Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото администрация МайкопаФото администрация Майкопа

Выдающемуся деятелю российского театрального искусства, профессору, режиссеру, актеру, педагогу, заслуженному деятелю искусств РФ и Республики Ингушетия, народному артисту Республики Адыгея Аскеру Хусейновичу Курашинову 25 марта исполнилось бы 80 лет. В 2014 году жизнь Курашинова оборвалась, но его дело живет в его учениках. СА» публикует воспоминания учеников о нем.

Юрий Нехай — режиссер кино и телевидения, автор фильмов «Черкесия: Адыгэ Хабзэ», «Юрий Богатырев — большой-большой ребенок», «Парни из нашего городка» и других:

Есть моменты, когда хочешь сказать многое и подобрать самые правильные и важные слова, но никакие слова не отражают ту благодарность и уважение, которое я испытываю к своему мастеру. Я до сих пор разговариваю его словами, при работе над сценарием, на сцене или съемочной площадке часто звучат такие фразы: «несетесь без сопротивления к финалу, потому что знаете его», «вываливаетесь из предлагаемых обстоятельств» и другие, ставшие крылатыми, выражения Аскера Хусейновича. Вообще с годами я все глубже понимаю истинное значение сказанного им. Наверно, поэтому мне кажется, что я лучше знаю своего Мастера именно сейчас и тем острее чувствую, как его не хватает.

Анна Малукало — заслуженный работник культуры Кубани, заместитель директора Краснодарского музыкального театра:

1996 год, мне 16 лет, я окончила школу в своей станице и поехала поступать в Академию культуры. Я собиралась поступать на «режиссуру», а набора не было. Зато в тот год впервые в Краснодаре набирали студентов на факультет «театра драмы и кино». Не очень хорошо помню приемные экзамены. Помню лишь вокруг калейдоскоп лиц, людей, новых знакомых. Они все цитируют великих, поют философские песни собственного сочинения, они умнее, талантливее меня… Когда вышла на сцену, мне очень мешало, что не вижу комиссию, хотелось видеть глаза, лица. «Читайте, что вы подготовили», — прозвучал мужской ироничный голос. Ну, я и давай. Есенин, «Песнь о хлебе». С надрывом, драмой, слезой в голосе, все, как положено, я же на драматическую актрису претендую. Через 10 секунд: «Э-э-э-э, что ты делаешь?» — голос был тоже мужской, но другой. Далее следовала небольшая лекция о том, что: «В твои годы надо читать веселое-молодое-задорное, а ты нам тут трагедию лепишь». Веселое? Пожалуйста! «На рынке корову старик продавал…» Очень они тогда смеялись. Мне кажется, меня только поэтому и взяли на курс, из-за коровы, а не потому, что я поразила их своим огромным талантом. Когда я через пару лет в дисциплине «режиссура» возьму на постановку фрагмент из пьесы М.Горького «Васса Железнова», Аскер Хусейнович скажет примерно следующее: «Э-э-э-э, Малукало, ты опять? Что тебя так в драму тянет? Ты успеешь еще поиграть старух. Заставить человека смеяться гораздо труднее, чем плакать, а у тебя смешить получается, этим надо пользоваться». Я тогда его не послушала, настояла на своем, и мой фрагмент получился не таким уж плохим. Но лучшей моей ролью так и осталась госпожа Мамаева Клеопатра Львовна в пьесе А.Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Мастер на то и мастер, что видит нас не такими, как нам хотелось бы, а такими, какие мы есть.

Наталья Фабрая, директор Брюховецкой межпоселенческой центральной библиотеки:

С 1991 года по 1995 год я училась в институте культуры на курсе Аскера Хусейновича Курашинова, группа РТП — 91. Это были чудесные годы. Мы все сдружились как-то очень быстро. С самого первого курса стояли друг за друга везде и всегда.

Аскер Хусейнович был широкой души человек. Он всегда мог выслушать и вникнуть в проблему, помочь, подсказать. Я ему благодарна за то, что он не отпустил меня на заочное отделение. Теперь столько воспоминаний, связанных с учебой, не заменит ничто. Аскер Хусейнович не боялся идти на эксперимент, и наши работы были успешны у зрителей. Он всегда требовательно относился к своей работе и от нас требовал того же. Даже и сейчас, сидя в зрительном зале, на спектакле, хочется в некоторых моментах сказать знаковое слово: «Отказ!» — так говорил наш Мастер. Любить театр научил нас Курашинов. Я всегда с гордостью произношу его имя, и даже пробирает до слез, когда что-то слышу или читаю о нем.

