Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото архив Наталии БалабанчукФото архив Наталии Балабанчук

О том, как успешная сотрудница международного холдинга сменила заграничные командировки и карьерные перспективы на должность учителя в маленьком селе Хамышки, научилась топить печку, встретила в Адыгее свою любовь и стала призером республиканского конкурса «Учитель года», — в материале «СА».

На фотографии конкурсной программки республиканского конкурса «Учитель года», прошедшего в мае, Наталия Викторовна Балабанчук выглядит как типичный учитель — строгий костюм, белый воротничок, однако улыбка и глаза выдают в ней незаурядную и творческую личность. Предположение подтверждает короткая автобиография педагога, подготовленная к конкурсу. Четырехлетняя учеба в языковой школе США, работа в международном холдинге в Москве с командировками по Европе, а потом работа в сельских школах Майкопского района. Как профессиональный переводчик вдруг стала педагогом и призером республиканского конкурса «Учитель года»?

Наталия Викторовна родилась и училась в Туле. Как вспоминает, в детстве часто играла «в школу».

— Мне нравилось учить. Все мои педагогические начинания пришлось испытать на себе моей младшей сестре Кате. Между нами было 8 лет разницы, и едва ей исполнилось три года, как я уже начала играть с ней в учительницу. Помимо русского языка и математики «преподавала» английский. Помню, как сама вырезала буквы английского алфавита и развесила их в комнате. Это было весело, — вспоминает Наталия Балабанчук.

В седьмом классе Наташа перешла в школу с углубленным изучением английского. Теперь заниматься предметом приходилось по шесть часов в день, но ей это нравилось. Школу окончила с золотой медалью и умением свободно говорить на английском.

В Тульском государственном педагогическом университете им.Л.Н.Толстого, куда поступила после школы, девушка училась параллельно на двух специальностях — на учителя начальных классов и на учителя английского языка. С одной стороны, хотелось развивать познания в любимом английском, а с другой — не отпускала детская игра в школу.

— Тула ведь родина Льва Толстого. Под боком была Ясная Поляна, куда мы, студенты, часто ездили. Посещали и школу, работающую по толстовским методикам. Меня поразило, как раскрепощены были на уроках дети. Они не боялись учителя, обучение проходило в удивительно творческой атмосфере, и мне хотелось перенять этот стиль преподавания, — вспоминает Наталия Викторовна.

В то же время студенческие годы были наполнены творческим поиском: будущие учителя начальных классов все время что-то придумывали, вырезали, клеили, сами создавали дидактические пособия. Говоря современным языком, креативили.

Привыкшей к городскому комфорту Наталии пришлось топить печку и баню дровами, носить воду из колодца, ощутить в полной мере все прелести сельской жизни. Зато наконец сбылась детская мечта — учить детей

Лучшая студентка на курсе, Наталия выиграла грант международного конкурса по английскому языку, благодаря которому получила возможность обучения в языковой школе «Conversa Language School» в США. За плечами были языковая школа и вуз с красным дипломом, однако первая же попытка заговорить в англоязычной стране заставила усомниться в своих способностях.

Прилетев в Нью-Йорк, Наталия первым делом отправилась покупать телефонную карточку, чтобы позвонить родным. За покупкой зашла в небольшой магазинчик.

Девушка обратилась к продавцу на классическом британском английском. В ответ на ее витиеватую фразу в духе «Будьте добры, не соблаговолите ли Вы продать мне телефонную карточку» продавец недоуменно спросил: «Что?» Он не понял ничего из того, что сказала Наталия. Это уже потом она разобралась, что в подобных местах привычен сленговый язык и мало кто говорит на литературном, а в тот момент замкнулась на целый месяц из-за боязни вновь быть непонятой.

Однако прошло немного времени, и девушка адаптировалась к новой языковой среде, преодолела психологический барьер. В США английский язык пришлось учить заново. Наталия посещала языковую школу вместе с такими же приезжими, как она.

— В России нас учили языку по старинке — упор делали на грамматику. Именно по этой причине многие люди, которые в школе 10 лет изучали иностранный язык, после не могли сказать самостоятельно ни одной фразы. Здесь же был коммуникативный подход. Мы с другими студентами из разных стран мира должны были разговаривать между собой только на английском. Конечно, делали ошибки, но педагоги не ругали, просто тактично поправляли, и страх говорения на чужом языке пропадал, — рассказывает Наталия Викторовна.

В США девушка провела 4 года. Училась, знакомилась с новой культурой, расширяла кругозор. Когда вернулась на родину, Тула после американских мегаполисов показалась ей маленькой. Делать карьеру отправилась в Москву, где ее, с совершенным владением английским языком, без проблем приняли в международный холдинг. Начались командировки в Лондон, Амстердам, Париж и Прагу. И вроде бы все было интересно, но в какой-то момент девушка поняла, что своей работой пиарщика просто «создает воздух». А так хотелось быть по-настоящему полезной, делать что-то нужное для людей. Да и личная жизнь из-за постоянных разъездов никак не складывалась.

