Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Зачем ученики допоздна засиживаются в школьной библиотеке, о чем можно узнать из выпускаемых ими альманахов и почему события далекого прошлого становятся яркими моментами настоящего — в материале «СА».

Майкопская СШ №3 — одно из старейших общеобразовательных учреждений Майкопа. Согласно историческим сведениям она была открыта в 1904 году. А в 1963 году случилось важное событие — было введено в строй новое трехэтажное здание школы. В настоящее время в школе обучаются свыше 1 тысячи ребят. И, конечно же, для многих из них именно школьная библиотека является местом встречи с новыми книгами, с материалами для подготовки доклада или написания сочинения, пособиями по математике или химии.

И не только для этого спешат ребята в библиотеку, — рассказала заведующая информационно-библиотечным центром Ирина Белянская. — Здесь ребята могут отдохнуть после занятий, посмотреть фильм, сделать домашнее задание или принять участие в подготовке очередного школьного альманаха.

Пока мы беседовали с Ириной Яковлевной, в библиотеку то и дело заходили ученики: и первоклассники, и ребята постарше. Одним надо было подобрать книги для внеклассного чтения, другим — посоветовать дополнительный материал к контрольной работе по физике. За день порог школьной библиотеки переступают от 30 до 50 школьников, и это в обычные дни, а когда в школе проходит то или иное мероприятие, в читальном зале нет свободного места за столом.

Школьная библиотека стала называться информационно-библиотечным центром в 2013 году, когда под нее было выделено просторное помещение на первом этаже школы — бывшие учебные мастерские. Библиотека была оснащена новыми компьютерами, иной электроникой. Возникла необходимость в техническом сотруднике, который был бы сведущ в компьютерных технологиях. И такой человек нашелся — сын Ирины Яковлевны, Александр Белянский.

Чтобы помнили

В настоящее время в информационно-библиотечном школьном центре проводится большая патриотическая работа с учащимися СШ №3. А началось все с рождественских сказок, которые взялись сочинять школьники накануне 2014 года.

Ребята с таким энтузиазмом принялись за сочинительство, и у них получились действительно новогодние красивые сказки, что стало жалко не подарить этим сочинениям вторую жизнь, — рассказала Ирина Яковлевна. — Мы приняли решение оформить творческие работы в виде красочного альбома-дайджеста и назвали его «Рождественское чудо». На следующий год к юбилейной дате со дня Великой Победы нашего народа над фашистскими захватчиками мы решили подготовить альманах, посвященный Героям Советского Союза и Героям Социалистического Труда — нашим землякам. Название альбому дали «Вспомним всех поименно». Эту работу выполнили ученики 5–6 классов. Ребят так воодушевил сбор материалов о наших земляках-героях, что мы решили и дальше продолжить тему Великой Отечественной войны. Это и есть воспитание в подрастающем поколении любви к Отечеству и взращивание из школьников настоящих патриотов.

Темой для выпуска следующего альманаха стала история города Майкопа, запечатленная в названиях улиц, в архитектурных памятниках. И снова в школьной библиотеке допоздна засиживались ученики, штудируя исторические справочники, подшивки газет, воспоминания старожилов. Отдельным блоком в работе значились улицы Майкопа, названные в честь Героев Советского Союза и России — наших земляков.

Был собран обширный материал о каждом герое, — вспоминает Ирина Яковлевна. — Ребята подготовили доклады на эту тему и выступили перед школьниками. Удивительно было наблюдать, как юное поколение — пяти–шестиклассники — живо реагирует на сообщение, что, к примеру, в нашей же школе или в соседнем учебном заведении учились Герои Отечества.

В прошлом году в ходе Всероссийской акции к 75-летию Сталинградской битвы школьники под руководством педагогов и при активной информационной поддержке Ирины и Александра Белянских подготовили и выпустили альманах «Помни, гордись, передай память о Сталинграде», где рассказали о наших земляках — участниках сражения.

Мы с ребятами изучили Книгу памяти, выписали каждого участника Сталинградской битвы, — рассказала Ирина Яковлевна. — Их оказалось очень много — сотни фамилий! Кто-то из наших учеников с удивлением обнаружил в этом списке знакомые фамилии — родственников, соседей… Школьники засыпали вопросами своих родителей, дедушек и бабушек, и уже старшее поколение подключилось к сбору материалов на эту тему.

Было решено проект по теме «Сталинградская битва» разделить на несколько подпунктов. Вначале ребята подготовили доклад о самой битве — сколько дней она длилась, какие потери понесла наша армия, сколько защитников Сталинграда за героизм, проявленный в боях, были награждены орденами и медалями. Особенно активно над этим проектом работали Дана Абрегова, Валерия Гончарова, Александра Путилина, Даниил Родак, Евгений Чернышевский, Антон Шумаков, Давид Саядян, Полина Поддубная.