Валентина Бестаева, капитан внутренней службы, старший специалист Культурного центра Главного Управления Министерства внутренних дел России по Краснодарскому краю:

В моей памяти Аскер Хусейнович останется неизменно с папкой в руках, в своем пальто и кепке. Именно таким он приходил на наши занятия, именно таким мы видели его, выглядывая из окон. «Я учу вас не просто профессии, — говорил он нам. — Я учу вас жизни…» Осознание этого пришло спустя годы. Его внимательный взгляд из-за режиссерского столика в зрительном зале до сих пор сопровождает каждый мой выход на сцену. Это была лучшая похвала. Я знала: если плохо, он отворачивался, не мог смотреть. «Одна маленькая слезинка, докатившаяся до середины щеки, дороже ведра пролитых слез. Сдерживай себя. Ты только кажешься слабой. Валентина, ты сильная, борись!» Эти слова до сих пор со мной. Они помогли мне в очень сложных жизненных ситуациях. Стоя за кулисами перед выходом, я вспоминаю каждый раз слова Аскера Хусейновича: «На сцене нужно «священнодействовать». И выхожу к зрителю, как на исповедь, как к последнему причастию.

Диомид Виноградов, актер и режиссер озвучивания и дубляжа фильмов:

Учитель навсегда остается примером и ориентиром. Хороший учитель задает направление движению, позволяет творческому потенциалу проявиться. Могли ли мы, юные максималисты, решившие приобрести творческую профессию, понять, хороший ли нам достался учитель? Скорее всего нет. Иначе бы мы с еще большим усердием внимали его наставлениям и не спорили, отстаивая свои ошибочные убеждения. Аскер Хусейнович терпеливо наблюдал за нами и позволял совершать ошибки. Ибо в процессе обучения ошибки не имеют фатального значения, ведь именно ошибаясь, мы наглядно могли увидеть свой просчет и с каждым промахом все больше и больше проникались доверием к своему мастеру. Мы с благодарностью вспоминаем тот миг, когда наш учитель взял нас под свою защиту и покровительство, которые, пожалуй, трудно было найти в каком-нибудь другом лице. Только с течением времени мы смогли оценить ту деликатность и мудрость, которой с нами делился Аскер Хусейнович. Становясь старше, мы с каждым годом лучше понимали те поучения, которые он нам давал. И впоследствии все наши суждения и оценки, касавшиеся творческой сферы деятельности, происходили через призму полученных его наставлений. Во время учебы мы все были окружены отеческой любовью и заботой со стороны нашего мастера.

Анна Еркова, заслуженная артистка Кубани, актриса Краснодарского академического театра драмы им.Горького:

Я поступила на службу в Краснодарский академический театр драмы в 2000 году. Прошло почти 19 лет. За это время мною было сыграно много ролей, и за каждую из них я могу сказать спасибо Аскеру Хусейновичу Курашинову. Спасибо за ту любовь и преданность профессии, которую он нам привил. Спасибо за все знания и опыт, которые он нам отдавал. Он учил нас не только профессии — он учил нас порядочности, честности, дружбе. Он часто повторял: «Искусство нужно делать чистыми руками». Пожалуй, именно эта фраза мне врезалась в память на всю жизнь. Именно этому напутствию я стараюсь следовать и по сей день.

Наталья Арсенова (Виноградова), начальник отдела по взаимодействию со СМИ, МО «Крымский район»:

Аскер Хусейнович дал мне фундаментальное понятие командного взаимодействия. Он научил слушать партнера, оценивать человека по действиям, а не по словам. Понимать даже молчание собеседника, взгляд, шаг. Но главное — это верить в себя, не подводить и помогать людям. Он в каждого из нас верил с самого первого дня, когда выбрал нас из десятков желающих попасть к нему на курс. Он научил нас вставать всегда, когда заходят старшие, уступать место, не быть равнодушными. Он дал нам именно ту путевку в жизнь, с которой хочется жить.

Асият Тамбиева-Нехай, сотрудник Совета Федерации. Режиссер публицистических программ и прямых трансляций:

1991 год. Институт культуры и искусств. Мы были первой группой в его педагогической практике. Знаменитый театральный режиссер не давил авторитетом, а общался с нами на равных. Казалось, это он учился у нас, а не мы у него. Каждый со своим характером, амбициями. После первых двух месяцев учебы у нас произошел конфликт между Мастером и группой. Но он смог отыскать в каждом причину конфликта, объяснить ее, принять и мягко исправить. Смог выявить лучшее в каждом из нас и окрылить. Меня, например, Аскер Хусейнович никогда не называл по имени. Он дал мне прозвище «Контра», и я, гордая и отчаянная, согласилась с ним. Это было не обидно, скорее, объективно и по-родительски, чутко. Своим примером Аскер Хусейнович задал нам высокую планку. Очень высокую (это я сейчас понимаю). Даже спустя много лет любую свою работу я оцениваю через призму его мнения. Что бы сказал на это Аскер? Похвалил или нашел бы недочеты? И когда получаю награду за очередной проект, то всегда говорю; что у меня был Великий Мастер, это он меня всему научил.

