Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Алексей ГусевФото Алексей Гусев

Современные форматы получения государственных и муниципальных услуг — в электронном виде или через МФЦ пользуются все большей популярностью среди жителей Адыгеи. О том, как и какие услуги здесь можно получить и какие бонусы предоставляются при этом гражданам, — в материале «СА».

«Мои документы» — в порядке

Каждый житель нашей страны вступает во взаимодействие с государством практически постоянно. Поводы для этого весьма разнообразные. Бывают как радостные, так и не очень. Здесь, к примеру, и оформление больничного листа, и получение социальной поддержки, и предоставление ребенку места в детском саду, в школе. В этом же списке — получение различных документов, регистрация имущественных прав или собственного бизнеса, оплата налогов, даже совершение правонарушения и его последствия. Список можно продолжать до бесконечности. Достаточно сказать, что практически вся наша жизнь от начала и до конца со всеми ее перипетиями и изменениями семейного, социального, иного статуса регистрируется в форме записей актов гражданского состояния, а также в немалом количестве других реестров, которые ведут органы соцзащиты, правоохранительные, налоговые и другие официальные структуры.

В огромном количестве случаев эти отношения граждан и власти принимают форму оказания населению государственных и муниципальных услуг. Причем все мы — и общество, и государство — заинтересованы в том, чтобы процедуры, которые опосредуют эти многогранные взаимодействия, соблюдались четко и неукоснительно. Чтобы не было волокиты. Чтобы у чиновников как можно реже возникало желание потребовать от заявителя взятку, а у гражданина — искушение попытаться решить вопрос путем дачи подобного криминального подношения. В этом смысле Россия следует общемировому тренду, создавая максимально широкие возможности для оказания государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» или в электронном виде.

При обращении в МФЦ гражданин может получить услугу, придя в официальное учреждение всего два раза — для подачи заявления и для получения итогового результата

Еще в 2005 году в России была принята концепция административной реформы, одной из основных целей которой было провозглашено повышение доступности и качества госуслуг. В последующем необходимость этой работы не раз подтверждалась на высшем уровне, в том числе в майских указах президента России.

Одним из направлений этой работы стало создание многофункциональных центров (МФЦ) для оказания населению государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна».

При обращении в МФЦ гражданин имеет возможность получить услугу, придя в официальное учреждение всего два раза — для подачи заявления и для получения итогового результата. Это правило действует, даже если компетенция по оказанию услуг принадлежит нескольким органам власти. МФЦ берет на себя все вопросы межведомственного взаимодействия, его услуги бесплатны для заявителя за исключением случаев, когда за них предусмотрена оплата госпошлины. Размеры госпошлины установлены Налоговым кодексом.

Обращение через многофункциональный центр удобно и тем, что график его работы отличается большей гибкостью и доступностью. МФЦ работают без обеденного перерыва не только в рабочие дни, но и по субботам. Таким образом написать заявление на оказание государственной и муниципальной услуги можно, когда в органах власти неприемные часы или выходные дни. С режимом работы МФЦ в Адыгее, оказываемыми услугами, адресами можно ознакомиться на сайте www.мфц01.рф.

Проведенные в 2013 году исследования показали, что название «МФЦ» воспринимается большой частью аудитории как сложное, непонятное, казенное. После этого возник товарный знак «МОИ ДОКУМЕНТЫ», который зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности.

Какие услуги?

Как рассказала «СА» директор ГБУ РА «МФЦ» Елена Юрченко, наиболее востребованными услугами среди посетителей многофункциональных центров являются услуги Росреестра. Это кадастровый учет недвижимости, госрегистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Есть спрос на услуги МВД: регистрационный учет граждан по месту пребывания или жительства, выдача и замена паспортов. Всего же в Адыгее МФЦ предоставляет гражданам 246 услуг, из них 59 — услуги федеральных органов власти, 40 — региональных органов власти и 147 — муниципальных образований.

— В ближайших планах — расширение перечня оказываемых услуг. До конца года все филиалы МФЦ начнут оказывать услугу по замене водительских удостоверений. Также будет реализована выдача гражданам загранпаспортов старого поколения. В двух МФЦ города Майкопа планируется оказание услуги по приему документов и выдаче загранпаспортов нового поколения, содержащих электронные носители информации, — рассказала «СА» Елена Юрченко.

С начала года в МФЦ обратились почти 255 тыс. человек, которым оказано 270,3 тыс. услуг. Удовлетворенность граждан качеством оказания услуг по данным интернет-портала «Ваш контроль» составляет 95,11%.

— Среднее время ожидания заявителя в очереди для получения услуг по состоянию на 1 августа составило 22 минуты. Сейчас мы реализуем второй этап проекта «Бережливый МФЦ» по направлению «Сокращение времени ожидания заявителя при предоставлении государственных и муниципальных услуг», — сказала в развитие мысли Елена Юрченко.

