Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур Лаутеншлегер / САФото Артур Лаутеншлегер / СА

Пура в «Доме, где все кувырком» Портеса, Пересветова в «Самоубийце» Эрдмана, Иветта Потье в пьесе «Мамаша Кураж и ее дети» Брехта, Липочка в «Свои люди — сочтемся», Сваха в «Женитьбе Бальзаминова» А.Островского и даже Маленький принц из одно­именной философской сказки Экзюпери. Все эти образы ярко воплотила заслуженная артистка Адыгеи­ Лариса Денисова. В эти дни актриса Русского государственного драматического театра им.А.С.Пушкина отмечает юбилей, что послужило поводом для встречи.

В Русском госдрамтеатре Лариса Николаевна играет около 40 лет. Зрители знают и любят ее как исполнительницу острохарактерных ролей, актрису, которая не боится быть смешной и даже гротескной. Однако этого яркого актерского пути на подмостках театра республики могло не случиться. Первая роль в Русском театре оказалась провальной…

Только переехавшей в Майкоп артистке дали роль Феди Лямина в пьесе «Леди Макбет Мценского уезда». Толком не привыкшая к новой сцене актриса растерялась, пробираясь через сложные многоярусные декорации. И надо же было, что именно этот, еще не обкатанный спектакль приехали оценивать московские критики. Игру девушки разнесли в пух и прах. Несмотря на то, что Лариса Денисова уже несколько лет успешно играла в Димитрово­градском городском драмтеатре и была признана публикой, в этот новый этап ее карьеры критика серьезно ранила ее. Захотелось все бросить и уехать. Однако ее амплуа травести было востребовано в драмтеатре Адыгеи, и актриса осталась, продолжив карьеру.

Поиски себя

Лариса Николаевна окончила Куйбышевский (сегодня Самарский) государственный институт культуры. Училась на курсе именитого театрального режиссера, актера, педагога и публициста, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР Петра Монастырского. В 1970-е он был главным режиссером Куйбышевского (Самарского) академического театра драмы им.М.Горького, который, как тогда говорили, гремел на весь Советский Союз. Педагоги тоже были как на подбор: актерское мастерство преподавал народный артист РСФСР, в те годы ведущий актер того же театра драмы Михаил Лазарев, сценическую речь — известная актриса Московского художественного театра Елена Доброхотова.

Мы ловили каждое слово, каждый взгляд этих мастеров, как губки впитывали все, что нам давали педагоги. Нам было стыдно, если мы что-то делали не так, неправильно работали над ролью, мы старались быть ответственными, — вспоминает актриса.

Это была настоящая школа актерского мастерства. Именно в студенческие годы актриса научилась наблюдать за жизнью, находить в случайно встреченных людях такие характерные черты, которые могут пригодиться для роли: говорок, манеру общения, мимику, жесты.

Бывает, такой характер увидишь в жизни — яркий, цепляющий, необычный. Слушаешь, запоминаешь, внимательно наблюдаешь и «кладешь на полочку» этот типаж: не к этой, так к другой роли пригодится. А потом я снимаю этот образ с «полочки» и примеряю. Что-то, конечно, устаревает, перестает быть злободневным. То, что когда-то сильно взволновало или произвело впечатление, сегодня уже не звучит, — говорит актриса.

В студенческие годы шло становление не только актерское, но и личностное. Надо было понимать и принимать себя, искать свой путь. За Ларисой Денисовой практически сразу закрепилось амплуа травести. Невысокий рост, миниатюрность, худоба — то, что нужно для перевоплощений в роли мальчиков, подростков. По мнению театральных критиков, актрисы этого амплуа — обладательницы редкого дара и в современной театральной среде встречаются все реже. Но, как это часто бывает, мы редко ценим то, что нам дано, всем сердцем желая того, чем мы не обладаем. Так и юная Лариса с тоской поглядывала на актрис, полностью ей противоположных, — высоких, статных обладательниц женственных форм.

Актриса вспоминает, как с восхищением наблюдала за красавицей-студенткой, соответствующей этим канонам красоты: высокая, фигуристая, женственная. Заметивший переживания своей воспитанницы педагог Михаил Лазарев дал Ларисе совет: «У тебя своя харизма, свое очарование, ты интересна по-своему, а она по-своему. Как в жизни все люди разные, так и на сцене нужны разные актеры. Главное — себя не потерять». Эта фраза возымела свое действие, актриса сосредоточилась на своем уникальном творческом пути.

Фото Артур Лаутеншлегер / СА
Фото Артур Лаутеншлегер / СА

Только тогда ты будешь естественна на сцене, когда будешь самой собой. Моя роль — это я в предлагаемых обстоятельствах. А другая актриса в той же роли будет собой в предлагаемых обстоятельствах. В этом наша уникальность, — говорит Лариса Николаевна.