Александр Гилязетдинов, актер театра. Заслуженный артист Кубани:

Аскер Хусейнович научил меня трепетному отношению к профессии актера. Его метод обучения сценическому искусству дал мне четкое понимание профессии. Он был большим человеком, незаурядной личностью и хотел, чтобы каждый из нас стал личностью тоже со своей яркой индивидуальностью. При этом Курашинов учил нас быть искренними и скромными. Никогда не забуду его лекции, которые порой превращались в шекспировские монологи, в которых сквозило огромное количество добрых мыслей. Одна из них гласила: «Уважайте старших!». Я помню, как он даже грозился организовать за нами «тайную слежку», задачей которой было узнать, уступают ли его студенты места в общественном транспорте представителям старшего поколения. Все тогда смеялись, но если вдуматься, то становится ясно, каких людей он хотел из нас воспитать.

Виктория Лапина, министр культуры Краснодарского края, заслуженный работник культуры Кубани:

Учитель с большой буквы — это о нем, нашем дорогом и любимом Аскере Хусейновиче, который научил нас главному — быть настоящими людьми искусства, искренне и верно служить ему и нести культуру в своем сердце, наполняя этот мир прекрасным!

Он всегда учил нас быть единой семьей, привил необходимость следовать таким важным человеческим понятиям, как честность, порядочность, чувство локтя. Он был хорошим другом и вместе с тем требовательным педагогом.

Все пронзительно видел наперед. Его нельзя было обмануть. Даже когда мы опаздывали на уроки по актерскому мастерству, еще не заходя в аудиторию, понимали, что, какие бы причины мы ни придумывали, все они будут испепелены напрочь его пристальным взглядом.

А еще он никогда не боялся говорить правду и быть самим собой, даже если станет кому-то неугоден. Не хотел и не стремился быть фаворитом или кумиром, не был баловнем судьбы, а просто хотел быть и был настоящим человеком.

Самир Кулиев, актер, шоумен, теле-, радиоведущий:

Когда мы вспоминаем Аскера Хусейновича Курашинова, в памяти возникает глубокий океан, полный множества интересных фактов и трогательных воспоминаний. Для всех нас Аскер Хусейнович Курашинов был прежде всего настоящим мужчиной, наставником, отцом. Справедливый, умный, талантливый, благородный человек, проживший невероятно насыщенную, красивую, яркую жизнь. Его судьба достойна эпического фильма: трудное детство, война, голод, затем учеба в Москве, опыт и знания, которые он приобрел в общении с великими и талантливыми людьми, у которых учился, с которыми дружил. Невероятная работа над собой, которую проделал этот мальчишка из маленького аула, став талантливым актером и выдающимся режиссером, тонко чувствующим настроения своего времени, помогла поставить многокрасочный спектр ярких спектаклей, расширивших границы адыгского, краснодарского и, как следствие, российского и мирового театрального искусства.

Но была одна особенная черта его многогранного таланта — это умение преподавать. Аскер Хусейнович учил своих воспитанников, то есть нас, не мыслям, а мыслить. Он делал все, чтобы каждый сумел полюбить искусство, занял свое достойное место в жизни, обрел радость и гармонию с окружающим миром и самим собой, вне зависимости от того, как распорядится судьба.

Выйдя из стен института, я, как и тысячи мечтателей и выпускников творческих вузов, приехал покорять Москву, но лишь с одной разницей: я гордо нес на своих плечах звание — ученик Курашинова. И теперь, спустя почти двадцать лет со дня выпуска, стараюсь покорять новые вершины, иногда получается, иногда нет, но знаю, что завтра настанет новый день, и я снова ринусь в бой. Когда мне сложно, перед глазами всегда наш Мастер, его наставления и мысли, которые помогают жить, творить, надеяться и верить.

Вот уже пять лет нашего дорогого Аскера Хусейновича нет с нами, но его дело продолжается в его цитатах, спектаклях, поэтических записях, которые мы вспоминаем, и, конечно, в тех делах, которые мы совершаем в профессии и в жизни с памятью о нем. Наши сердца, в которых горит вечный огонь любви к искусству, полны благодарностью и любовью за каждое драгоценное мгновение, которое этот светлый человек уделил каждому из нас. Мы благодарны Аскеру Хусейновичу, его замечательной жене Симе Гаруновне и всей семье, которая принимала и принимает нас как родных. Низкий вам поклон.

25.03.2019 в 18:20
Возрастная категория материалов: 16+