В настоящее время сеть МФЦ на территории Адыгеи состоит из главного офиса МФЦ, 10 филиалов и 40 территориально обособленных структурных подразделений. Обслуживание граждан осуществляется в 116 окнах приема-выдачи документов. Доля граждан, имеющих доступ к получению услуг по принципу «одного окна» через МФЦ, по состоянию на 1 августа 2018 года составляет 93,92%. Многофункциональные центры позволяют жителю практически любого города или района Адыгеи получить необходимые ему услуги в шаговой доступности и в комфортных условиях.

Для бизнеса

В декабре 2017 года в Адыгее стартовал проект «МФЦ для бизнеса», направленный на работу с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также лицами, желающими начать предпринимательскую деятельность.

В одном из МФЦ Майкопа открыта и успешно работает бизнес-зона — три дополнительных окна приема и выдачи документов. Здесь предоставляется широкий спектр государственных, муниципальных и иных услуг, необходимых для старта и развития бизнеса. Среди прочего это открытие расчетного счета, выдача электронной цифровой подписи, изготовление печатей, штампов, стендов и уголков потребителя.

Специалисты бизнес-зоны помогут предпринимателям зарегистрироваться и сориентироваться на портале Бизнес-навигатора МСП (https://navigator.smbn.ru). Это еще один современный электронный ресурс, который поможет подобрать сферу деятельности в соответствии с существующими на рынке спросом и предложением на конкретные товары и услуги. Сервис позволяет разработать примерный бизнес-план, получить информацию о действующих закупках крупнейших предприятий. На нем можно изучить конкурентов, подобрать недвижимость, найти информацию о мерах поддержки, записаться на обучающие тренинги для повышения уровня знаний в области ведения бизнеса. Есть возможность выполнить предварительный расчет подключения к технологическим сетям и многое другое.

— На данный момент ведутся переговоры с различными привлекаемыми организациями для расширения перечня услуг, предоставляемых в бизнес-зоне для создания максимальной концентрации всех услуг, необходимых для ведения бизнеса, в одной точке, — отметила Елена Юрченко. — До конца 2018 года запланировано открытие второй бизнес-зоны, состоящей из трех окон, в МФЦ поселка Яблоновского, а также центра оказания услуг для бизнеса, который должен расположиться на базе кредитной организации, отбор которой будет проведен Минэкономразвития Адыгеи. Открытие центра оказания услуг для бизнеса позволит предпринимателям получить не только вышеперечисленные услуги, но и одновременно банковские услуги, в том числе инкассаторские, услуги по кредитованию и другие.

Фото Алексей Гусев
Фото Алексей Гусев

В электронном виде

Еще один вариант получения государственных и муниципальных услуг без долгого хождения по официальным кабинетам —в электронном виде через Единый портал госуслуг (www.gosuslugi.ru). Услугу можно получить не выходя из дома. Особенно это актуально для тех, кто не имеет возможности посетить орган власти или многофункциональный центр, — семей с детьми, пожилых людей, людей с ограниченными возможностями здоровья, жителей глубинки.

Первоначально зарегистрироваться на этом интернет-ресурсе можно с домашнего компьютера. Однако для получения полного пакета услуг предстоит пройти регистрацию с помощью Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Это можно сделать в ближайшем офисе МФЦ. После регистрации перечень стандартных функций портала расширяется, например, становится возможным получить сведения о состоянии личного лицевого счета из Пенсионного фонда или подать заявление на получение загранпаспорта нового поколения, непосредственно заполнив форму на портале. В МФЦ для граждан, желающих подать заявление через портал госуслуг, оборудованы точки доступа к порталу.

Сам перечень услуг, доступных через Единый портал гос­услуг, весьма широк. Среди прочего это предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения с возможностью заказать смс-информирование о выписанных штрафах. Есть возможность оформления гражданских и заграничных паспортов. Можно получить информацию о налоговой задолженности, подать налоговую декларацию. Предусмотрена услуга госрегистрации автомобилей и прицепов к ним. Можно узнать о предоставлении государственной социальной помощи, записаться на прием к врачу и многое другое.

Экономим

Дополнительным стимулом пользоваться Единым порталом госуслуг является возможность сэкономить деньги. К примеру, по общему правилу госпошлина для получения взрослым гражданином загранпаспорта нового образца — 5 тыс. рублей. При его оформлении через сайт госуслуг она составит 3,5 тыс. рублей.

Со скидкой по госпошлине на портале госуслуг можно подать заявление о регистрации или расторжении брака, получить паспорт гражданина РФ, загранпаспорт, зарегистрироваться в качестве ИП. Скидка предусмотрена при получении и замене водительского удостоверения, регистрации транспортного средства, госрегистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, а также при аттестации на право управления такими судами. Скидка преду­смотрена на все услуги Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Другой пример — ситуация со штрафами за нарушение правил дорожного движения. При уплате таких административных штрафов не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении взыскания можно заплатить только половину суммы. В данном случае преимущество электронных услуг очевидно: чем раньше гражданин узнал о наличии нарушения, тем быстрее он сможет произвести оплату. Скорость доставки электронного уведомления в Личный кабинет на сайте госуслуг и почтового — на бумажном носителе отличается кардинально.