Все изменилось после летнего отпуска, когда Наталия приехала погостить к друзьям в Хамышки. Ей очень понравилось в этом тихом, далеком от мегаполисов месте. А друзья предложили поработать в местной школе учителем английского, на эту должность долго не могли найти педагога. Девушка согласилась. Что повлияло на ее выбор? Авантюра, вызов самой себе или реальная возможность приносить пользу людям? Наверное, все вместе.

Маленький домик, русская печка, деревянный пол… Это только в песне звучит романтично. А привыкшей к городскому комфорту Наталии пришлось топить печку и баню дровами, носить воду из колодца, ощутить в полной мере все прелести сельской жизни. Зато наконец сбылась детская мечта — учить детей.

Фото архив Наталии Балабанчук
Фото архив Наталии Балабанчук

Немного забегая вперед, скажем, что свое личное счастье Наталия Балабанчук обрела именно в Адыгее и в какой-то мере благодаря профессии — с мужем Олегом, учителем истории и обществознания, они познакомились на вожатском семинаре. После замужества Наталия Викторовна перешла в школу хутора Красная Улька. Сегодня семья воспитывает троих детей — дочерей Мирославу и Радаславу и сына Яромира.

За основу Наталия Балабанчук взяла все лучшее, чему научилась в университете и в языковой американской школе. Да и методики современных учебников к этому времени поменялись — во главу угла теперь ставится коммуникативный подход.

— Это старшему поколению страшно говорить на иностранном языке: а вдруг скажу неправильно. У современных детей этого страха нет. Они живут в открытом мире, им доступно общение с иностранцами в интернете. Они выезжают с родителями за границу, впитывают чужую речь, быстрее ее схватывают и пытаются говорить сами, — рассказывает педагог.

Как-то ученица Наталии Балабанчук рассказала педагогу о своем первом опыте общения с носителем языка. Вместе с мамой девочка зашла в одно из майкопских кафе, где иностранный студент, недавно приехавший в Адыгею, безуспешно пытался объяснить на кассе, что он хочет. Девочка подошла и предложила свою помощь, перевела заказ.

— Поощряю это в детях. Лучше сказать неправильно, чем не сказать вообще. Объясняю им, что далеко не каждый британец и американец говорит на правильном английском языке. И что нельзя запоминать грамматику, слушая современный англоязычный рэп. Там все не по правилам. А наша задача — и грамматику выучить, и свободно выражать свои мысли, — говорит педагог.

На своих уроках Наталия Викторовна много внимания уделяет говорению, аудированию, просмотру видеороликов. Вместе с учениками они делают интересные проекты. Ее «фишка» — лэпбук, такая интерактивная папка, где собран материал на определенную тему, которую нужно проработать. К примеру, ученики собирают «улики» английского языка — бирки, чеки, вкладыши с иностранными надписями, а потом вместе переводят. Кстати, Наталия, среди увлечений которой есть и рукоделие, сама делает ребятам в подарок лэпбуки. Эти подарки — своего рода поощрение детям, которые в течение года старательно выполняют ее задания.

Педагог сравнивает себя с родителем — любящим, но строгим. На ее уроке не забалуешь, а забалуешь — придется отрабатывать. Но если уж все выучил или постарался, можно быть уверенным, что на похвалу учитель не поскупится.

Педагогический стаж Наталии небольшой — всего 6 лет, ведь непосредственно в школе она работает не так давно. И все же в республиканском конкурсе «Учитель года — 2018» она вошла в число призеров, опередив по числу баллов более опытных педагогов.

Как признается учитель, конкурс дал ей очень много в профессиональном плане: она отработала свои навыки, познакомилась с опытом других педагогов и на каждом этапе что-то новое узнала о самой себе. Между конкурсантами не было соперничества, а только поддержка, которая помогала.

— Мое кредо — удивлять и вдохновлять своих учеников. Люблю зажигать в них интерес к предмету, показывать им, что английский язык не страшный предмет, что он с изюминкой и разными интересностями, — говорит Наталия Балабанчук.

Владение иностранным языком в современном мире не просто хобби, а необходимость. В ближайшем будущем школьников обяжут сдавать его в рамках Единого государственного экзамена. В 2022 году сдача ЕГЭ по иностранному языку станет обязательной, а с 2020 года она пройдет в тестовом режиме в нескольких регионах. Так что работы у педагога прибавится. Наталия Викторовна к новому испытанию готова. Как позитивный человек, она принимает все, что предлагает жизнь.

 

05.10.2018 в 00:10
Возрастная категория материалов: 16+