Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур Лаутеншлегер / САФото Артур Лаутеншлегер / СА

8 сентября праздник отмечают те, кто только начинает познавать ее азы или уже давно «грызет» этот гранит науки, а также те, кто делится знаниями с детьми и студентами. Эта дата — хороший повод в начале учебного года разобраться в проблемах грамотности в целом и в частности. Наша беседа с учителем русского языка и литературы майкопского лицея №19 Еленой Языджян — о грамотности учеников и учителей, проблемах в обучении и о том, что сегодня модно читать в подростковой среде.

— Елена Каримовна, проблема безграмотности в молодежной среде, возможно, набила оскомину, да и с экранов ТВ на нас льется далеко не всегда правильная русская речь. Как учитель-словесник можете сказать, в чем причины?

— На самом деле, эта проблема актуальная. Только ленивый не обвиняет нашу молодежь в том, что она безграмотна. Если сравнивать школьников XX и XXI веков, можно сделать вывод о том, что мы стали значительно более безграмотными. И, к сожалению, исправить ситуацию очень сложно. Причины общеизвестны. Мы обвиняем детей в том, что они мало читают, часами находятся в интернете, живут в этой виртуальной жизни, но забываем о том, что сами являемся виновниками этой ситуации. Ведь дети приходят в ту языковую среду, которую сформировали мы, взрослые. Очень часто нам, родителям, проще посадить ребенка перед телевизором, занять его просмотром мультфильмов, нежели почитать с ним, выучить стихотворение, а ведь именно так учили нас — прививали нам любовь к литературе, а соответственно, к грамотной и красивой речи. Сегодня же, когда ребенок идет в школу, родители полагаются во всем на учителей, думая, что педагоги научат его красиво и правильно говорить, но мало кто из родителей контролирует круг чтения своего ребенка, дает ему образцы правильной речи. Как правило, дети читают низкосортную, некачественную массовую литературу. Это тоже усугубляет неграмотность. Также мы, взрослые, позволяем средствам массовой информации изливать на детей потоки зачастую неправильной речи. Дети слушают ее как образец, но он низкосортный.

Когда мы с ребятами учимся правильно произносить слова, они мне возражают: «Да нет! Не тОрты, а тортЫ. Так же все говорят». Этот аргумент «говорят все» должен быть разрушен. Я им объясняю, что, может быть, говорят все, но это не значит, что говорят правильно. А вы должны говорить правильно и тактично исправлять тех, кто ошибается.

Школьники подбирали синонимы к словам «хороший» и «прекрасный». Насчитали 25 синонимов. А потом я спросила ребят, какими из этих слов они пользуются сами. Оказалось — никакими

Если разбираться в причинах тотальной неграмотности наших детей более глубоко, то нужно говорить о методике преподавания в начальной школе. Сейчас она предполагает фонематическое письмо и чтение. Детей учат писать, основываясь на слухе. Ребенок сначала изучает звуки, а потом уже буквы. В советское время было иначе. Мы начинали изучать речь с букв. И читали по слогам «кО-рО-ва», «мО-лО-ко». А сейчас ребенок должен услышать слово, как оно произносится — «мА-лА-ко». Как он его слышит, так и записывает. И это большой недочет. Именно эта методика на протяжении нескольких лет внедрялась в школу, но она не доказывает своей значимости и правильности. Если бы ее поменять, мы бы вернулись к тому способу, которому когда-то учили нас. И, возможно, частично проблема безграмотности была бы решена.

— Что ваши ученики читают помимо школьной программы, и читают ли вообще?

— Читают в основном фэнтези. Сейчас очень много книг современных авторов в этом жанре. Не могу сказать, что это качественная литература, но мы рады и тому, что дети читают хоть что-то. Но направлять детей, давать им образец хорошей литературы — наша задача. Хочется, чтобы было больше хороших современных писателей, пусть и в жанре фэнтези, но чтобы они были грамотными, с хорошим слогом и стилем. На самых первых уроках литературы в среднем и старшем звене я стараюсь проводить обзор современной литературы. Я представляю своим ученикам книги Умберто Эко, Дмитрия Глуховского, Алексея Иванова, даже зачитываю некоторые отрывки, чтобы вызвать их интерес. И многие ребята подходят после урока с просьбой взять почитать книги, а кто-то находит их в интернете. Они читают, а потом делятся своими впечатлениями, благодарят за знакомство с хорошими писателями, которые и для них становятся любимыми.

— Вот вы назвали Умберто Эко. Не сложный ли это автор для школьников?

— Да, некоторые его произведения не каждый взрослый осилит. Но я рекомендую, к примеру, «Остров накануне». Его может прочитать и не очень подготовленный ребенок. Конечно, он не раскроет сразу всей глубины книги, но сюжетную линию (а она достаточно интересная) сможет понять. И потом — язык, стиль автора будет воспитывать ребенка, показывать, какой должна быть хорошая книга, как должен говорить автор. И это будет образцом для него. Ребят, которые говорят, что им некогда читать, убеждаю — на чтение время можно найти всегда. Пусть это будут 15 минут утром и 15 минут вечером, и тогда в конце месяца сам не заметишь, как прочитал книгу.

