медицинской помощи. Цель объединения — сконцентрировать денежные и технические ресурсы. По данному пути пошли многие города — Москва, Калуга, Самара, Республика Татарстан и другие. В Москве, например, где сейчас около 12 млн. жителей, всего 40 поликлиник вместо прежних 400. За одним медицинским учреждением там числится от 200 до 250 тысяч человек.

Глава Адыгеи Мурат Кумпилов дал поручение детально проработать механизм слияния медучреждений. Население должно понимать алгоритм действий власти, а само объединение — проходить прозрачно. Поликлиники города станут доступными для всех.

 — Мы прилагаем значительные усилия для совершенствования системы здравоохранения в регионе. В настоящий момент завершается строительство республиканского диагностического центра, закупается оборудование. Идет работа еще над рядом объектов. Все это делается для того, чтобы повысить уровень и доступность медицинской помощи, увеличить продолжительность жизни людей. Ключевой задачей объединения должно стать повышение качества медицинских услуг, — сказал Мурат Кумпилов.

30.08.2018 в 10:11
Возрастная категория материалов: 16+