Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур Лаутеншлегер/САФото Артур Лаутеншлегер/СА

Как оператор машинного доения стал руководителем дома-интерната для престарелых и инвалидов, почему в его «семье» «76 Я» и как создать атмосферу домашнего тепла для подопечных — в материале «СА».

В Натырбовский дом-интернат для престарелых и инвалидов мы приехали, когда его сотрудники и подопечные заканчивали уборку территории.

— Мы каждую субботу вместе дружно здесь наводим порядок, а сегодня в районе «чистый» четверг, вот и мы немного перенесли свой распорядок, — рассказал вышедший нам навстречу Николай Иванович Шапошников — заведующий учреждением.

Просторный двор и правда сиял чистотой. Мужчины присели отдохнуть в беседке, бабушки — на лавочке, своем излюбленном месте. День выдался теплым: пока не зачастили дожди — так хорошо насладиться осенними погожими денечками.

— Сейчас у нас по расписанию обед, — продолжал знакомить нас с распорядком дома-интерната директор.

— Хорошо кормят? — интересуемся.

— А как же — почти по-домашнему. Питание здесь пятиразовое, полноценное и вкусное, фрукты и овощи в рационе ежедневно. Арбузы, дыни — это по сезону. Ничем не обделены. Все как в любой обычной семье.

Из дальнейшей беседы узнаем, что здешняя семья — это не привычные «семь Я», а «76 Я» — 33 сотрудника вместе с директором и 43 подопечных, среди которых люди разных возрастных категорий: есть те, кому нет и 50, но больше всего тех, кто разменял восьмой и девятый десяток.

Причины, по которым сюда попадают люди, разные. От кого-то отказались родственники. А кто-то остался один как перст в силу жизненных обстоятельств. Принять в коллектив дома-интерната, по-человечески обогреть, создать добрую атмосферу — забота всех сотрудников и директора в частности.

Николай Иванович Шапошников старается найти подход к каждому. Дом-интернат он возглавляет всего второй год, но опыта работы с людьми ему не занимать. В родном Натырбово он без преувеличения знает буквально каждого человека. Вся жизнь его связана с этим селом. Здесь родился, учился, отсюда был призван в ряды Советской армии и здесь, как модно сегодня говорить, делал карьеру. А начинался трудовой путь ни много ни мало… с должности оператора машинного доения. Чтобы мужчина был дояром — даже в советские времена было большой редкостью. В Натырбово, по крайней мере, он был такой один. Зато, выполняя план, далеко обошел опытных доярок.

— С одной фуражной коровы за год нужно было надоить 3200 литров, а мне удалось 3500. Профсоюз, райком, комсомол отметили путевкой по стране. А после выбрали секретарем комитета комсомола. Я был передовиком в то время. Самая большая в районе комсомольская организация в районе была под моим началом — 200 человек, — вспоминает Николай Иванович.

Почти всегда он был на руководящих должностях — заведующий молочно-товарной фермой, зампредседателя колхоза по кормопроизводству, глава местного самоуправления Натырбовского сельского округа, заведующий нефтебазой, заместитель председателя КДХ «Заря», старший контролер мобильной группы ООО «Агрофирма Мостовская». Именно этот его опыт работы с людьми, управленческие навыки сыграли главную роль при назначении на должность заведующего домом-интернатом.

Как настоящий хозяйственник, Николай Иванович постарался максимально улучшить вверенное ему хозяйство. Во дворе поставили новую беседку, построили новый забор, заменили крышу котельной, оборудовали новый навес над прачечной и кухней, саму кухню полностью отремонтировали, купили новые холодильники для складов продуктов, стиральные машины для прачечной.

Но главное — руководитель поддержал сложившийся здесь порядок домашнего уюта. Сюда стремятся попасть одинокие старики и из других муниципалитетов. Чем их привлекает натырбовский дом-интернат? Говорят, атмосферой.

— Это же не закрытое учреждение, где одинокие люди находятся взаперти в четырех стенах. Наши подопечные, если им позволяет состояние здоровья, могут самостоятельно пойти на почту, в отделение Сбербанка, на рынок или в магазин. И, конечно, все культурно-массовые мероприятия, проходящие в селе, не обходятся без посещения жителей дома-интерната, — рассказывает директор.

У каждого свои заботы, здесь их решают — возят в больницу, помогают устанавливать инвалидность. К каждому — индивидуальный подход.

— Это люди, которые много пережили за свою жизнь — кто-то прошел войну (многие — участники трудового фронта, ковали победу в тылу), кто-то пережил голод, годы восстановления народного хозяйства, другие — тяжелые испытания. Они положили свою жизнь на то, чтобы мы, более молодое поколение, жили хорошо. И теперь наша задача — дать им достойную жизнь. Здесь их общий очаг, дом, где мы должны им подарить максимум души, любви и сердца, чтобы они не чувствовали себя обездоленными, — говорит Николай Иванович.

Он отец троих детей и дед четверых внуков. Ему скоро на пенсию, но как оставить это беспокойное хозяйство, людей, которые относятся к нему как к сыну? Ведь и он старается ответить им сыновней любовью.

Как и в юные годы, комсомольский задор дает энергию решать все текущие заботы, прислушиваясь при этом к мнению своих подопечных.

— Люди прожили жизнь, могут что-то подсказать, любой их дельный совет беру на вооружение. И не только в бытовом плане. Они учат нас быть терпимыми, не спешить с выводами, ведь самый лучший лекарь и судья — это время, — говорит директор, провожая нас.

К нам подходит познакомиться Эдуард Рафаэлович Арустумян, как выясняется — коллега. Десять лет он работал внештатным корреспондентом газеты «Вольная Кубань». В доме-интернате уже 4 года, всем доволен, свободное время проводит за чтением книг. У него врожденный порок развития кистей рук — отсутствуют пальцы. Но его жизнелюбию можно только позавидовать: немногие, подобно ему, считают своим кредо познание мира через служение людям. Он желает нам больше позитива и всего светлого. И на этой доброй ноте мы прощаемся с живущими в доме-интернате.

25.09.2018 в 11:04
Возрастная категория материалов: 16+