Для ребят события той эпохи вдруг шагнули в их сегодняшнюю жизнь. Это и фронтовые письма прадеда, и его старые, уже пожелтевшие фотографии, и воспоминания родителей… Это очень личное, трогательное, и оно никогда уже не сотрется из памяти

Из этой работы сам собой родился проект об орденах, — пояснила Ирина Яковлевна. — Решили с ребятами взяться за разработку и этой темы. Одни школьники искали всю информацию об ордене Богдана Хмельницкого, другие готовили доклад об ордене Суворова, третьи — Кутузова… Как потом признались школьники, кто был занят в этом проекте, они даже не подозревали, насколько богато героическое прошлое нашей страны.

Отдельной темой при подготовке альманаха был проект «Ордена на груди моих земляков», в котором рассказывалось о том, сколько человек и кто именно из жителей Адыгеи был награжден тем или иным орденом.

У нас сложилась настоящая команда единомышленников среди учащихся, кто работает по сбору информации, готовит доклады, — рассказала Ирина Яковлевна. — При работе над проектом об орденах получилось так, что одному из шестиклассников, Жене Чекмареву, не досталось свободной темы. Он вызвался самостоятельно подготовить доклад об Ордене Красной Звезды. И сделал это отлично. Женя с ним уже выступал перед учениками в своей параллели.

Прошлое в настоящем

Когда ребята работали над проектами о Великой Отечественной войне, в разговорах со своими родителями, родственниками, близкими выяснили много нового о своих прадедах-героях.

Например, Валерия Гончарова узнала от своего дяди, что ее прадеду по маме, Федору Федоровичу Симакову, лейтенанту, танкисту, было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Мой прадед родом с Архангельской области, окончил дорожный институт в Ленинграде, до войны строил шоссейные дороги и мосты в республиках Северного Кавказа, — рассказала Валерия. — Сражался с фашистами в составе 17-й гвардейской танковой бригады 1-го гвардейского танкового корпуса 1-го Белорусского фронта, был командиром взвода. Был тяжело ранен, так и выписали его из госпиталя — с осколком в груди. За героизм был награжден орденами Ленина, Красной Звезды. После окончания войны вернулся на прежнее место работы и так же строил дороги, мосты, но уже в Краснодарском крае. К сожалению, он рано ушел из жизни, умер в военном госпитале в 1950 году, когда врачи пытались извлечь осколок…

И таких примеров среди учащихся СШ №3, кто, участвуя в подготовке материала к очередному выпуску альманаха, в своей семье провел большую работу по сбору сведений о своих близких и родных, прадедах-фронтовиках, прабабушках — труженицах тыла, немало.

Для ребят события той эпохи вдруг шагнули в их сегодняшнюю жизнь, — говорит Ирина Яковлевна. — Это и фронтовые письма прадеда, и его старые, уже пожелтевшие фотографии, и воспоминания родителей… Это очень личное, трогательное, и оно никогда уже не сотрется из памяти. И та, казалось бы, такая далекая, страшная, кровопролитная война за Отечество вдруг стала близкой…

В настоящее время большое внимание уделяется именно патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В СШ №3 эта работа поставлена на должном уровне. Учащиеся ежегодно принимают участие в торжественном шествии Бессмертного полка и с гордостью проносят портреты как своих прадедов — защитников Отечества, так и бывших педагогов школы, ее выпускников, кто геройски погиб на полях сражений.

У нас в планах — сбор информации о местах захоронения майкопчан, кто был казнен фашистами во время оккупации города, — рассказала Ирина Яковлевна. — Пока живы очевидцы тех событий, мы хотим увековечить эти места. Например, со слов старожилов, в Майкопе, на углу улиц Шовгенова и Кирпичной, во время оккупации было произведено захоронение замученных в гестапо людей. Это уже мало кто помнит, а через несколько лет и вовсе это может забыться. Хорошо бы на этом месте установить небольшой обелиск или повесить мемориальную доску, свидетельствующую о событии. И таких мест, где фашисты расстреливали наших граждан, — немало, это и балка Конюхова, например. Над этим проектом мы с ребятами будем работать. Для сбора достоверной информации нам понадобится помощь майкопчан-старожилов, кто был очевидцем тех событий. Мы с ребятами так и решили: если не мы, то кто увековечит память о героях? А то, что наши ученики — настоящие патриоты Отечества, это вне всяких сомнений.

22.10.2018 в 10:16
Возрастная категория материалов: 16+