До конца года все филиалы МФЦ начнут оказывать услугу по замене водительских удостоверений. Также будет реализована выдача гражданам загранпаспортов старого поколения. В двух МФЦ города Майкопа планируется оказание услуги по приему документов и выдаче загранпаспортов нового поколения, содержащих электронные носители информации

Оплатить штраф, пошлину, налоговую или судебную задолженность можно также через этот портал. Для этого имеется защищенное интернет-подключение. Оплата производится без комиссии, банков или посредников.

«Ваш контроль»

Для оценки качества госуслуг создана автоматизированная информационная система «Ваш контроль» (https://vashkontrol.ru). С ее помощью каждый может дать оценку качеству предоставления государственных услуг. Отзывы будут учтены при оценке работы должностных лиц, ответственных за предоставление услуг населению. Регистрация на сайте «Ваш контроль» возможна также через портал госуслуг.

«Ваш контроль» собирает оценки по разным каналам. Граждане, которые получили государственную услугу, могут оценить качество ее предоставления, отправляя смс-сообщения, через телефонный опрос или электронные терминалы в МФЦ, офисах органов власти или на интернет-сайтах.

Есть возможность оставлять свои отзывы о том, что конкретно понравилось или не понравилось при получении государственной услуги. Органы власти обязаны реагировать на такие замечания. Это прямо закреплено постановлением Правительства РФ №1284.

Система аккумулирует и обобщает все оценки и отзывы, ежеквартально формирует сводные оценки по каждому ведомству. Эти итоговые отчеты направляются в вышестоящие органы власти, которые на этой основе принимают соответствующие меры.

В настоящее время к системе мониторинга качества госуслуг подключены, к примеру, Росреестр, ФНС России, МВД России (включая бывшие подразделения Федеральной миграционной службы), Росгвардия, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд РФ, ФССП России, Росимущество, Роспот­ребнадзор, а также все объекты сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ, «Мои документы»).

Ориентир на развитие

За последние годы в Адыгее выстроена система МФЦ и создана база для оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Теперь стоит задача укрепления достигнутых результатов, расширения спектра оказываемых услуг, повышения их качества и доступности.

— Одна из основных задач, стоящих перед органами власти Адыгеи, — повышение качества оказываемых государственных и муниципальных услуг. Регион уже в течение ряда лет развивает сеть МФЦ, и сегодня возможности многофункциональных центров необходимо использовать на сто процентов. На это органы власти Адыгеи и руководителей муниципальных образований ориентирует глава республики Мурат Кумпилов. Население должно почувствовать, что обращаться в многофункциональный центр удобно, а необходимые документы здесь оформляются быстро и качественно. Это касается всего спектра предоставляемых услуг. Также необходимо расширять возможность для получения жителями государственных и муниципальных услуг через интернет, — рассказала «СА» вице-премьер РА Наталья Широкова, отметив, что без обратной связи с населением надлежащим образом выстроить все эти процессы не получится.

— В принципе, никто не ограничивает граждан в том, куда подать заявление на получение государственных и муниципальных услуг — через МФЦ, Единый портал госуслуг или путем личного обращения в орган, эти услуги предоставляющий. Общий знаменатель здесь один — услуга должна быть оказана качественно и в установленные сроки, — развила мысль Наталья Широкова.

Предоставление услуг через МФЦ или в электронном виде имеет свои положительные стороны и для граждан, и для властей. Это исключает непосредственное общение между заявителем и лицом, принимающим решение, что существенно снижает коррупционные риски. Кроме того, объединив в одном месте основную работу по оказанию государственных и муниципальных услуг, власти имеют возможность держать руку на пульсе событий — отслеживать то, что актуально для населения в каждый конкретный момент. Руководителям всех уровней становятся очевидны недоработки в деятельности подотчетных органов и должностных лиц.

При создании всего нового непременно возникают какие-то сложности, недоработки, непонимание. Новые форматы предоставления государственных и муниципальных услуг не стали исключением. Из-за несогласованности действий различных ведомств возникали ситуации, когда заявителю приходилось самостоятельно предоставлять дополнительные документы в ведомство, предоставляющее услугу. Это противоречило самой идее создания многофункциональных центров — игнорировался принцип «одного окна». Возникала возможность прямого общения чиновников с заявителями, а значит, и почва для коррупционных проявлений.

— Власти региона приняли серьезные меры для искоренения подобных проявлений. Ситуация улучшилась, однако сохраняются, к примеру, сложности с кадрами для МФЦ — здесь должны работать квалифицированные специалисты, свободно ориентирующиеся во множестве вопросов, касающихся оказания сотен разновидностей государственных и муниципальных услуг. Мы тщательно подходим к отбору сотрудников МФЦ и предъявляем высокие требования к обучению кадров, — резюмировала Наталья Широкова.

18.09.2018 в 10:23
Возрастная категория материалов: 16+