Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур Лаутеншлегер/САФото Артур Лаутеншлегер/СА

Как развить новый для региона вид спорта с нуля, можно ли на глаз определить будущую чемпионку и должен ли тренер быть добрым? Об этом и многом другом «СА» рассказала старший тренер отделения водных видов спорта СШОР №2 им.В.Максимова, заслуженный тренер России Нина Говоркова.

— Нина Николаевна, вы много лет проработали в Челябинске. Что стало причиной вашего приезда в Адыгею?

— На федерацию синхронного плавания России пришла заявка о том, что в Адыгее планируется открывать отделение водных видов спорта. Нужен тренер. Решились, конечно, не сразу: новое место и поднимать все с нуля. Нас привлекла природа, экология. Решающим аргументом стала возможность свободной воды — это очень важно для развития водных видов, во всех городах это серьезная проблема.

— Каковы первые впечатления о Майкопе?

— Чистота, зелень, горы, воздух — гораздо легче дышать, чем у нас в Челябинске. Очень нравится, что на 150 тысяч населения Майкопа такое количество культивируемых видов спорта и спортивных комплексов. Это очень бросается в глаза, мы рады такому интересу к спорту.

— У вас большой опыт работы с детьми, да и с нуля уже приходилось начинать…

— Да, я работала тренером по прыжкам в воду. Спортивное руководство Челябинска вышло к нам с предложением начинать развивать синхронное плавание. Я ездила на семинары в Москву, там обучалась преподаванию именно синхронного плавания, посещала мастер-классы олимпийской чемпионки Ольги Брусникиной. И уже через несколько лет дети начали успешно выступать на всероссийских соревнованиях, первенствах федерального округа. Принимали участие в первенствах России.

Вся эта легкость на воде, синхронность — большой труд. Это и плавание, и акробатика, и физическая подкачка, и хореография

— В синхронное плавание многие тренеры пришли из других видов спорта?

— Когда начиналось синхронное плавание в России, тренеры приходили из разных видов спорта. Татьяна Покровская — главный тренер национальной сборной — пришла из художественной гимнастики. В синхронном плавании работают тренеры из фигурного катания, плавания, прыжков в воду, художественной гимнастики. Уже их ученики стали «чистыми» тренерами по синхронному плаванию.

— Насколько сильна школа синхронного плавания в нашем федеральном округе? Смогут ли начинающие спортсменки конкурировать с синхронистками из соседних регионов?

— Для того чтобы подготовить синхронистку, нужно не менее пяти лет. Большую ставку мы делаем на детей 6-7 лет. Потому что, как правило, в 10 лет у спортсменок уже есть спортивные разряды, и начинающим девочкам будет сложно. Но все индивидуально, зависит от количества тренировок и того объема работы, которые ребенок сделает.

В Южном федеральном округе много школ синхронного плавания, самая сильная, конечно же, ростовская — там есть училище олимпийского резерва, а значит, совсем другие возможности. Вообще в России большая конкуренция между разными школами синхронного плавания. Сборная страны в течение 21 года ни разу не занимала вторые места — всегда золото. В этом году российские спортсменки завоевали восемь из девяти возможных медалей высшей пробы на чемпионате Европы по синхронному плаванию, который прошел в шотландском Глазго. Но они занимаются по 10—12 часов в день.

— Как тренер, какие перспективы видите для себя в республике?

— Вся перспектива будет зависеть от того, какие будут возможности для работы, условия. Когда есть бассейн, в котором мы можем заниматься необходимое количество часов, — это будет один результат. А если всего лишь один час — то другой результат. Вся эта легкость на воде, синхронность — это адский труд. Это и плавание, и акробатика, и физическая подкачка, и хореография — над ней работают очень много. Если ребенок пропустил две недели тренировок — он отстал не на две недели, он отстал на месяц.

— Так много разноплановых тренировок — это все один тренер делает?

— Нет, с синхронистками работает тренер по спортивной гимнастике и хореограф. У нас будет зал для подготовки, обучение правильному плаванию — всеми стилями. Зимой пойдут элементы синхронного плавания, но для этого нужно плавать очень хорошо. Детей набирали, не глядя на то, умеет плавать или нет. Переучивать еще труднее, чем научить плавать. Важно поставить правильное положение тела в воде, дыхание. Только в декабре дети будут сдавать нам два вида плавания, в конце года — четыре.