Любимые роли

Лариса Денисова — обладательница многочисленных грамот и профессиональных наград, но счет им давно не ведет и уж тем более не демонстрирует их напоказ. Все это осталось в юности, когда такого рода признание было действительно ценно и важно.

По старым ролям тоже не ностальгирует. Любимая роль — всегда новая, только-только выстраданная, еще не оформленная, но требующая внутренней работы.

Актерская профессия, наверное, как и любая творческая, все время точит изнутри. И вроде бы спектакль сдан, и проверку зрителем прошел, но все равно не можешь уснуть, проигрываешь в голове заново все фрагменты, ситуации. Пока тебя эта роль мучает, пока ты ее выстраиваешь, страдаешь над ней, ты ее сильно-сильно любишь, а потом, конечно, привыкаешь, относишься к ней спокойнее, — говорит Лариса Денисова.

Сегодня любимая роль — тетушки Генриетты в спектакле «Тетки» по пьесе российского драматурга Александра Коровкина. Любимая, потому что новая, и все творческие муки актриса испытывает в настоящий момент — премьера спектакля состоится только в апреле.

Когда режиссер (Николай Иванченко) дал мне сценарий, я решила почитать его на ночь. И… не могла уснуть до утра. Я хохотала буквально с первых страниц пьесы. Это комедия положений: две тетушки случайно отравляют пришедшего к ним чиновника и пытаются скрыть следы преступления с помощью племянников. Это чистая буффонада, которую я просто обожаю, — рассказывает Лариса Денисова.

По признанию актрисы, когда читаешь сценарий, все представляется ярким и образным, но стоит начать работу над ролью, как эта легкость мгновенно улетучивается. Воплотить свой персонаж, вывести его на сцену таким же настоящим, как у автора книги, — высшее актерское мастерство.

Сложно ли не повториться, если твой персонаж был воплощен в кино выдающимися советскими актерами? — спрашиваем у актрисы.

Абсолютно не сложно. В классике можно вытащить все что угодно. Многое зависит от позиции режиссера, его выбора пьесы и подбора актеров, от того, как он это видит и что сегодня хочет сказать этим произведением. Во всех классических произведениях можно найти сегодняшний день. Поэтому она и классика. А то, что злободневно, конечно, выстреливает, но так же быстро потухает, — говорит Лариса Николаевна.

Быть прекрасной

Многих знаменитых российских актрис театра и кино обвиняют в том, что они делают пластические операции, не в меру молодятся. Лариса Денисова уверена: актриса может и должна заниматься своей внешностью.

Актриса считает обязательным выглядеть элегантно и молодо всегда, не только в день премьеры, но и в любой будний день. Она всегда ухоженная, с продуманным макияжем и идеальным маникюром. И никаких кедов — только каблуки. Сама женственность.

Это закалка еще советской школы. Считалось позором, если актрису кто-то видел на улице с авоськами. Ведь раньше, до развития телевидения и появления интернета, люди чаще ходили на спектакли, знали всех театральных актеров в лицо. Выйти за картофелем считалось неприличным для актрисы, — рассказывает Лариса Денисова.

Но это не значит, что наша героиня всегда «в образе». Свободное время она любит проводить на даче, сажать цветы, ухаживать за фруктовыми деревьями, собирать урожай. Коллеги по цеху признаются, что не представляют Ларису Николаевну с лопатой или тяпкой. «И напрасно», — отвечает она им, с удовольствием ухаживая за клумбами и посадками.

Но на работе всегда выглядит королевой. При этом играет роли своего возраста.

Мне не интересно играть молодых героинь. Это уже прошло, мне скучно это делать. Мне интересно свой возраст играть. Я так давно мечтала воплотить Бабу-ягу, и вот наконец мне дали эту роль. Люблю острохарактерные роли, почти клоунские, смачные, а вот эту «розовость» и лиричность — нет. Это же самые скучные роли — лирических героинь. Только если актриса сама по себе харизматична, ее роль выстреливает. А вообще, все эти лирические героини самые плохо выписанные в драматургии, самые никакие, — делится Лариса Николаевна.

На вопрос о роли, которую мечтает сыграть, Лариса Денисова отвечает:

Есть несколько ролей, которые я мечтала бы сыграть, но я никогда это не озвучу просто потому, что элементарно стесняюсь. Стесняюсь сказать это вслух.

— Но так ведь можно и не дождаться роли?

Конечно! И сколько таких ролей, которых я не дождалась уже по возрасту. Были роли, которые я хотела сыграть и чувствовала, что могла бы, но не дали… Но попросить роль… Боюсь, что меня неправильно поймут, будут надо мной смеяться. Боюсь саму себя, что я почувствую эту реакцию, даже не в словах, а в жесте или взгляде, и оскорблюсь. И тогда закроются все мои актерские резервы, и мне придется уйти из профессии. А я этого не хочу. Моя мечта как можно дольше быть востребованной в театре. Вот этого всего я себе желаю в свой юбилей.

30.03.2019 в 13:58
Возрастная категория материалов: 16+