Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артура Лаутеншлегера/САФото Артура Лаутеншлегера/СА

Сегодня по России не хватает примерно 12 тысяч педагогов. В Адыгее, по данным мониторинга, проведенного Министерством образования и науки республики, к 1 сентября 2019 года в школах прогнозируется около 170 вакансий учителей. Наиболее острая потребность в математиках, учителях русского и иностранного языков, начальных классов, физиках, учителях информатики, а также учителях-логопедах, педагогах-психологах, дефектологах. Решить вопрос нехватки кадров на селе поможет программа «Земский учитель».

Инициативу о введении программы по типу «Земского доктора» озвучил в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин. Глава государства предложил выплачивать педагогам, переехавшим в деревню или малые города, единовременную выплату в 1 миллион рублей, что должно обеспечить педагогическими кадрами сельские школы. Кроме того, президент подчеркнул, что не должно быть различий в качестве образования между сельскими школами и школами в больших городах.

В Адыгее предложение президента России педагогическая общественность встретила более чем позитивно. Сегодня в сельской местности республики находится 108 школ. В них работает 2,3 тысячи педагогических работников, из них 2 тысячи — учителя.

Некоторые меры поддержки педагогам, работающим в сельских школах, в Адыгее действуют уже несколько лет. Так, им выплачиваются стимулирующие выплаты за работу в сельской местности — 25%, всем молодым педагогам в возрасте до 27 лет (в городе и в селе) установлена выплата в размере 50% от должностного оклада. Педагоги, работающие на селе, принимают участие в мероприятиях по реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.

Владимир Путин предложил выплачивать педагогам, переехавшим в деревню или малые города, единовременную выплату в миллион рублей, что должно обеспечить педагогическими кадрами сельские школы

Плюс в каждом районе предусмотрены свои меры поддержки учителей. К примеру, в Кошехабльском районе оплачивается съемное жилье молодым педагогам, производится оплата второго высшего образования (переподготовка) учителей.

В Гиагинском районе муниципальная программа «Социальная помощь мало­имущим гражданам и другим категориям граждан» в 2019 году дополнена подпрограммой «Обеспечение жильем молодых учителей в Гиагинском районе на 2019–2021 годы».

Цель подпрограммы — создать условия для привлечения молодых учителей в общеобразовательные учреждения района, обеспечить их жильем, удовлетворить вакансии, привлечь и закрепить для работы в образовательных учреждениях выпускников высших и средних педагогических учебных заведений, молодых специалистов. Подпрограмма реализуется в течение 3 лет, финансовое обеспечение подпрограммы на весь период осуществляется за счет средств бюджета Гиагинского района и составляет 3 миллиона рублей.

В соответствии с разработанным регламентом мы проведем прием документов и на конкурсной основе выберем педагогов, которые готовы будут прийти на работу в те школы и в тех населенных пунктах, где потребность в данных кадрах наиболее острая. Для этого конкретного специалиста мы приобретем жилье, которое предоставим по договору социального найма на 5 лет, а по прошествии этого срока (без учета декретного отпуска для женщин) передадим педагогу в собственность. Наше отличие от программы «Земский учитель» в том, что миллион рублей мы выделяем только на жилье, возраст же педагога не должен превышать 35 лет, — рассказала начальник Управления образованием Гиагинского района Ирина Панасенко.

В муниципальную целевую программу «Развитие образования Тахтамукайского района» включен раздел «Совершенствование учительского корпуса». В программу внесены такие мероприятия, как единовременная выплата молодым специалистам, впервые приступившим к работе, чествование молодых специалистов.

И все же, несмотря на эти меры поддержки, значительная часть молодежи уезжает учиться в большие города и не возвращается на свою малую родину.

— В Майкопском районе кадровая ситуация неплохая: за последние 2–3 года наши школы пополнили молодые специалисты. Средний возраст учителя в нашем муниципалитете — 50 лет. Учителей в возрасте за 60 у нас не так много — всего 1,5%. Однако некоторую нехватку предметников мы ощущаем — нужны физики, математики, учителя русского языка. Если учитель, приезжая в село, будет получать миллион рублей, возможно, в село будут чаще возвращаться выпускники наших школ с педагогическим образованием. Такая материальная поддержка позволит улучшить и омолодить кадровый состав школ, — говорит руководитель Управления образованием Майкопского района Лариса Милосердина.

Мы давно ждали чего-то подобного. Действительно, часто в сельской местности ощущается нехватка специалистов, особенно педагогов-предметников. Чтобы привлечь учителя на село, нужно стимулировать педагогов, и не только молодых. Преимущество анонсированной президентом федеральной программы «Земский учитель» в том, что появилась возможность привлечения не только молодых педагогов, но и учителей с большим стажем. А сельские школы нуждаются и в опытных кадрах. Программа «Земский учитель», на мой взгляд, должна решить эту проблему. Один миллион рублей — ощутимая поддержка, можно приобрести жилье, а это очень важно, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе СОШ №4 Гиагинского района, руководитель клуба «Учитель года республики» Людмила Кесебежева.

Как отмечает министр образования и науки республики Анзаур Керашев, программа «Земский учитель», предложенная президентом РФ в ежегодном послании Федеральному собранию, принесет положительные изменения — поможет привлечь специалистов в школы сел и небольших городов.

Планируется, что программа «Земский учитель» будет запущена с 2020 года.

02.03.2019 в 11:43
Возрастная категория материалов: 16+