— Работа спортсменов предполагается большая. А каков объем работы тренера именно по синхронному плаванию?

— Тренер подбирает музыку, составляет программу, раскладывает по площадке, как спортсмены будут двигаться. У тренера на самом деле очень много работы. И эта работа круглосуточная.

— Насколько быстро можно поставить номер?

— Сначала нужно научить детей хорошо плавать, научить их базовым элементам синхронного плавания, в частности, вертикально стоять в воде головой вниз, это сложно в первое время. Тогда через пару лет можно будет говорить о номере.

— Есть ли параметры, по которым можно определить, стоит или не стоит идти в синхронное плавание?

— Конечно. Во-первых, ребенок должен быть артистичным, уметь слушать музыку, двигаться под музыку. Необходимо также, чтобы у ребенка была фактура — красивая балетная стопа, прямая нога, гибкость, гармоничное телосложение, при этом ребенок должен быть физически развит. Так сразу все качества не увидишь — только в работе. Не у всех хватает характера — может, и данные великолепные, но пошла нагрузка — и ребенок не справился.

— Вы можете, увидев ребенка, сказать: «Вот из него будет толк»?

— Могу. Но еще раз говорю: работа все ставит на свои места. Не всегда, имея физические данные, ребенок переносит нагрузки. Также многое зависит от родителей. Все получается, когда хочет ребенок, когда хочет тренер и есть поддержка родителей. А если хотя бы одно звено выпадает, уже сложнее.

— Можно ли довести до победы не очень талантливого спортсмена?

— Побеждает в любом случае сильнейший. Что такое победа? Это работа, труд. Если ребенку не хватает растяжки, он будет стараться. И добьется результата. И победа будет за ним. Что значит не талантливый ребенок? Только внешних данных для победы недостаточно, важно трудолюбие.

— Добрый тренер — это про вас?

— Как сказать… Я не добрый и не злой, я требовательный тренер. Конечно, к каждому ребенку стараешься найти подход, но требуем одинаково со всех.

— Считается, что тренеры «советской» школы особенно «беспощадны». Считаете ли вы жесткие требования обоснованными?

— Я сама была в сборной, и я не видела этой беспощадности. Может, в каких-то видах спорта она и есть, но ни в прыжках в воду, ни в синхронном плавании этого нет. Тренеры находят к спортсмену подход. А требования — по возможности. Если у тебя нет данных, то ты не в сборной. А если попал — нужно работать. Но издеваться никто не будет.

— Как вы относитесь к идее мужского синхронного плавания? Ведь изначально этот вид спорта был мужским…

— Отдельно групповых или индивидуальных мужских программ сегодня нет. Существуют только микс-дуэты, когда выступают мальчик с девочкой. Это очень красиво, гармонично смотрится. К нам на отбор приходит достаточное количество мальчиков, теперь главное — составить пары по возрасту, и у нас тоже будут микс-дуэты.

— Достаточно ли материальной базы Майкопа для полноценных занятий синхронным плаванием?

— Сейчас с детьми можно заниматься в существующих бассейнах, хотя необходима глубина больше — 2,60-2,80 метра. Пока будем изучать плавание, ставить основу, отдельные элементы синхронного плавания. Но года через два нужна будет другая глубина.

— А вы сами любите поплавать после работы?

— Наплавалась уже. (Улыбается.) На самом деле особо и некогда плавать.

Справка

Нина Говоркова — заслуженный тренер России, мастер спорта по прыжкам в воду. Входила в национальную сборную, бронзовый призер чемпионата мира по прыжкам в воду 1973 года, победитель различных международных соревнований. В Челябинске ею был подготовлен чемпион мира по прыжкам в воду Евгений Шмидт, в 1993 году он выиграл чемпионат мира в Лондоне. С 2004 года стала работать тренером по синхронному плаванию.

 

03.09.2018 в 10:34
Возрастная категория материалов: 16+