— Знакомые, у которых дети учатся в школе, озвучивают и другую проблему — порой сами учителя не столь грамотны, как раньше…

— Старые кадры — очень сильные педагоги. Советская школа, советский вуз плюс опыт. Молодому педагогу нужно дать время, чтобы он научился, это не столь страшно. Если у человека есть стремление, он обязательно достигнет определенных высот при условии, что будет самосовершенствоваться. Это основное и неотъемлемое условие, которое делает учителя учителем, — каждый день учиться. Если ты остановишься — неизбежно деградируешь. Никогда нельзя говорить: «Я — хороший учитель, всего достиг, и точка». Каждый день — это новое испытание, каждый урок — словно выход на театральные подмостки, где ты даешь представление, к которому должен готовиться. Ответственность огромная. Каждый день — это работа над собой.

— Если говорить о теме подготовки учителей, то в прошлом учебном году Адыгея в числе 13 регионов вошла в пилотный проект новой аттестации учителей: вместо сбора портфолио — сдача измерительных материалов и открытый урок. Как показали себя учителя?

— Я выступала экспертом, проверяла работы педагогов (они были выполнены анонимно) и давала им оценку. Приходится с сожалением сказать, что некоторые учителя, в силу разных причин, показали низкие результаты. Печально, когда русовед, к примеру, не знает, что такое паронимы, не может дать определение лексическому явлению. Хочется, чтобы учителя понимали, что они на передовой нашего общества. Да и в глазах детей стыдно выглядеть некомпетентным. Для меня, например, именно это является огромным стимулом. Мне важно, чтобы меня воспринимали как человека, который может сказать то, чего ребенок не знал.

Новая форма аттестации не понравилась ни мне, ни тем, кто ее проходил. Потому что она не дает возможности увидеть работу учителя. Не все задания касались определенных знаний по предмету. Много вопросов было связано со знанием психологии, здоровьесберегающих технологий. Учителя, конечно, должны владеть и этими знаниями, но мы ведь проходим аттестацию как учителя русского языка и литературы и ожидаем заданий по предмету. И тут мне хотелось бы заступиться за учителей. Наша сегодняшняя загруженность не дает возможности просто поднять голову, заняться своим самообразованием. Чтобы заработать чуть больше, мы вынуждены брать больше часов. Практически у каждого учителя русского языка и литературы — 28–30 часов. Это много. Написать план к каждому уроку, проверить тетради, подготовиться — очень ответственно. На самообразование не хватает времени. Учителя «выгорают». Молодые педагоги, которые проходили аттестацию, возможно, отнеслись к ней не столь серьезно, а старшее поколение, на мой взгляд, отмахнулось просто потому, что на их веку было достаточно экспериментов. А новая аттестация — это очередной эксперимент, когда учителя выступают в качестве подопытных.

— Для учеников тоже ежегодно внедряют новшества, к примеру, в прошлом учебном году девятиклассникам ввели собеседование как допуск к экзамену по русскому языку. Каковы первые итоги этого собеседования?

— Мы были очень рады, что появилась такая форма допуска. Такая проверка знаний учащихся тоже очень важна. Ребята знают, что им нужно не только выучить какое-то правило, но и суметь его изложить грамотно. Так и формируется грамотная речь.

На собеседовании проверялись общеучебные навыки: умение читать, воспринимать, запоминать информацию, пересказывать текст, умение строить монологическое сообщение и отвечать на вопросы. Показали себя ребята достаточно хорошо, хотя сильно волновались. Для них это было серьезное испытание. Потому что построить сообщение из 10-12 фраз на определенную тему сегодня может далеко не каждый ученик. Среди недочетов были и грамматические ошибки (неумение правильно построить предложение), и речевые ошибки — бедность словаря, неумение заменить слово синонимом, использование слова в несвойственном ему значении. Все это говорит о бедности лексики.

 — Сегодня в интернете молодежь ведь общается очень скудно: «спс» вместо «спасибо» и т.д…

— Это удобно, конечно, ничего тут не поделать. Новые условия жизни заставляют нас по-новому говорить и по-новому писать. И вряд ли мы от этой экономии откажемся. Тем более когда речь идет об интернете. Общение в Сети влияет на нашу речь, и не лучшим образом. Как с этим бороться, я не знаю. В прошлом году я читала школьникам письма Пушкина к жене, и, конечно, они смеялись, сравнивая этот стиль с тем, как они пишут друг другу. Но вернуть язык классиков XIX века нельзя. Может быть, нужно принять этот телеграфный язык интернета как данность? Трудно сказать однозначно.

На днях я дала школьникам домашнее задание — подобрать синонимы к словам «хороший» и «прекрасный». И когда каждый ребенок ответил, мы насчитали 25 синонимов. А потом я спросила ребят, какими из этих слов они пользуются сами. Оказалось — никакими. Ученики обходятся всего парочкой других слов — «крутой», «клевый» и т.п. Поэтому один из вводных моих уроков в начале учебного года — о богатстве русского языка. Мы говорим о возможностях нашего языка и о том, как мы ими пользуемся. И оказывается, в семьях еще хранятся словари, и школьники иногда прибегают к их помощи, а не к помощи интернета, и это дает надежду, что следующее поколение будет более грамотным.

11.09.2018 в 15:51
Возрастная категория материалов: 16+