Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Алексей ГусевФото Алексей Гусев

В этом году отмечается 76-я годовщина освобождения Адыгеи от оккупантов. О тех, кто встал на защиту Родины и о том, как хранится память о подвигах Героев — в материале «СА».

Приказ о наступлении

Бои за освобождение территории Адыгеи­ начались после того, как в районе Сталинграда оказалась в окружении, а затем и сдалась 330-тысячная группировка гитлеровских армий во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Опасаясь нового окружения, гитлеровское командование начало отвод своих войск с территории Северного Кавказа. При этом во многих местах, где гитлеровцы успели капитально обосноваться, они оказывали отчаянное сопротивление нашим войскам — захватчиков выбивали из капитально оборудованных укреплений штурмом. На нынешней территории Адыгеи­ выбивать гитлеровцев с насиженных мест нашим бойцам особенно приходилось в Майкопском районе. Сопротивлялись фашисты и в соседствующих с Адыгеей населенных пунктах Краснодарского края — в станицах Черниговской, Самурской, Ширванской.

В январе 1943 года ставка Верховного главнокомандования СССР поставила перед командованием Закавказского фронта задачу — силами группы войск под командованием генерал-лейтенанта Ивана Масленникова немедленно перейти в наступление и преследовать противника по всем направлениям.

Нанесение главных ударов по противнику с целью расчленения его сил поручалось командующему 56-й армией Андрею Гречко. После выхода на рубеж станицы Ставропольской армия Андрея Гречко должна была соединиться с авангардными дивизиями 18-й армии и двигаться на Краснодар, освобождая по пути территорию Адыгеи.

Было приказано перейти в наступление и воинам 23-го пограничного полка под командованием Петра Козака, остановившего захватчиков на перевалах Главного Кавказского хребта и не пустившего их на Черноморское побережье. Это они, воины-пограничники, выбили гитлеровцев из станиц Самурской, Даховской и в полдень 29 января вошли в Майкоп, где уже были партизаны двух отрядов: Майкопского — «Народные мстители» Стефана Козлова и Тульского — «За Родину» Ивана Шляхова.

Ожесточенные бои завязывались и на других плацдармах освобождения Адыгеи. Аул Шенджий, например, был взят нашими войсками только на третий день, аулы Лакшукай и Тугургой по нескольку раз переходили из рук в руки и были сильно разрушены.

За дом родной

История Великой Отечественной войны знает много случаев, когда советским бойцам приходилось участвовать в обороне или освобождении от захватчиков родных мест — города или района, станицы, хутора, аула. Но чтобы отбивать у врага родной дом в буквальном смысле — такое встречалось нечасто. Довелось это нашему земляку Рашиду Напцоку, который родился и вырос в ауле Лакшукай. Этот факт не прошел мимо корреспондента фронтовой газеты «Герой Родины», выпускавшейся политотделом 46-й армии. Благодаря этому мы и узнали фронтовую историю Рашида Напцока, который в буквальном смысле отвоевал у гитлеровцев родной дом.

Но прежде чем это произошло, Рашид Напцок прошел длинный фронтовой путь. В самом начале войны он участвовал в обороне Севастополя. Там получил ранение. После госпиталя попал в формирующийся резервный полк, в составе которого защищал летом 1942 года подступы к Кавказскому хребту. А когда в январе 1943-го началось изгнание фашистов с Кавказа, Адыгеи и Кубани, рота, где Рашид был разведчиком, наступала на Краснодар. На пути был сильно укрепленный узел сопротивления гитлеровцев в ауле Лакшукай. Немцы выгнали аульчан из домов. В саманных стенах проделали бойницы с широким сектором обстрела и отбивали наши атаки на аул. Особенно досаждал нашим превращенный в дот дом на окраине. К нему были скрытые подходы по небольшим оврагам.

Командир роты видел выход в том, чтобы захватить этот дом на окраине, а потом из него начать наступление. Но кого послать на столь опасную операцию? И тут он вспомнил, что у него в разведвзводе есть солдат Рашид Напцок, который родился и вырос в этом ауле. Командир вызвал Рашида и изложил план операции по захвату дома, добавив, что сначала надо хорошо изучить местность. Рашид сказал, что местность он хорошо знает — это его родной дом.

Командир сколотил боевую группу по захвату дома на окраине. Поздней ночью бойцы выдвинулись к окраинному дому, по канаве подобрались к нему и заняли позиции у дверей. Рашид постучал в дверь. Заспанный немецкий голос спросил, чего надо. Рашид еще раз постучался и немец отворил. Бойцы ворвались в дом, уничтожили немецкий наряд. Рашид подал сигнал, что дом захвачен. Рота пошла в атаку. Немцы начали отступать в сторону стоящего на окраине дома. Но каково же было их удивление и какая паника поднялась среди врагов, когда «свои» встретили их метким огнем! Немцы начали в прямом смысле убегать из Лакшукая.

Стоит обелиск в карауле

Когда наши войска вошли 11 февраля 1943 года в аул Шенджий, дорога на аул Понежукай осталась открытой. Немецкий гарнизон ушел в превращенный врагом в укрепрайон Лакшукай, а в Понежукае остался небольшой чешский гарнизон. Благодаря помощи партизанской разведчицы Хани Жачемуковой, которая огородами провела разведчиков авангардной дивизии Федора Курнышева в школу, чехи без единого выстрела сдались. Районный центр аул Понежукай был освобожден.

Рождаются и подрастают новые поколения. Понежукайцы заботятся о сохранении памяти о героическом прошлом в граните и бронзе памятников и обелисков. На мемориале сотни имен партизан-подпольщиков, расстрелянных оккупантами, советских солдат, погибших при освобождении Адыгеи. Читаем имена на гранитных плитах…

Раиса Петровна и Зоя Петровна Сорокины были родными сестрами. Они были партизанскими разведчицами и связными. Предатели из местных полицаев выследили, когда сестры вошли в дом на окраине аула, схватили их и сдали немцам. Фашисты повесили сестер на глазах у всего аула.

Пиюк Чесебиев был секретарем райкома комсомола. Перед оккупацией участвовал в формировании партизанского отряда. Потом и сам ушел в партизаны. Был послан на разведку в аул. По старой схеме предатели выследили комсомольца и сдали гитлеровцам. Разведчика пытали, но Пиюк Чесебиев так и умер под пытками ничего не сказав врагу.

Ахир Батыз до войны был секретарем райкома партии. Перед началом оккупации ушел в партизанский отряд. Был комиссаром отряда. В октябре 1942 года пришел в аул на разведку. Решил остаться переночевать в сарае. Но его кто-то выдал. Полицаи схватили комиссара и отвели в лес, где расстреляли. Жена просила врагов показать могилу. Но тщетно. Когда после освобождения аула был арестован виновник расправы с секретарем райкома партии, он показал в лесу могилу Ахира Батыза. Перезахоронить его в центре аула не удалось. На гранитной плите высекли имя погибшего секретаря райкома партии.

Справка

Освобождение территории Адыгеи от фашистов началось в январе 1943 года со станицы Даховской. До конца января части Красной армии изгнали оккупантов из Майкопа, Майкопского, Гиагинского, Кошехабльского и Шовгеновского районов. Красногвардейский район был освобожден 2 февраля, Теучежский — 4 февраля. 18 февраля 1943 года войска Красной армии освободили Тахтамукайский район — аулы Афипсип и Псейтук. Этот день считается днем окончательного освобождения Адыгеи.

18.02.2019 в 10:13
Возрастная категория материалов: 16+